О посохе мусульманских святых у башкир


   Источник: З.И.Минибаева. О посохе мусульманских святых у башкир // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения М.Г.Муллагулова. – Уфа: Гилем, 2008. – С.148 – 153.

     Примечание: Печатается с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.


Вера в святых (әулийә) распространена среди башкир-мусульман и находится в прямом соответствии с суфийским учением. В Исламском энциклопедическом словаре (1991 г.) термин «святой» происходит от араб. «вали» (ед.ч.), аулийа (мн.ч.), т.е. вали – «быть близким» – понимается как «близкий», «друг», «возлюбленный» Бога (вали Аллах) [1]. В то время как суфии, будучи избранниками Бога, считаются избранными среди мусульман, святые, будучи «друзьями» Бога, считаются избранными среди суфиев [2]. У суфийских авторов аулийа – люди, достигшие совершенства, как в религиозной практике, так и в знании о Боге, им ведомы тайны «сокровенного» (ал-гайб), доступно лицезрение Бога (мушахадат ал-хакк) [3]. В Коране о них сказано: «Аллах – Друг верующих, их Сторонник и Защитник [4]. Благородный хадис гласит: «Это – те, при виде кого человек вспоминает Аллаха» (Ибн Маджа, Зухд, 4) [5].

В ходе полевых этнографических исследований башкирских суфиев нами изучены их биографии, примеры исцеления ими больных, записаны легенды об их чудесах (караматах). Данная работа посвящена священному посоху мусульманских святых. В «Кратком словаре суфийских терминов» говорится, что посох (Аса) является одним из символов принадлежности к суфийскому ордену, который вручается новообращенному члену вместе с суфийской шапкой [6]. В суфийских притчах можно встретить множество сюжетов, связанных с посохом суфия или дервиша. Например, тот, кто садился на посох, мог перемещаться в любую часть света по своему желанию; кто втыкал свой посох в землю, там начинал бить родник; кто опускал в речку свой посох, вода останавливалась в своем течении выше посоха; водой, которой обливали по­сох, обмывали больных и исцеляли от болезней; с помощью посоха вызывались дожди и т.д. [7].

Среди башкир Курганской области указной мулла Хусаин Асадуллин (1854-1936 гг.) из д.Бикбирде обладал суфийским посохом. О его караматах рассказала нам его внучка Шафикова Хайерниса Фахрисламовна (1925 г.р.). По ее словам, дедушка обладал способностью видеть нечистую силу (зәхмәтте күрә торғайны). Он прогонял их уже при входе через ворота, ударив посохом о ворота или столбы, ругая словами: «Ай, мәлғүндәр, ҡайҙан мында ултырып алғанһыгыҙ, хәҙер китхен арҡыры аяҡ мәлғүндәр!» (Эй, окаянные, почему здесь сидите, сейчас же уйдите, косолапые, окаянные!) [8].

Ахматбакый хажи хазрат Акъюлов, башкирский святой, целитель-травник, сын ишана Фахретдина Акъюлова, проживал в д.Урген Зианчуринского района РБ. Он славился траволечением и своими караматами. По рассказам очевидцев, перед смертью хазрата (1936 г.) его имя было написано арабскими буквами на небе. По этому знаку мусульмане издалека приезжали с ним проститься. По рассказам Закии Акъюловой (1928 г.р.), у хажи хазрата был посох зеленого цвета с узорами и ручкой. Этот посох всегда находился у средней двери дома и начинал трястись перед приходом на лечение тяжелобольных. По этому знаку Ахматбакый хажи хазрат заранее готовился к приему больных. Он говорил: «Издалека приезжают больные, вешайте казан, приготовьте пищу», а сам совершал омовение и читал намаз. Закия Агзамовна сообщила, что посох Ахматбакый хазрата находится у его внука Душамбаева Фарита, который проживает в с.Исянгулово Зиянчуринского района РБ [9].

Известный башкирский святой, целитель, Шамигул халфа Бадретдинович Бикбаев (1876-1957 гг.) из д.Саиткулово (Абсалям) Кугарчинского района РБ также владел суфийском посохом. Приведем рассказ Султанбаева Вали, 1923 г.р. (д.Урген Зиянчуринского района РБ): «Я Шамигула знаю. Он вылечил одну пожилую женщину из нашей деревни, психически больную, Хуббунису. В народе о такой болезни говорят «бирелэнеу», т.е. в человека вселяется джин. Наш сосед, Гарифьян Рахимов, отвез ее к Шамигулу на лечение. Он сам рассказал мне, как лечил ее Шамигул. Когда Гарифьян зашел к Шамигулу, тот сказал: «Я уже знаю, кого ты привез ко мне зайдите тогда, когда я сам позову». Вот позвал их. Как только они зашли, Шамигул резко брызнул в лицо больной женщины холодной воды из ковша и ударил ее по голове своим посохом. Затем читал молитвы (өшкөрөү) и сказал, что она выздоровеет, больше к нему не надо приезжать. Так оно и было» [10].

