Источник: Ю.А.Минишев. Из опыта разработки и проведения народного праздника «Шежере байрамы» в Республики Башкортостан (на примере г.Сибай РБ) // Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов. Современное гуманитарное образование как основа гуманизации общества: Материалы Международной научно-практической конференции. 2-5 декабря 2009 года. – Том IV. – Часть 2. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 256 с. – С.183 – 190.
Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.
В настоящее время по всей территории республики с широким размахом проводится новый народный праздник «Шежере байрамы» («Праздник родословной») (Постановление Правительства РБ от 10 мая 2006 г. №121 «О проведение…»). Праздник становится популярным среди жителей республики. Широкая поддержка граждан Башкортостана праздника «Шежере байрамы» стала своего рода референдумом, давший ответ на вопрос, нужен ли новый праздник сегодня.
Праздник родословной в Республики Башкортостан находится на стадии становления и до сих пор не получил окончательного оформления. Данная тема, за исключением публикаций методического характера, не получила освещения в научной литературе (Асадуллина-Ибрагимова, 2008). Поэтому изучение практического опыта разработки и проведения «Шежере байрамы» в регионах представляется актуальной темой.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2006 г., осенью 2006 г. начались подготовительные мероприятия к празднованию нового народного праздника «Шежере байрамы» и в городе Сибай в рамках предстоящего празднования 450-летнего юбилея добровольного вхождения Башкортостана в состав Русского государства. В сентябре того же года в городском округе город Сибай прошло расширенное совещание по подготовке и проведению праздника «Шежере байрамы – Праздника родословной». На совещании был определен состав организационного комитета праздника родословной. Учитывая новизну праздника, были назначены ответственные по разработке сценария показных мероприятий. 31 октября 2006 г. вышло распоряжение главы Администрации ГО Сибай «О проведение народного праздника «Шежере байрамы» в г.Сибай РБ».
1 ноября 2006 г. началось проведение «Шежере байрамы» в г.Сибай. Эта честь была предоставлена СОШ №13, которая взяла на себя ответственность проведения родословной трудовой и педагогической династии Уметбаевых – «Өмөтбаевтар нәçеле шәжәрәһе». Первые мероприятия возлагали большую ответственность для организаторов «Шежере байрамы». Так как еще не были разработаны методические рекомендации со стороны республиканских органов, и возникала необходимо вести активный поиск в области содержания и формы проведения праздника. Стремление 13 школы к лидерству в новом начинание выразилось впоследствии победой в «Конкурсе юрт и родословий» в рамках празднования городского праздника «Шежере байрамы» в г.Сибай в августе 2007 г.
Среди первых праздников лучшим по сценарию и организации считается «Биктимер-кантон шәжәрәһе» проведенного сотрудниками Централизованной библиотечной системы совместно с Центром народной культуры и досуга в Сибайском башкирском детском театре «Сулпан». Потомки Биктимир-кантона сыграли большую роль в становлении города. От него ведут свое происхождение известные в городе фамилии: Аккуловы, Биктимировы, Байзигитовы. В ходе подготовки к празднику организаторами была изучена вся имеющиеся литература и источники по теме, проводились встречи со старожилами. Итогом совместной работы организаторов и потомков кантона стали красочно оформленные шежере, буклеты, тематические папки с фотоматериалами. Сценарий праздника, написанный сотрудницей ЦБС Ф.С.Бадретдиновой, сохранял традиционные элементы башкирского йыйына (собрания рода), на котором через глубину веков к потомкам обращались наиболее знатные представители рода (Атайсал, Мутай Аиткулов, Биктимер Мутаев, Аккул и Абдрахман Биктимировы и др.). Сцена детского театра «Сулпан», в котором проходило мероприятие, была украшена белой юртой, поверх которой укреплялась родовая тамга в виде зеркально повернутой кириллической буквы «К» и плакатом – шежере выполненной в форме дерева. Праздник начинался и проходил при полном аншлаге: зал не мог вместить всех желающих и люди стояли в проходах. Торжество вели двое ведущих на башкирском языке. В ходе праздника аксакалы рассказывали об истории рода, его радостях и с нескрываемой болью трагических страницах. Повествования членов рода чередовались музыкальными и танцевальными номерами исполняемые представителями этих же фамилий. В конце мероприятия слово было дано представителям Администрации ГО Сибай и членам оргкомитета по проведения праздника, которые в целом положительно оценили праздник и поделились с присутствующими в зале о дальнейших мероприятиях по традицинализации данного торжество.
