К вопросу о времени возникновения и основателях деревни Старо-Сибаево Баймакского района РБ


Источник: Ю.А.Минишев, И.И.Минишев. К вопросу о времени возникновения и основателях деревни Старо-Сибаево Баймакского района РБ // Историческое, институциональное и социокультурное развитие Уральского региона: история и современность: материалы региональной научно-практической конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – 326 с. – С.281 – 284.

Примечание: Публикуется с разрешения одного из авторов статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

В исторической науке особое внимание исследователей обращено этногенетическим преданиям и легендам, рассказывающим о времени происхождения и основателях той или иной деревни региона. Изучая топонимические легенды по истории происхождения деревень юго-восточного Башкортостана, историк А.А.Камалов пришел к выводу о том, что «легенды и предания могут носить отголоски реальных событий и являются одним из ценных источников топонимических исследований» (Камалов, 2001, С.87).

В этой связи вызывает интерес историческое предание упоминающее время основания деревни Старо-Сибаево современного Баймакского района РБ и интерпретация ее современными исследователями. Согласно народным преданиям жителей д.Старо-Сибаево современного Баймакского района, деревня Сибаево была основана в 1663 г. выходцами д.Санзяпово (другое название Бурзян – Атайсал) современного Кугарчинского района РБ во главе с потомками Атайсала: Сибаем, Айсуваком, Биктимиром, Бакдавлетом (Мутаев, СИКМ, С.2; Хамитов, 2007, С.6-7). Имя легендарного Атайсала возглавлявшего один из родов бурзян отразилось и в неофициальном названии деревни – Атайсал. Достоверность этой легенде придает и тот факт, что на территории современного Кугарчинского района РБ до сих пор сохранились деревни, жители которых относят себя к потомкам Атайсала: Санзяпово, Каскын, Мукас (Сайыр), Мырзабай (Кайыпкул) (Мутаев, СИКМ, С.2; Х.Н.Хамитов, 2007, С.6-7; Камалов, 2001, С.86; Бииш, 1998, С.69-78).

Старожил деревни Старо-Сибаево Гибат Биишев, краевед И.Ф.Мутаев, а также историки А.З.Асфандияров, А.А.Камалов в своих работах не опровергают легендарную дату основания населенного пункта (Мутаев, СИКМ, С.2; Хамитов, 2007, С.6-7; Камалов, 2001, С.86; Бииш, 1998, С.69-78). Филолог А.Биишев в статье «Икские бурзяне», не соглашаясь с данными предания, называет другую дату переселения и основания деревни – 1785-1787 (Бииш, 1998, С.76). Краевед Х.Н.Хамитов указывает иную дату – 1775-1777 гг. Но при этом, отмечая, что «деревня могла возникнуть и позднее» (Хамитов, 2007, С.8).

В какой-то мере оба варианта не противоречат друг другу. Необходимо иметь виду, что в первом случае речь идет о расширение территории кочевий икскими башкирами в зауральские степи в 1663 году во время восстания 1662-1664 гг., получение жалованной грамоты от царя Алексея Михайловича и стабилизации границы по реке Яик (Урал), между башкирами и калмыками после вхождения последних в состав Русского государства (Асфандияров, Башкирия после вхождения…, 2006, С.104; Томашевская, 2002, С.58; Буканова, 2007, С.108). Во втором случае подчеркивается документально подтвержденное упоминание д.Сибаевой в официальных документах как постоянного поселения (Бииш, 1998, С.76; Хамитов, 2007, С.8). Подчеркнем, что деревня была основано на местах древних кочевий (МИБ, 1960, С.143, 325-236). И основали его жители д.Санзяпово современного Кугарчинского района во главе с Сибаем Тенекеевым.