По сообщению Хакимъяна Уметбаева, 1926 г.р., проживающего в д.Максютово Кугарчинского района РБ, Шамигул был учеником последнего великого шейха суфийского братства Накшбандийа Зайнуллы Расулева. Шамигул халфа сам рассказывал ему о том, как сдавал экзамен Зайнулле ишану. Когда Шамигул пришел сдавать экзамен, Зайнулла ишан собирался ехать в какую-то деревню. Он велел Шамигулу прийти в ту деревню сдавать экзамен. Туда Зайнулла ишан поехал на тройке лошадей, а Шамигул шел пешком. Когда он дошел, ишан опять собирался в дорогу и велел ему прийти в следующую деревню. Ишан опять ехал на тройке, а Шамигул шел пешком до указанной деревни. Когда Шамигул дошел, Зайнулла ишан сказал ему: «Заходи, ты уже экзаменован». Зайнулла ишан благословил Шамигула исцелять людей от болезней [11].

Зайнулла ишан Расулев (1833-1917 гг.) родился в с.Шариф Троицкого уезда (с.Шарип Учалинского района Республики Башкортостан) и стал «духовным царем башкирского народа» [12]. В ходе полевых этнографических исследований в Баймакском районе РБ (2007 г.) нами обнаружен посох ишана Зайнуллы Расулева. В настоящее время посох ишана принадлежит Калимуллиной Махии Гумеровне (1922 г.р.), проживающей в деревне Карамалы Баймакского района Республики Башкортостан. Она родом из деревни Манхыр, где родился и жил известный башкирский святой Сиражетдинов Мужауир, ученик Зайнуллы Расулева. Об истории посоха ишана Махия Гумеровна рассказала нам следующее (дословный перевод): «Я родилась в д.Манхыр, мой дед учился у ишана Зайнуллы Расулева, звали его Шахимардан. Он всегда ходил пешком, приходил к нам в шапке «колаксын» и с этим посохом. После смерти моего деда посох ишана принадлежал моей маме – Магафуре. В это же время в наших краях жил диуана (слабоумный) Шайшарип. Однажды он пришел к нам для того, чтобы отобрать у мамы посох ишана. Вот он взял посох и не отдает маме. Они даже подрались за этот посох. Маме удалось отобрать его, и она, разозлившись, ударила Шайшарипа посохом. Посох ишана она так и не отдала. А потом мы узнали, что Шайшарипа нашли мертвым на дороге. Мама никогда не расставалась с этим посохом, даже ночью клала его к себе в постель. После смерти моей мамы (20 лет назад) посох стал принадлежать моей сестре – Махинуре. После ее смерти я забрала посох себе, и вот с тех пор он у меня. Посох ишана никогда не меняет свой вид, каким он был, такой и есть. Он такой же гладкий и легкий. Я хожу с ним в мечеть на пятничный намаз, с ним легко ходить, я даже не замечаю, как быстро дохожу до мечети и иду обратно». Махия Гумеровна говорила, что она передаст посох ишана своему сыну Калимуллину Шафкату (1962 г.р.).

По рассказам информаторов, Зайнулла ишан в случае, когда его муриды долго не могли выучить наизусть суры из Корана, помахивал перед ними посохом, произнося молитву, и муриды быстро запоминали суры [13].

Зайнулла ишан не расставался со своим посохом даже в тюрьме. Когда ишан сидел в тюрьме г. Вологды, жена жандарма, наслышенная о чудесных исцелениях, просила своего мужа позволить показать больного ребенка Зайнулле Расулеву. Однако жандарм решил вначале сам проверить способности ишана. Он оставил ишана одного со змеей и львом. Зайнулла ишан гладил их по голове своим посохом, и они не тронули его. Только после этого жандарм показал своего ребенка ишану. Зайнулла ишан так же посохом гладил ребенка по голове, и тот выздоровел. Этот случай стал поводом перевода Зайнуллы Расулева в тюрьму г.Костромы, где содержались мусульмане [14].

