Алибаев Гатаулла Абдулмаликович

Алибаев Гатаулла Абдулмаликович (Абдельмаликов Гатаулла), 1836 г.р., д.Валитово Тангауровской волости Орского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Валитово сельское поселение Целинный сельсовет Хайбуллинского района Республики Башкортостан)  мусульманский религиозный деятель, ишан, духовный просветитель, последователь суфизма, сторонник братства Накшбандия.


Жизнедеятельность Гатауллы ишан Абдельмаликова:

Первоначальное духовное образование получил в мектебе деревни Валитово, продолжил обучение в Стамбуле. После возвращения на родину открыл медресе, где преподавал учение суфийского братства Накшбандия, Был обвинен ортодоксальными религиозными деятелями в бидгате (нововведениях). В 1873 г. сослан властями в Вологодскую губернию. В 1881 г. вернулся на родину и работал в своем медресе. Активно участвовал в реформировании мусульманского образования. Совершил хадж. Занимался врачеванием, получил признание как аулия.

Умер и похоронен в 1914 г. в д.Валитово Тангауровской волости Орского уезда Оренбургской губернии.


Источник информации: С.Ш.Ярмуллин. Абдельмаликов Гатаулла // Башкирская энциклопедия. В 7 т. / Гл. ред. М.А.Ильгамов. Т.1. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005. 624 с. С.8.

На фото: Могила Гатауллы ишана. Йыйын 11 июля 2009 г.


Дополнительная информация:

1) Источник: газета «Хайбуллинский вестник» от 16 июля 2009 г., №78, стр.2.


МОМЕНТ ИСТИНЫ, время духовного озарения.

11 июля в деревне Валитово состоялось большое мусульманское мероприятие – йыйын, посвященный памяти религиозных деятелей – Гатауллы ишана Абдельмаликова, Зайнуллы ишана Расулева, Габдуллы Саиди ишана, Мужавира хазрета и других известных личностей Башкортостана. В деревне Валитово находится могила Гатауллы ишана (1835-1914). Имя Гатауллы ишана в годы репрессий было предано забвению, поэтому отрадно, что даже почти через столетие вспомнили о личности, которую в народе называли Святым, он творил для людей только добро, многим дал знания и озарение, и помогал осознать смысл жизни.

Похоже, настал тот заветный час, пришло историческое время правды об известных личностях, великих, преданных сыновьях башкирского народа, чьи имена не знали предыдущие поколения, настало время отдать дань уважения, почтить их светлую память, получить их Благословение.

На священной, благодатной земле Гатауллы ишана мы прикоснулись к незабвенным нравственным основам народа, к чистому и светлому источнику духовной силы, неиссякаемой благой энергии. Невидимая нить объединила всех в едином порыве добродетели.

На широком ковыльном майдане вблизи деревни Валитово нас встречали стройные ряды разукрашенных башкирских юрт. Особую значимость мероприятию придавали уважаемые аксакалы и приветливые, доброжелательные женщины в платках, собрались здесь и молодые люди. Сюда приехали гости из различных уголков республики: городов Мелеуз, Белорецк, Учалы, Сибай, Уфа, делегации из Зианчуринского, Учалинского, Абзелиловского, Баймакского, Зилаирского, Бурзянского районов и другие. Йыйын, организованный Исполкомом Курултая башкир Хайбуллинского района и районов Зауралья, ставил своей целью: сеять среди подрастающего поколения зерна добра и милосердия на примере жизни таких известных личностей, как Гатаулла ишан, формирование национального самосознания, организацию встречи на хайбуллинской земле, где захоронен Святой Гатаулла ишан, братьев-мусульман для общения и укрепления дружеских связей.

После торжественного открытия йыйына Зайнуллой хазретом, нмам-хатибом мечети села Бурибай, аят во имя процветания многонационального Башкортостана и России, благополучия района, за мир и спокойствие в каждой семье прочитал имам-хатиб мечети деревни Валитово Фаниль хазрет.

Участников мероприятия далее приветствовал глава администрации муниципального района Хайбуллинский район Р.А.Бикбов: – Сегодня мы собрались здесь с святой миссией – почтить память великого Гатауллы ишана, – отметил он, – чтобы прочитать аяты в память об известных личностях, во имя укрепления мощи всей страны, многонационального Башкортостана и благополучия района. Мы свято храним историю своих предков, уделяем большое внимание духовной жизни людей.