По версии А.З.Асфандиярова Сибай Теникеев жил во второй половине XVIII в. «Кем он служил – неизвестно» – пишет исследователь (Асфандияров, История сел…, 1998, С.54). Но в другой книге А.З.Асфандиярова упоминается документ, проясняющий родословную и социальный статус Сибая Теникеева. В нем описывается выдача 6 февраля 1735 года башкирам Ногайской дороги Бурзянской волости тарханной грамоты: «Аиткулу, Яргушу, Теникею, Урсаку, Сюлейману, Емашу Мурзиным, и детям их» (Асфандияров, Башкирские тарханы…, 2006, С.133).

Тарханная грамота, выданная Сибаю Теникееву, его родным братьям «и детям их» указывает на то, что потомки Акмырды тархана были потомственными (природными) тарханами и скорее всего, они являлись прямыми потомками биев золотоордынского и ногайского периода истории Башкортостана XIII в. – первой половины XVI в. Об этом свидетельствует и высокое положение в социальной структуре башкирского общества царской России потомков Атайсала занимавших ключевые посты в управление краем. Так, потомки Акмырды избирались на должности старост в Бурзянской волости (XVIII в. – Мутай Аиткулов, Биктимир Аиткулов), и дальнейшем продолжали занимать управленческие и военные функции, исполняя обязанности начальников кантонов (XIX в. – Аккул Биктимиров, Шаяхмет Сибаев) (МИБ, 1960, С.143, 325-236; Хамитов, 2007, С.5-21; Асфандияров, История сел…, 1998, С.54-62).

Содержание тарханной грамоты указывает на единство происхождения первых жителей деревни. Например, потомки Сибая известны под фамилиями: Сибаевы, Идрисовы, Батыршины, Тукмановы, Утарбаевы. От Аиткула: Айсуваковы, Мутаевы, Биктимировы, Байзегитовы, Аккуловы, Ахметовы, Ихсановы, Янзегитовы, Фаизовы, Халимовы, Хусаиновы. От Ырысака: Рустановы, Янбаевы, Набиуллины, Янузакавы, Худайбердины, Сунаршины. От Сулеймана: Кусябаевы, Кильмяковы, Фатхуллины, Билаловы, Алтынгужины и др. (Хамитов, 2007, С.10, 42-61; ЦГИА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.758). Имя Юмаша не записано в родословие местных жителей, но оно сохранилось в названии горы южнее д.Старо-Сибаево.

Таким образом, предание об основание д.Сибаево отражает исторические события, происходящие в регионе во второй половине XVII-XVIII  веков. Упоминание 1663 года связано с расширение территории кочевий икскими башкирами в зауральские степи и получение жалованной грамоты от царя Алексея Михайловича. Постоянное поселение на склонах Ирандыка было основано икскими башкирами во второй половине XVIII века. Первые жители деревни Сибаево были в основном представлены родственными семьями, занимавшими высокое положение в башкирском обществе.

 

Список литературы:

1. Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина  XIX вв.). – Уфа: Китап, 2006. – 504 с.

2. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. – Уфа: Китап, 2006. – 159 с.

3. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн.2-3. – Уфа: Китап, 1998. – 432 с.

4. Бейеш А. Икские бурзяне // Ватандаш. – 1998. – №1. – С.69-78.

5. Камалов А.А., Камалова Ф.У. Атайсал. – Уфа: Китап, 2001. – 544 с.

6. Мутаев И.Ф. Ауылыма 250 йыл // СИКМ. Фондохранилище. – 8 с.

7. Томашевская Н.Н. От социального пространства  к социальному времени: Опыт этнической историй башкирского этноса в новое время. – Уфа: Китап, 2002. – 240 с.

8. Материалы по истории Башкирской АССР. Т.V. Башкирия в последней четверти XVIII в./ Составитель Н.Ф.Демидова. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – 783 с.

9. Хамитов Х.Н., Кусябаев Х.С., Ишбердин С.Г. Наше родное стойбище (документально-исторический очерк) (на баш. яз.). – Сибай: Сибайская городская типография, 2007. – 225 с.

10. ЦГИА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.758.