История учалинских типтяр в легендах и преданиях


Источник: Б.Г.Ахметшин. История учалинских типтяр в легендах и преданиях // Урал-Алтай: через века в будущее: материалы научной конференции. – Горно-Алтайск: Институт алтаистики им. С.С.Суразакова, 2005. – 251 с. – С.22 – 27.

Примечание: Печатается на историко-краеведческом портале Ургаза.ру с некоторыми сокращениями. Печатается на Ургаза.ру с целью популяризации научных исследований по юго-востоку Башкортостана.

 

Летом 1978 г. группа студентов филологического факультета Башкирского госуниверситета под руководством автора данной статьи проходила фольклорную практику в Учалинском районе Башкортостана, в деревнях, расположенных севернее города Учалы – Ильчино, Мансурово, Сафарово и других, называемых типтярскими, жители которых издавна были связаны с сезонной работой на соседних рудниках и приисках. За две недели здесь записано на башкирском языке, наряду с многочисленными песенными текстами, около ста текстов несказочной прозы.

Из наших информантов выделяются обширным репертуаром тематически разнообразных местных преданий Р.А.Байкин, С.К.Каюмов и некоторые другие жители деревни Ильчино. Предания эти доносят до нас события минувших дней, когда только начиналось обживание этого края, возникали в дебрях гор и лесов первые селения типтяр, представлявших значительную по численности ветвь тюрков-кипчаков, близкородственную башкирам: по официальным данным 1734 г. (Указ правительствующего Сената), на Южном Урале числилось более полумиллиона типтяр. Согласно «Спискам населенных мест Уфимской губернии», по состоянию на 1871 г. типтяр больше всего проживало в Верхнеуральском, Оренбургском, Орском, Стерлитамакском, Белебеевском и Бирском, а также в восточной части Уфимского и Мензелинского уездов. С давних пор типтярские селения были разбросаны и на территории Пермской, Самарской губерний [1], а также отдаленных от них восточных районов России. Барабинские татары называли типтярами «инородцев», несших службу на форпостах в Сибири и «на Линии», приравненных, по русскому законодательству, к сословию казаков. Это наименование сохранилось за их потомками [2].

Вопрос о происхождении типтяр и их этнической принадлежности до сегодняшнего дня продолжает оставаться неясным. В дореволюционной этнографической литературе высказывались лишенные достаточных оснований предположения, что типтяре (тептяре) происходят от древних булгар или «казанских выходцев» или что они представляют конгломерат разных тюркских и финских народов (чуваш, вотяков, татар, черемис, мордвы, мещеряков), переместившихся на Урал и в Зауралье после взятия Иваном Грозным Казани и поселившихся среди башкир как «припущенники». Имели место попытки объяснить состав данного этнического конгломерата участием в его образовании русских беглецов, крестьян и солдат [3].

Слово «типтяр» возводилось то к персидским «дэфтэр» (запись) и «тип тирь» (мечи стрелу), то к татарским «таптар» (топчет) и «типмак» (пинать), а то давалось произвольное его толкование безотносительно к какой бы то ни было конкретной лексической основе: будто по-татарски «типтяр» означает «бродяга (бедный человек)», а по-башкирски – «бобыль» или «хищник». Составитель «беглой заметки» «Что такое тептяре?» Е.Филимонов считал типтяр «самостоятельным племенем», но полагал, что в переводе с татарского «тептяр» означает свободного от податей или служилого военного человека, казака [4]. А Г.Н.Ахмаров настаивал на том, что корень слова «тептяре» надо искать в башкирском языке, так как назвать пришельцев этим именем могли только башкиры, коренные хозяева земли. Однако никаких поисков в этом направлении он не предпринял и вслед за предшественниками утверждал, что типтяре «образовали на новом месте свою племенную разновидность, а в гражданском отношении – особую сословную группу «припущенников» [5]. Этот термин, определяющий юридическое и экономическое положение, был воспринят впоследствии в научных трудах как синоним слова «типтяре» и полностью с ним идентифицирован. Как отмечает современный исследователь этнической истории Башкирии, «типтяре» или мишари, увеличивая свой надел (земельный), становились «башкирами». В то же время немало башкир, потерявших земли или не получивших наделы, становились «типтярами» [6].

Большинство этнографов-тюркологов относит типтяр не к национальноплеменной, а к социально-экономической общности представителей разных народов, покинувших родные места и поселившихся на башкирских землях, на правах «припущенников». Делились они на две категории:

1) типтяре, которые владели земельными наделами на законном основании, скрепленном договором о сроках пользования и суммах единовременных и ежегодных податей (условия эти записывались в особую тетрадь – и отсюда якобы название данной группы припущенников (тетрадь) – по-башкирски – дэфтэр);

2) Бобыли, которые пользовались башкирскими землями на тех же условиях, не скрепленных, однако договорными записями [7].