Такие мероприятия объединяют мусульман, духовно обогащают, дают силы для сотворения добра. Самое главное – призывают народ к вере. Ислам дает людям великую духовную силу, поэтому, опираясь на веру, сознательность людей, духовное наследие народа, мы можем успешно развиваться дальше. Желаю всем здоровья, успехов, пусть все народы живут в мире и спокойствии.

В своем выступлении председатель исполкома Курултая Башкир Зауралья X.X.Ибрагимов остановился на социально-экономическом развитии района, расширении строительства и благоустройства населенных пунктов. Еще раз назвав имена известных духовных личностей, он коснулся отдельных страниц истории, ознакомил собравшихся с родословной (шежере) Гатауллы ишана.

Свое отношение, пожелания и благословение этому дню высказал Нуретдин хазpeт из Зилаирского района. А ветеран педагогического труда, краевед нашего района, историк Р.Г.Насыров отметил: «Жизненный путь Гатауллы ишан недостаточно изучен, мы мало знаем о нем. Если бы он был литератором, о нем бы давно ученые написали. Если бы он был ученым, в какой либо области науки, то об этом мы бы знали. Историки не смогли отразить научно-обоснованно его биографию. Верю, что после этой встречи представители духовенства задумаются о том, что про Гатауллу ишана нужно писать книги. Мы обязаны возродить и увековечить его имя...».

Агляметдин хазрет из города Сибай прочитал аят благославления Президенту Республики Башкортостан М.Г.Рахимову, Премьер-министру Правительства Республики Башкортостан Р.С.Сарбаеву, главе администрации муниципального района Хайбуллинский район Р.А.Бикбову и посвятив его всем башкирским батырам, мусульманам Башкортостана. Президент РБ Муртаза Губайдуллович Рахимов, поддерживая данный йыйын, внес свое пожертвование (садака) во благо мира и спокойствия в Башкортостане, России, во всем земном шаре. После прочтения аята мусульмане раздали милостыню (хаер).

На встрече для многих стало незабываемым моментом то, что сохранился посох хаджы Гатауллы ишана. Святую вещь бережно хранит у себя и привез сюда житель деревни Исянгильдино Ильдус – внук односельчанина Гатауллы ишана Исхака олатая.

В дальнейшем от имени гостей йыйына аят прочитал имам-хатиб Баймакского района Хурматулла хазрет. Теплые чувства оставили выступления Исмагила хазрета из Белорецкого района, Иргали хазрета из Акъяра, писательницы из г.Сибай, автора книги о Мужавире хазрете Лиры Якшибаевой. Радушно приветствовали и выступление журналиста из газеты «Вечерняя Уфа» Ахмара Утябаева, поддержав его предложение превратить такие встречи во всенародный праздник.

Почетным гостем из г.Уфы стал Хамза муфтий, который семь раз совершил хадж в Мекку. «Очень рад, что удалось попасть сюда, – отметил он. – Думаю, что сегодня хаибуллинцы переживают большие изменения. Спасибо всем, кто организовал этот большой йыйын. Приехал сюда не с пустыми руками – привез в подарок Священную книгу «Коран», выпущенную тиражом 10 тысяч экземпляров. Я возглавляю фонд милосердия в республике, и, благодаря его помощи, построено 8 мечетей в республике. Отдавая дань уважения данному мероприятию, хочу сообщить, что для съемок фильма и создания книги о Гатаулле ишане будет выделено 75 тысяч рублей».

Конечно, в этот день было немало желающих выступить, к микрофону выстраивалась очередь. Каждый желал высказать свои пожелания, выразить благодарность, дать благословение, помолиться, поделиться знаниями о Гатаулле ишане. Среди них были и близкие, родственники нашего земляка, речь которых была наполнена безграничной гордостью Гатауллой ишаном, словами душевной благодарности всем организаторам этой встречи.

Большой йыйын завершился чтением обеденного намаза и молитвы дождя и с пожеланиями плодородия.

На этом мусульманском празднике, прошедшем на республиканском уровне, свои юрты установили не только представители сельских поселений района, но и гости из других районов. В каждой юрте принесли в жертву баранов и приготовили богатое угощение. Хозяева юрт приглашали всех отведать жертвенное мясо, поили горячим чаем и угощали всякими явствами, вкусными блюдами. Везде чувствовалось родственное уважительное отношение друг к другу, что присуще обычаям «традициям башкирского народа.