По словам, бывшего начальника ГорОО Г.И.Баяновой, возглавлявшей отдел до 2009 г.: «Проведение праздника родословной завлекало школьный коллектив. Каждый сценарий мероприятия выполнялся самостоятельно, что придавало им уникальность и самобытность» (Баянова, 2009). Действительно, каждое проводимое торжество по своему уникально и неповторимо, ведь в его подготовке участвуют большие коллективы с устоявшимися традициями. Например, в Сибайском педагогическом колледже в течение учебного года среди студентов проводился конкурс на лучшее знание фамильного шежере. В финальной части была организована научно-практическая конференция с элементами башкирского фольклора и выступлением художественной самодеятельности студентов. В сценарии праздничной конференции делался акцент на единство башкирского народа, а сюжет строился вокруг монологов аксакалов «семиродного союза». Были определены лучшие исследовательские работы студентов, каждое из которых относилось к одному из башкирских племен (Хамитовых, Шайхисламовых, Мазгаровых, Надыргуловых, Каиповых, Баязитовых, Альмухаметовых). Приглашенные гости – ветераны педагогического труда колледжа и представители «изучаемых» родов также не остались в стороне и запомнились яркими выступлениями.
Проведение народного праздника «Шежере байрам» вызвал огромный интерес у горожан. Оно приняли планово-массовый характер. Только в г.Сибай в течение трех лет было проведено около 50 праздников родословий. Среди них можно отметить «Шежере байрам» представителей мусульманского духовенства Газизовых (Сибайский историко-краеведческий музей), музыкантов Муратовых (Детская школа искусств), Праздник родословной трудовых и педагогических династий Хамитовых (СОШ №10), Вагаповых (СОШ №1), Утягуловых (СОШ №6). В рамках праздника проходили Дни и Вечера памяти почетных граждан города: бывшего директора БМСК И.И.Коркина (лицей №9), бывшего первого секретаря Сибайского горкома КПСС В.В.Любушкина (СОШ №5), бывшего председателя Сибайского горсовета В.А.Силаева (СОШ №7), Героя Социалистического Труда Н.К.Муллакаевой (лицей «Политек»), Героя Социалистического Труда М.И.Габитова, Героя Советского Союза Ф.И.Белова (СОШ №12), первооткрывателя Сибайского месторождения медных руд И.Ф.Мутаева (СОШ №8), ветерана труда, общественника, краеведа Х.Н.Хамитова (детсад «Акбузат»), заслуженного металлурга СССР, лауреата Государстенной премии СССР А.С.Суворовой, потомков золотопромышленника Ш.Рамеева (Детская музыкальная школа) и других. Также был организован праздник «Шежере Сибай кантона» – личности легендарной, давшему свое имя городу. Нельзя не отметить и «Шежере байрам» поселка Туяляс, который в немалой степени способствовал изучению родословной и истории поселка, а также сплочению жителей населенного пункта.
Большинство праздников проводилось на двух языках, двумя ведущими. В редких случаях оно проводилось на одном – башкирском или русском – в зависимости от национальности чествующего юбиляра или присутствующих в зале.
Учреждения культуры, образования и здравоохранения ответственно и творчески подошли к проведению народного праздника. Это можно проследить на примере организации праздника ««Шежере байрамы» рода Мутаевых» средней общеобразовательной школой №8 (директор И.В.Варламова). Во-первых, назначались приказом директора ответственные за подготовку и проведение: сбора материала и составления сценария; музыкальное и техническое оформление; эстетическое и художественное оформление; изучение ветвей родословной семьи Мутаевых. Во-вторых, также приказом директора, все учащиеся школы были задействованы в мероприятие, изучая родословные или принимая непосредственное участие в организации проведения праздника. Исследовательская работа учителей и учащихся по изучению «ветвей» рода Мутаевых проводилась шестью группами. Каждую группу из двух – трех преподавателей и нескольких школьников возглавлял один представитель из рода Мутаевых.
В ходе подготовки к празднику организовывались выезды в деревню Старый Сибай, коренную деревню Мутаевых, с целью сбора информации у старожилов и знатоков истории края. Далее процесс подготовки постоянно обсуждался оргкомитетом во главе с директором школы.