По рассказам информаторов Челябинской области, Зайнулла ишан, возвращаясь с Хаджа, посещал населенные пункты и кладбища. В деревне Ново-Соболево жители жаловались ему на нехватку воды из-за отсутствия родников близ деревни. В пяти местах ишан воткнул свой посох в землю, и там забили родники. В деревне Старо-Соболево таким же образом ишан воткнул посох в землю в трех местах, и забили родники. Также родники появились у деревень Сары, Куншак и т.д. В настоящее время эти родники называются «Родники ишана» [15].

Сюжеты, связанные с волшебными свойствами посоха, мы встречаем и в башкирском фольклоре. Например, в сказке «Тимербулат» говорится: «Вдруг старик махнул волшебной палочкой и мгновенно всех змей окружило огненное море» [16]. В сказке «Царица птиц Самригуш и мудрец» читаем: «Мудрый старик дал егету свою волшебную палку и сказал: «Ударишь ею три раза о землю – и вы перенесетесь в царство твоего отца. «Тогда сын царя Запада ударил три раза волшебной палкой о землю и вместе с дочерью царя Востока очутился во владениях своего отца» [17]. В башкирском народном эпосе «Зухра и Алдар» батырам встречается әүлиә, который символизирует святого старика – Хизра. Он всегда появляется внезапно, помогает батырам победить злых демонов. Изображается он в белой (или зеленой) одежде, с длинной белой бородой и с чалмой на голове, в одной руке у него всегда посох, а в другой – четки (или плеть) [18].

Таким образом, башкирские святые демонстрировали с помощью посоха сверхъестественные явления – караматы. Слово «карамат» означает «подарок», «милость», «дар», т.е. божествнный дар, даруемый избранным Всевышним.


Использованная литература:

1 Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. – Вып.1. – М., 1991. – С.45.

2. Джон А. Субхан. Суфизм: его святые и святыни. Пер. с анг. – Спб., 2005. – С.74.

3. Ислам на территории бывшей Российской империи. – С.45.

4. Аль-Мунтахаб. Фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. – Казань, 2001, Сура 2. «Баккара», аят 257.

5. Хасан Камиль Йылмаз. Тасаввуф и тарикаты. Пер. с турец. – М., 2007. С.171.

6. Краткий словарь суфийских терминов. http:// www.imancentre.ru/slovnik.htm.

7. Суфийские притчи. http://pritchi./?part=13; Булатов А.О. Реликты шаманства в культе святых и святых мест у народов Дагестана // Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. – М., 2003. – С.103-115.

8. Полевые видеозаписи Минибаевой З.И. (2003 г.): Информатор Шафикова Хайерниса Фахрисламовна, в 1925 г.р. в д.Абылтай, с 1937 г. проживает в д.Белое озеро Сафакулевского района Курганской области, башкирка.

9 Полевые аудиозаписи Минибаевой З.И. (1999 г.): Информатор Акъюлова Закия Агзамовна, 1928 г.р. в д.Карагай, с 1948 года проживает в д.Урген Зианчуринского района РБ, жена внука Ахматбакый хазрата, башкирка.

10. Полевые аудиозаписи Минибаевой З.И. (1999 г.): Информатор Султанбаев Вали Гарифович, 1923 г.р., проживает в д.Урген Зианчуринского района РБ, башкир.

11. Полевые аудиозаписи Минибаевой З.И. (1999 г.): Информатор Уметбаев Хакимъян Махьянович, 1926 г.р., проживает в д.Максютово Кугарчинского района РБ, башкир.

12. Асылов Һ. Зейнулла ишан – башkорт халkыньң рухи короле // Киске Өфө, 2008. –1 – 7 март, – № 9.

13. Полевые видеозаписи Минибаевой З.И. (2007 г.): Информатор Калимуллина Махия Гумеровна, 1922 г.р., родом из д. Манхыр, проживает в д.Карамалы Баймакского района РБ, башкирка.

14. Хусаинова Г.Р. Зәйнулла ишан аkkужалар хәтерендә // Башkортостан, 2008. –30 апрель.

15. Гайсина Ф.Ф. Шәйех Зәйнулла Рәсулев хаkындағы рийүәттәр // Зайнулла Расулев – выдающийся башкирский мыслитель-философ, теолог и педагог – просветитель мусульманского мира: Материалы международной научно-практической конференции (5 – 7 июня 2008 г., г. Уфа). – Уфа, 2008. – С.210.