Очень радовало и воодушевляло то, что здесь было очень много молодежи, детей, ибо в обычных религиозных праздниках мы привыкли видеть только пожилых людей, как видно, мусульманская вера начинает молодеть, укрепляется связь поколений.

В этот день было много желающих побывать на могиле Гатауллы ишана, которая представляет собой необычное место. К ней проложена проторенная дорожка, люди приходят сюда часто, зная, что Гатаулла ишан обладал особым даром. Здесь молятся, находят душевное спокойствие, выражают свои пожелания. И в этот день почтенные аксакалы, представители духовенства побывали на могиле Гатауллы ишана, прочитав аяты, молитвы, раздали милостыню.

Какой башкирский йыйын без звуков курая и озон књйя? Мусульманский праздник перешел в культурную программу. Всех порадовал исполнением мунажатов фольклорный ансамбль «Кош юлы», эмоциональный подъем вызвало выступление ансамбля кураистов. Пожалуй, «гвоздем» данной встречи стало выступление заслуженного артиста Республики Башкортостан, известного народного певца Абдуллы Султанова, который порадовал участников встречи исполнением протяжных народных песен под аккомпанемент всемирно известного кураиста-виртуоза Роберта Юлдашева и заслуженного артиста РБ Азата Аиткулова.

В целом, данное мероприятие имело весомое значение в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, изучении истории наших предков, возрождении духовной силы и веры и сохранении родного языка.

Возрождение веры, приобщение к нравственным основам, к религии – одно из путей пробуждения от равнодушия, отвлечения от обмана, пороков, жестокости, насилия. Прозвучавшие в этот светлый день аяты, благие пожелания, благословение осветили лучами добра и благополучия на многие лета Хайбуллинскую землю и ее народ.

Муфтий Хамза хажи акбар (г.Уфа):

– В Хайбуллинском районе был три раза. Все преображается. Приобретает современный вид. Эти изменения отражаются в лицах, поведении людей. Говоря о йыйыне, хочу отметить, что был немало удивлен массовостью данного праздника, какого я давно не видел. Мне очень понравилось то, что люди пришли сюда от чистой души, общались на чистом башкирском языке. Если на такие мероприятия собирается столько людей, то это говорит о том, что здесь велико внимание к исламу, люди становятся на верный путь. Верится, что такие начинания в будущем будут поддержаны.

Нуретдин хазрет (Зилаирский район):

– После такой встречи в душе просыпаются какие-то особые чувства радости. Важно, что на этом мероприятии мусульмане в своих аятах пожелали мира, спокойствия, богатства, дружбы между народами. Раньше о Гатаулле ишане знали немногие, но сейчас, после проведения дня памяти, его имя станет известно всей республике. Надеюсь, что наши дети поддержат эту традицию, будут передавать ее из поколения в поколение.

Ф.Рахматуллин (глава СП Ишмухаметовский сельсовет Баймакского района), С.Рафиков (глава СП Старосибайский сельсовет Баймакского района), И.Валитов (глава СП Татлыбаевский сельсовет Баймакского района):

– Мы приехали делегацией в составе 70 человек. О Гатаулле ишане раньше мы не слышали, перед приездом сюда нашли некоторые сведения о нем. Побывали и на его могиле. Думаем, что основная цель этого мероприятия – прежде всего поиски путей к возврату и возрождению веры, воспитание подрастающего поколения, искоренение такого зла, как пьянство, наркомания и другие.

Автор: Ринат Имангулов.


2) Источник: газета «Хайбуллинский вестник» от 9 июля 2009 г., №75, стр.2.


Кто он, Гатауллаа ишан?

В предыдущем номере районной газеты мы рассказали о Гатаулле Абдельмаликове (1836 – 1914), уроженце деревни Валитово, которого в народе называют Гатаулла ишан. Продолжая эту тему, мы решили обратиться к некоторым из родственников Гатауллы ишана и попросили рассказать их: что они знают о подучившем большую известность святом человеке, предсказателе, целителе, проповеднике?

К сожалению, сведений о Гатаулле ишане очень мало, тем не менее рассказы наших собеседников (хотя и с некоторыми повторениями) достаточно дополнили наши представления о нем.