В результате научно-поисковой работы творческих групп было собрано большое количество источников и этнографического материала относящиеся к истории рода Мутаевых, а также установлены тесные дружественные связи с изучаемой семьей. После систематизации и обобщения материала коллективом школы выпущено: 5 тематических папок («Из истории деревни и его жителей», «Шежере относящиеся к роду Мутаевых», «Описание поэтом-декабристом П.М.Кудряшевым д.Старо-Сибаево», «И.Ф.Мутаев – почетный гражданин города, первооткрыватель», «И.Ф.Мутаев – ветерант войны и труда»); выпущено 3 буклета, выпущено 2 номера школьной газеты «Восьмое чудо света» (на русском и башкирских языках), календарь, отсняты три короткометражных видеофильма. Со своей стороны представители рода Мутаевых подготовили праздничную юрту «Мутай тирмәһе», газетные вырезки с фамильными достижениями, стенгазеты, «раскладушку» с фотографиями, поделки, книги.
Профессорско-преподавательский состав и студенты ССУЗов и ВУЗов города также приняли активное участие в новом празднике. Кроме проведения «Шежере байрамы» преподаватели и студенты занимаются научно-исследовательской работой касающихся составления новых и проверки достоверности информации ранее известных списков башкирских шежере. Курсовые и дипломные работы, посвященные шежерологии и истории населенных пунктов (края) перестали быть редкостью. Одним из первых научных мероприятий среди студентов ССУЗов и ВУЗов города стала научно-практическая конференция «История моей семьи» организованной сотрудниками ЦБС и преподавателями кафедры истории Сибайского Института (филиала) БашГУ. В ней приняли участие все учебные заведения города (кроме БГАУ, ПЛ-24). Были определены победители по призовым местам и различным номинациям («За оригинальное оформление», «За активное участие», «За инновационный подход к работе», «За научный подход», «За изысканный стиль в оформлении», «Преемственность поколений»). Все работы были оформлены в соответствие с Положением конкурса и положили началу собранию родословий ЦБС. В материалах Всероссийской научно-практической конференции «Феномен евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа», проводимого мае 2009 г. приняли участие преподаватели института с докладами, посвященными изучению шежере (Сулейманов, Минишев, с.94-96; Минишев, с.213-214). В течение трех лет преподаватели и студенты были и продолжают оставаться постоянными участники всех мероприятий проводимых в рамках празднования «Шежере байрамы».
Научно-исследовательская работа получила свое развитие и в учреждениях культуры. Например, на базе краеведческого отдела ЦБС, создана база данных Информационного методического центра «Шежере», постоянно пополняемая новыми родословиями горожан. Там же, оказываются бесплатные консультации по оформлению фотоальбомов, генеалогического древа, родовых атрибутах, национальной одежде и др. В историко-краеведческом музее, по результатам исследования краеведа Х.Н.Хамитова, ведется работа по созданию электронного каталога шежере первых переселенцев деревни Новый Сибай внесших большой вклад в становление и развитие нашего города (Мутаевых, Сибаевых, Биктимеровых, Акуловых, Янбаевых и т.д.). Имеющийся фотоматериал позволяет создавать тематические выставки почти о всех праздниках «Шежере байрамы» в г. Сибай.
Стало традицией подводить итого года по проведению «Шежере байрамы» города на «Сибай йыйыны» (ранее данный праздник именовался как «День города»). В 2007 г. «Сибай йыйыны» в честь нового праздника и юбилейной дате добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства проводился под названием «Шежере байрамы» г.Сибай. Главная номинация праздника – «Конкурс юрт и родословий» – среди школ, ССУЗов, ВУЗов и предприятий города. Основные моменты праздника: городской комиссией подводятся итоги работы по изучению шежере известных горожан (или родов); сбор представителей изучаемого рода на празднике с обязательным установлением юрт, изб с подворьем; показ фрагментов из народных обрядов или обычаев; музыкальное и танцевальное сопровождение.
Празднование «Шежере байрамы» в городе широко освещалось в средствах массовой информации. Так, 24 ноября 2009 г. в новостях местного телевидения был показан сюжет с заседания Администрации ГО Сибай по проведению праздника «Шежере байрамы». Выступала с докладом начальник отдела культуры города Г.В.Акназарова. Приводим выдержки выступления: «…проделана огромная работа по подготовке и проведению народного праздника шежере. …Если в прошлые годы, мы активно работали над проблемой привлечения как можно больше населения к проведению своих родословных, то сейчас ставим задачу изучения шежере, подкрепляя их исторической базой, документальными источниками и требуем научно–исследовательского подхода к данному вопросу». И с некоторым сожалением продолжила: «Несмотря на проделанные объемы, наш город в отчетах Правительства РБ не прозвучал ни с положительной, ни с отрицательной стороны… если хотим провести на республиканском уровне показательный праздник «шежере байрам» должны уже начать подготовку». Далее говорилось о большом вкладе в организацию праздника образовательных учреждений, а также культуры, здравоохранения и указывалось на игнорировании «Шежере байрамы» со стороны предприятий города. Как следует из доклада, оргкомитет конкурса в лице Г.В.Акназаровой, отмечал необходимость перехода от количества качеству проводимых праздников и проведения показного праздника на уровне республики.