Нурия Сулейманова (Алибаева) – жительница с.Целинное, внучатая племянница Гатауллы ишана, собрала и записала некоторые сведения о своем дяде со слов своей матери: – Гатаулла ишан с детства отличался от своих ровесников, многие не могли выдерживать его прямой острый взгляд. Родители подозревали, что их сын обладает особыми способностями, возлагали на него надежды, поэтому его стремление к учебе всегда поддерживали. Примерно в 12-13 лет он отправляется в сторону Мекки, чтобы увидеть мир. В этом путешествии он не был один, вместе с ним был и Зайнулла Расулев. Только нет сведений, были ли они знакомы раньше или познакомились в дороге.

Гатаулла и Зайнулла пешком дошли до Мекки и Медины, где обучались почти 25 лет. Два ишана удивляли своими способностями, познаниями, умением читать чужие мысли.

Погрузив на верблюды все свое имущество, они отправляются на Родину. По пути попадаются разбойники, но они чудом спасаются от них. Об этом есть одна легенда, в которой говорится, что ишанов спасает некая невидимая сила – сгущаются тучи, становится темно, и на глазах у разбойников ишаны исчезают, как в пустыне...

Ишаны были очень грамотными людьми. Говорили, что в этот год Гатаулла ишан будто видел сон о том, что родители сватают за него 12-летнюю желтоволосую девушку по имени Манавара. Через два-три года, действительно, за него сватают эту девушку.

По возвращении в Валитово Гатаулла ишан учит людей читать молитвы, намазы в мечети, дает им знания, лечит и ставит больных на ноги, показывает чудеса, связанные, по-видимому, с гипнозом. Многие были благодарны ему, но в то же время – и ненавидящих, завидующих людей было немало. Через некоторое время на него пишут доносы, называя Гатауллу ишана колдуном, обвиняя его в нанесении вреда окружающим. Вскоре Гатауллу ишана арестовывают и сажают в тюрьму в городе Костроме, где они были вместе с Зайнуллой ишаном. Говорили тогда, что в тюрьме замки открывались сами по себе. Начальник тюрьмы приказал поместить ишанов в комнату с дикими животными, сказав, что если они святые люди, то они их не тронут. Через неделю, открыв комнату, увидели, лев, как кот, ласкался к ишану, а змея спокойно лежала у его ног.

Были у матери воспоминания о способностях ишанов не только к гипнозу, но и предсказаниям. Возвратившись из тюрьмы, Гатаулла ишан стоял во дворе с детьми и смотрел в небо. Мухаметрахим (мой дед) спрашивает: «Зачем ты смотришь в небо, олатай?». Гатаулла ишан отвечает: «Вы видите на небе семь полосок? Это Аллах предупреждает, что не будет хорошей судьбы у семи поколений тех людей, которые обижают меня и мою семью». По словам старожилов, это предсказание сбылось. Многие из тех людей, написавших на него донос, трагически ушли из жизни из поколения в поколение.

У Гатауллы ишана была большая семья. От первой жены Манавары родились сыновья Абдулла, Гаязетдин, Имаметдин, Бурхаметдин, дочери Фатима, Асима. Как известно, Манавара была дочерью Ахметьязарыя – сына майора башкирских войск, чиновника третьего класса, потомственного дворянина Исянгула Каипова.

В 30-е годы, в период коллективизации, объявив детей, братьев и других родственников Гатауллы ишана кулаками, сажали в тюрьмы, отправляли в ссылки, расстреливали, изгоняли из деревни. Поэтому на сегодняшний день многие из них не знают своего наследия. Сын Гатауллы ишана, родившийся от жены Манавары, трудолюбивый, грамотный Имаметдин в 1934 году был также арестован, по статье 58 его посадили в тюрьму на 5 лет, был реабилитирован в 1989 году. Сын Умбетуллы – Мухаметрахим – родной брат Гатауллы, также не остался в стороне от репрессии. Мухаметрахим славился искусством исполнения башкирских протяжных песен (озон кой). Мухаметрахима Алибаева арестовывали в 1933 году как кулака и отправили в тюрьму на Дальний Восток. После возвращения из тюрьмы в 1937 году, он дожил лишь до 1943 года. Его сын Рахимьян Алибаев погиб на войне в 1943 году. У него остались дочери Галия, Хадиса и я – Нурия.