В октябре 2009 г. завершился прием заявок и документов на участие в I этапе республиканского конкурса «На лучшее составление шежере» (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2008 г. №21-13971 «О проведение…»). Опираясь на республиканское Положение конкурса, экспертная городская комиссия отобрала только 4 работы, отправив остальные на доработку. Требования комиссии высоки: документальное подтверждение шежере, должно иметь не менее 10 степеней родства и т.д. К сожалению, не каждый участник может себе позволить поездку в столицу и вести поисковую работу в архивах, что сказывается отрицательно на качестве научных работ и ведет к уменьшению количества потенциальных участников конкурса.
Растущий общественный интерес к данному празднику позволяет предположить о перспективах развития и укоренения «Шежере байрамы». Как, подчеркивали советские этнографы, праздник только тогда становится традиционным, когда он переходит из общественного ритуала в семейный церемониал (Лобачева, с.39-54). Например, в праздничное застолье. Так, нередко представители «изучаемого рода» или «известной личности» пользуясь сбором родственников, созывают гостей. В этом явление нет ничего отрицательного, если сохраняются, семейные традиции, идущие из глубины столетий, и направлены на «сохранение преемственности поколений, укрепление семенных и семейно-родственных связей на основе общности национальных традиций и эстетических идеалов» (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2006 г. №121 «О проведение…»). Таким образом, переход общественного праздника «Шежере байрамы» в семейный ритуал, приводит к формированию нового мировоззрения, и представляет, скорее всего, начало складывания традиционного праздника.
Подводя итог исследования, можно отметить: во-первых, создан оргкомитет по проведению праздника; во-вторых, разработаны сценарии праздника с опорой на историко-этнографический материал, как для отдельных родов, так и для отдельных личностей; в-третьих, проведено около 50 праздников «Шежере байрамы»; в-четвертых, организована научно-исследовательская работа по изучению башкирских шежере; в-пятых, создана база данных Информационного методического центра «Шежере» при краеведческом отделе Центральной библиотечной системы; в-шестых, в историко-краеведческом музее ведется работа по созданию электронного каталога шежере жителей города, а также сбор фотографий для пополнения фондов и создания тематических экспозиций; в-седьмых, ход проведения «Шежере байрамы» регулярно обсуждается на совещаниях Администрации ГО Сибай; в-восьмых, проведение праздника освещается в СМИ; в-девятых, наблюдается тенденция научного изучения и оформления шежере-родословий; в-десятых, проведение народного праздника «Шежере байрамы» в г.Сибай становится традицией.
Таким образом, несмотря на отдельные трудности праздник «Шежере байрамы» в городе Сибай удался. Накоплен определенный опыт разработки и проведения народного праздника. «Шежере байрамы» отличается массовостью и содержит традиционные элементы культуры башкир.
Использованная литература:
1. Асадуллина-Ибрагимова Н.М. В помощь организаторам праздника «Шежере байрамы». – Уфа: Деловая династия, 2008.
2. Информатор Баянова Гульшат Ишмухаметовна, начальник УМО СИ (филиала) БашГУ (записано асс. Ю.А. Минишевым 26 октября 2009 г.).
3. Лобачева Н.П. Общесоветское и национально-специфическое в новой обрядности. – М.: Наука, 1981. – С.39-54.
4. Минишев Ю.А. К истории происходения этнонима атайсал в составе племени бурзян башкирского народа // Феномен Евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии антропологии башкирского народа. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. – С.213-214.
5. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2006 г. №121 «О проведение народного праздника «Шежере байрамы» в РБ».
6. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2008 г. №21-13971 «О проведение Республиканского конкурса на лучшее составление шежере (родословной)».
7. Сулейманов Ф.М., Минишев Ю.А. Новый вариант шежере племени бурзян // Феномен Евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии антропологии башкирского народа. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. – С.94-96.