Вот такие сведения сохранились у меня, благодаря моей покойной матери.

Зифа Ядигарова – правнучка Гатауллы ишана (деревня Валитово): – Я много наслышана о сыновьях Гатауллы ишана Имаметдине, Кияметдине, Бурхаметдине и Гаязетдине. В свое время недоброжелатели прадедушки написали донос царю о том, что якобы он не только неправедными способами лечит людей, но и воздействует на их душевное состояние. Начались постоянные преследования его родственников, которые продолжались и в советские времена. В один день – 7 марта 1934 года – были арестованы Имаметдин и Бурхаметдин и заключены в тюрьму на 5 лет. Бурхаметдин после этого пропал без вести, попытки его жены Гайниямал разыскать его были тщетны. Только в 1989 году они были реабилитированы.

Имаметдин после возвращения из тюрьмы жил в д.Валитово, у него тоже были способности лечить людей. Младший сын Гаязетдин также не вернулся из тюрьмы, куда он попал, не успев даже жениться. А Кияметдин, чтобы не попасть под репрессию, продав все свое имущество, уехал. Не обошло стороной политическое преследование и Мухаметрахима – родного брата Гатауллы ишана.

Вот такой сложной, тернистой и трагической была судьба родственников Гатауллы ишана. Приятно, что сегодня возрождается его доброе имя, к его могиле постоянно приходят люди отдать дань памяти и уважения, с верой, что он, действительно, был святой человек.

Зайнулла Алибаев – внук Гатауллы ишана, ветеран Великой Отечественной войны (деревня Валитово, 1926г.р.): – Мой отец Кияметдин родился от второй жены дедушки Сахипьямал. У него было двое детей – я, Зайнулла, и дочь Зубайда. Я предполагаю, что дедушка назвал меня в честь своего друга Зайнуллы ишана.

Отца забрали в 1943 году в трудовую армию в Челябинскую область, где он погиб. Земельный участок, на котором находится мой дом, раньше был фундаментом дома Гатауллы ишана. Говорят, что здесь бывал и Зайнулла ишан. Дети моего деда здесь жили целой улицей, по соседству друг с другом. Гатаулла ишан умер в Валитово. Казахи, которые очень любили и уважали его, хотели увезти тело Гатауллы ишана и похоронить на своей земле. Но все, же его похоронили в Валитово, казахи помогли обустроить его могилу камнями. И сегодня я слышал, что они приезжают к его могиле, читают намаз, оставляют деньги на милостыню.

Очень горжусь тем, что не забывают о моем дедушке, проводят йыйын в его память. Хотелось бы, чтобы будущее поколение побольше знало о святых людях, которые творили только добро.

Нурия Байгильдина, известная в наших краях целительница (деревня Исянгильдино): – Известно, что Зайнулла Расулев и Гатаулла Абдельмаликов были вместе на ссылке в Вологде и Костроме в течение семи лет. Когда Зайнулла ишан тяжело заболел, свой святой посох он передал Гатаулле ишану. Посвятив всего себя на благо лечения людей, Гатаулла ишан жил среди казахов вместе с односельчанином Исхак-агаем, который также имел способности знахаря. Позднее он стал муллой. Гатаулла ишан всячески поддерживал своего односельчанина и с надеждой подарил Исхак-агаю самую дорогую для него вещь – посох хажи Зайнуллы ишана.

Во всех этих рассказах прозвучало одно важное пожелание – мы не должны забывать имена святых людей, которые, обладая особыми навыками, знаниями, не только лечили людей, но и проповедовали добро, разъясняли смысл жизни, умели смотреть в будущее. Во все времена они были подвержены всяческим преследованиям и их духовная деятельность не получила должной оценки.

11 июля в деревне Валитово, где был захоронен Гатаулла ишан, состоится йыйын, посвященный памяти выдающихся религиозных деятелей, батыров и известных личностей республики. Каждый желающий может участвовать в йыйыне, отдать дань памяти, уважения святым, которые желали людям только добра и благополучия.

Автор: Ринат Имангулов.


3) Источник: газета «Хайбуллинский вестник» от 7 июля 2009 г., №74, стр.2.


Святой Гатаулла ишан

Кто он? Предсказатель, знахарь, проповедник? Несомненно, Святой, его можно ставить в один ряд с именем Зайнуллы Расулева –единомышленника и единоборца.

В 2005 году впервые в районе был проведен своеобразный народный праздник, посвященный памяти религиозного деятеля Гатауллы Абдельмаликова (1836-1914), уроженца деревни Валитово, где находится его могила. В народе его называют Гатаулла ишан.

Сегодня мы публикуем некоторые сведения о нашем земляке, подучившем в свое время большую известность не только в районе.

Слава Богу, вместе с возвращением на роду веры, возрождаются и незапятнанные имена известных священнослужителей, которые в свое время добились многого в разъяснении смысла жизни. Один из них – Зайнулла ишан Расулев. Сегодня, пожалуй, мало кто из сознательных людей не знает о жизненном пути, святых деяниях этого предсказателя, лекаря.

А вот о Гатаулле ишане Абдельмаликове (Гатаулла Абдельмаликович Алибаев, до революции фамилия звучала по имени отца), единомышленнике, единоборце Зайнуллы Расулева, с которым вместе брали уроки, совершали хадж, делили муки ссылок, к сожалению, знаем очень мало.

Можно сказать, о нем писали редко, кроме писателя Рашита Шакура, опубликовавшего в газете «Башкортостан» от 8 сентября 1995 года статью «Святые личности нашей страны» («Илебеззен изге заттары»). Журналист Рауф Насыров в своей книге отзывается о нем так «Говоря о путешествиях Зайнуллы по странам мира, где он обогащал свой ум и интеллект, нужно отметить следующее. Известно, что его верным попутчиком, близким другом был Гатаулла Алибаев. По рассказам выходца из деревни Мамбетово Хайбуллинского района Зиннура Ахметова, например, Зайнулла вместе с Гатауллой побывали в Стамбуле, Багдаде, Египте, Мекке, Медине. Учились, совершали хадж. Когда вернулись на Родину, они показывали людям различные чудеса. Наверное, эта мудрость была связана с ворожбой, гипнозом. А если учесть, что эти двое духовных людей вместе переживали тяготы ссылки в Вологде, Костроме, то понятно, что уроки жизни они получали неразрывно друг от друга.

Так кто же он – Гатаулла Абдельмаликов, который носил почетный титул ишана, и которого ставят в один ряд со славным Зайнуллой ишаном? Об этом достаточно ясно объясняет в своей статье Рашит Шакур. Он пишет: «О Гатаулле ишане впервые услышал 14 июля 1987 года в деревне Абзаково Белорецкого района от Салиха Исянбаева {Салих агай – известный кураист, сын Юмабая Исянбаева, башкир рода Тунгаур, уроженец Хайбуллинского района). В деревне Валитово Хайбуллинского района есть могила Гатауллы ишана, – увлекательно рассказывал в то время Салих агай. – Возле могилы, отдельно в дубовом ящике, были захоронены и его книги. В 1958 году мы раскрыли его. Дубовый ящик был длиной 2 метра, шириной 1 метр. Все печатные книги в нем сохранились очень хорошо. Почтив память Гатауллы ишана, люди приносят милостыню, оставляют деньги на дубовой доске». Самое главное: «Гатаулла ишан и Зайнулла ишан – люди одной эпохи, – отметил Салих Исянбаев и даже рассказал удивительную легенду. «Однажды на Зайнуллу ишана и Гатауллу ишана был донос царю, что, якобы, они – колдуны. Царь вызвал их к себе и сказал: «Закрыть их вместе с дикими животными. Если они добрые люди, то животные их не тронут, а если колдуны, то не оставят в живых». Их закрыли в одну клетку со львами. Говорят, животные ходили вокруг них, виляя хвостом...».

Далее Рашит Шакур пишет о своей поездке в д.Валитово и разговоре с внуком Гатауллы ишана Зайнуллой Алибаевым. Вот что он рассказал о своем дедушке: «Старик был сиротой. В ссылке они были вместе с Зайнуллой ишаном. У него были способности по гипнозу. Он мог заставить людей ходить по крыше дома. Причем, никто не падал. Пожилые люди, а также те, с кем он учился, оклеветали его, назвав колдуном и т.д. Поэтому его отправили в ссылку вместе с Зайнуллой ишаном. Гатаулла ишан был беднее, Зайнулла ишан – побогаче. Они сидели вместе в тюрьме в Костромской губернии. Когда случайно открывался замок в дверях, выходили наружу. Позднее начальник тюрьмы, увидев в них необычных людей, часто приглашал их на чай и отправлял домой, сказав, что они святые люди и должны быть с народом.

На том месте, где мы живем сегодня, был раньше дом дедушки, у него были отдельные дома – для скота, для проживания, для книг, для приема людей. Он принимал всех, помогал чем мог, был очень эрудированным человеком, учился в различных медресе, а также три года – в Турции. Он иногда ходил пешком в город Орск (там жили сватья), Троицк – за 120 километров. Кучером тогда у него был Муртаза Валитов 1895 года рождения. Однажды они ехали в зимней кошевке. Старик (Гатаулла ишан – С.Я.) лежал в ней, укрывшись кошмой. «Если заблудишься, сынок, бери правее или левее», – говорил он с улыбкой. Его очень любили, даже русские, он принимал и лечил всех подряд...».

А сейчас вернемся еще раз к книге Payфа Насырова, который пишет: «В 1872 году Зайнуллу ишана вызвали в город Уфу – на собрание мусульман. В присутствии муфтия Салимгарея провели следствие. Задавались различные вопросы. Зайнулла ишан давал убедительные ответы, показав себя очень грамотным человеком, подтвердив свою приверженность исламу. Об этом одним из первых понял Гисмат Шагигарей (Чишмы), который, признав претензии муфтия за женские сплетни, покинул собрание. Муфтий же, поняв, что перед ним стоит правильный человек, сказал Зайнулле ишану: «Можешь ехать домой, продолжать свою работу».

Однако, его враги, признав свое поражение, написали несогласие на имя губернатора. Якобы, «Зайнулла – очень опасный человек, собирает деньги для турков, сплачивает войска». На подъезде к Златоусту ишана настигают подданные губернатора. Его арестовывают и сажают в тюрьму в Златоусте.

Для того, чтобы предъявить ишану официальное обвинение, потребовалось около полугода. В конце концов, его (Зайнуллу ишана – С.Я.) обвинили в распространении антигосударственной агитации и отправили на ссылку в Вологодскую губернию.

Губернатор Вологды поселил его в городе Никольск, где не было ни одного мусульманина. Здесь в течение трех лет хазрет был под надзором полиции. В 1876. году по личной просьбе переводят его в город Кострому. Там, где небольшая часть населения была мусульманская, ишан чувствовал себя как в родном Отечестве. Более семи лет жизни он провел в Костроме».

Как видно, Рауф Насыров считает, что Зайнулла ишан и в тюрьме, и в ссылке был один. Однако, он ошибается, потому что Рашит Шакур, опираясь на сведения Зайнуллы Алибаева, документально подтвердил, что после учебы в Турции, Зайнулла ишан всегда был с верным другом Гатауллой ишаном.

Обратимся к официальным источникам. «В 1993 году в городе Уфе была выпущена книга «Краткое описание фонда Уфимского научного центра Российской академии наук» М.Уметбаева, – пишет Рашит Шакур. – На 56 странице упоминаются о двух копиях документов под названием «Решение генерал-губернатора Оренбурга». Одно из них написано 25 сентября 1872 года и подписано генерал-адъютантом Н.А.Крыжановским, Другое «Решение...» – в том же году 21 декабря. В обоих документах имеются прошения об изолировании от башкир и взятии под надзор полиции и высылке из Оренбургской губернии указного муллы деревни Аккужа Beрхнеуральского уезда Зайнуллы Хабибуллина (то есть Зайнуллы Хабибулловича Расулева) и башкира деревни Валитово Орского уезда Гатауллы Абдельмаликова за распространение нового религиозного учения. Во втором документе совершенно четко отражено, куда их выслали – в Вологодскую губернию. В первом «Решении...» отмечено, что «в настоящее время эти люди находятся в тюрьме Златоуста». Вскоре З.Расулев и Г.Абдельмаликов были отправлены на ссылку в Вологодскую губернию. В 1875 году их переводят в Костромскую губернию и только в 1880 году Департамент полиции их освободил». В 1917 году в типографии «Время» в Оренбурге вышла в свет книга родного брата Зайнуллы ишана Мусы Расулева «Жизненный путь Зайнуллы ишана» (Спасибо жителю города Учалы Сагитьяну агаю Ибрагимову, у которого сохранился один экземпляр этой книги). В ней говорится, что по доносу Зайнулла хазрет из Верхнеуральского уезда и Гатаулла хажи из Орского уезда одновременно прибыли в Уфу на Духовное Собрание (ныне Центральное Духовное Управление – С.Я.). После того, как члены комиссии задали вопросы, муфтий взял подписи Зайнуллы и Гатауллы хажи и дал разрешение ехать домой. Во время возвращения домой по телеграмме губернатора Уфы их задержал златоустовский исправник Давлетшин и заключил в тюрьму.

Таким образом, имя Гатауллы ишана, несомненно, можно ставить в один ряд с именем Зайнуллы ишана. Потому что будущие шейхи вместе учились в Стамбуле, получили звание ишана, распространяли новое религиозное учение среди башкир Верхнеуральского и Орского уездов, сделали большой шаг в обучении мировым наукам в медресе, оба были святыми, лечили людей, у обоих были способности предсказывать будущее.

И мне посчастливилось побывать на могиле Гатауллы ишана. Я долго говорил с внуком ишана Зайнуллой олатаем и его женой Фардией иней, которые очень тепло встретили. «Дедушка (то есть Гатаулла ишан – С.Я.) до последних дней своих общался с Зайнуллой ишаном, – говорили они. – Много людей он вылечил, к нему приезжали откуда-то даже казахи на верблюдах. Принимал он и русских. И сегодня к его могиле приезжают казахи, кладут деньги на милостыню, читают намаз».

Гатаулла ишан умер в 1914 году и перед смертью сказал: «Мир захлестнул огонь. Сыновья, прощайте!» Как известно, точно в этот год полмира охватила империалистическая война.

Могила ишана сделана по старой башкирской традиции, широкая, окруженная на высоте до пояса камнем и окруженная каменным забором. На уровне головы установлен четырехгранный плоский камень. Специалисты определили, что это – гранит. Оказывается когда-то этот камень обменяли на одну лошадь. Рядом растет раскидистая лиственница. Как нам сказали, ее посалила дочь ишана Зубайда, которая вышла замуж за парня из лесной деревни Максютово Зилаирского района. Рядом с могилой ишана похоронены две его жены и сын Абдулла.

Вернувшись в Уфу, загорелся желанием установить точную дату рождения, шежере известного представителя рода Ялан-Тунгаур Гатауллы Абдульмаликова.

Официально зафиксировано, что деревня Валитово была создана в 1795 году. Тунгауровцы деревни Куватово решили строить деревню на месте своих летних пастбищ (йяйляу). Основу заложил родной брат деда Гатауллы ишана – Валит Иргалеевич Алибаев (1786-1860). Нить шежере святого Гатауллы выглядит так: Аккуюктан – Тунгаур – Каратульку – Кустэнэ – Тукхары – Давлетчура – Туйун – Суюндук – Хасан – Куват – Иргале – Алибай (1783) – Абдельмалик (1805) – Гатаулла (1836-1914) – Кияметдин (1892-1944) – Зайнулла (20.06.1926) – Иштуган (1955) – Ишмурза (1960).

Гатаулла ишан – из очень известного рода. Его дед Куват Хасанов, основатель деревни Куватово, живший в старинной деревне Тунгаур, которая сегодня находится в Баймакском районе, активно участвовал в восстании 1773-1775 годов. Он был полковником у Пугачева. Своим войском он уничтожал врагов. Только, к сожалению, сегодня роль этой личности не получила должной оценки.

Дед Алибай Иргалин долгие годы был старшиной Ялан-Тунгаурского улуса. В отставку вышел в звании заурад-есаула. Территория бывшего Ялан-Тунгаурского улуса по величине одинакова с Зилаирским районом. То есть, зауряд-есаул Алибай Иргалин занимал должность выше современного главы администрации района.

Отец Абдельмалик Алибаев, работавший в деревне Валитово указным муэдзином, сыграл большую роль в жизни своего сына, которого от самого рождения в 1836 году приучал к исламской вере.

В итоге Гатаулла ишан становится видным религиозным деятелем, способным поднимать и сохранять духовную силу башкирского народа.

Говоря словами Рашита Шакура, в стране не должны забывать о таких святых личностях. Если мы будем чтить их светлую память, то будем на правильном пути.

Автор: Сальман Ярмуллин (газета «Башкортостан», 1997 г.).

Подготовил: к.и.н. М.М.Маннапов.