Свое происхождение жители типтярских деревень объясняют по-разному, связывают его обычно с уходящими вглубь веков драматическими событиями истории. Среди преданий об этом преобладают такие согласно которым предки-первопоселенцы пришли сюда из страны Синих гор, оставив ее в далеких казахских степях, и поселились предгорьях Урала. Башкирское название покинутой родины близко ассоциируется и совпадает по значению с топонимом Кокчетау (Синяя гора – по-башкирски Куксэ-тау – Кокчетав), ставшим впоследствии названием центра одного из областей Казахстана, и это придает сведениям об основании деревень убедительно правдоподобный характер. Впечатление достоверности усиливается иногда приводимыми в рассказах отдельными подробностями, которые могли иметь действительную жизненную основу. По ним можно судить, например, что непокорный бунтарь Ильчи и с ним одиннадцать сородичей были изгнаны из родных мест «вблизи Кокчетава и основали здесь двенадцать (или тринадцать) типтярских деревень». Перечислив далее их названия, рассказчик вновь обращается к истории деревни Ильчино, где, оказывается, «теперь живут потомки старика Ильчи на двадцать третьем колене». Таким способом предпринимается попытка хотя бы приблизительно установить время откочевки первопредка на новую землю, ставшую родиной всех последующих поколений: это произошло, если верить сообщению Р.А.Байкина, накануне татаро-монгольского нашествия. Можно предположить также, учитывая вынужденный характер переселения, что это были бежавшие под натиском головных отрядов Орды разрозненные группы казахских и башкирских племен. Последние, как известно по некоторым косвенным данным, на территорию Приаралья, на несколько столетий ставшего местом их обитания, «пришли с востока, с верховьев Иртыша и из Южной Сибири» [8], а, следовательно, частично или временно оседали и у подножия Синих гор (Кокчетава) и в дальнейшем, постепенно продвигаясь на запад, добрались до Урала. По-видимому, начиная с эпохи великого переселения народов, миграционные волны прокатывались не раз по необозримым просторам Евразии, непременно захлестывая и Каменный пояс, как в старину называли Уральские горы. Некоторые «тюркоязычные племена западносибирского и северо-среднеазиатского происхождения» уже тогда были «сдвинуты с места гуннским нашествием. Если это так, то, очевидно, с этих племен мы должны начинать период тюркизации Приуралья» [9].

Как видно из текстов таких преданий, первопоселенцы жили некогда где-то близ Кокчетава, но, по остальным преданиям, вовсе не эти горы и степи являются родиной предков. Такая разноречивость в содержании устных произведений объясняется расплывчатостью представлений сегодняшних рассказчиков о географическом положении своей прародины и времени переселения предков на новые земли. Так, наряду с преданием о тринадцати представителях насильно высланных типтярских родов, покинувших далекие кокчетавские владения, обосновавшихся неизвестно когда на отведенных царским указом уральских землях и образовавших тринадцать разбросанных в разные стороны селений, бытуют немногочисленные предания о том, что деревне Ильчино положил начало триста лет назад некий Ибрагим, человек из-под Уфы, который обошел много земель и получил за это прозвище Ильчи, что означает – путник или странник. Данное предание примечательно тем, что оно, во-первых, соотносится с общепринятым в дореволюционных этнографических работах мнением о типтярах как о выходцах из восточных районов централизованного Русского государства, и, во-вторых, исторически правдоподобно воспроизводит начавшееся спустя много веков после гуннов переселенческое движение на восток, причем определенная предположения говорит также фольклорный материал, собранный в соседнем Абзелиловском районе, где повсеместно распространены в разнообразных вариантах предания о нелегкой скитальческой судьбе предков, кочевавших с востока на запад и обратно и обосновавшихся наконец в предгорьях Урала за Яиком. Не имея прямого отношения к прошлому деревни Ильчино, они, тем не менее, проливают свет на некоторые типичные обстоятельства жизни населения всей юго-восточной Башкирии:

«Когда-то в этих местах башкир не было совсем. Переселились они сюда откуда-то издалека, с Алтайских гор. Не всем пришлись по душе здешние голые степи, открытые для разных пришельцев с востока. Поэтому многие не отважились удержаться тут, последовали дальше и осели далеко отсюда, где-то возле Куйбышева. Но и там не нашли удобного пристанища и подались кто куда. Некоторые аж до Карпатских гор добрались и, перейдя их, обосновали свою мадъярскую страну. Сейчас Венгрия называется.

А наши прадеды дальше не пошли. Собрались обратно на Алтай. По дороге сделали привал у какой-то реки, да и поселились тут навсегда. Видать, приглянулись им берега Кизила» [10].

Один из старейших жителей деревни Ильчино Х.С.Салихов, 1894 г.р., относя происхождение типтяр к эпохе, предшествующей воссоединению Башкирии с Московским государством, считает, что они не башкиры, а другая, но близкая им народность: «Жители тринадцати окрестных селений с самого начала называли себя типтярами. Это не башкиры, не казахи и не татары, а особая народность».

Среди наших записей эта единственная, в которой в категорической форме утверждается самобытность типтяр как народности. Но в Ильчино нередко услышишь предание о том, что местные башкиры смешались с переселившимися сюда в незапамятные времена представителями других народностей и что тринадцать типтярских деревень Учалинского района имеют сложное происхождение:

«Первоначально жили здесь одни башкиры. Другого народа и в помине не было. Но их сильно беспокоили казахи. Тогда башкиры послали ходоков за помощью к русскому царю. Тот дал им войско, во главе которого поставил какого-то Штапанова. Кажется, был он из крещеных татар, нагайбак.

Усмирив воинственных казахов, отряд собрался в обратный путь. Тогда башкиры говорят Штапанову:

«Оставайся, землю дадим.

Тот «скромно» задумался, а хозяева поспешили вывести его из «затруднительного» положения:

Много ли нужно, чтоб ты согласился?

С бычью шкуру, – еще более «скромно» ответил начальник.

Заключили договор. Снял с него Штапанов две копии. Одну сунул в бутылку и запрятал в землю. А другую повез на утверждение к царю в Москву.

Вернулся оттуда с царской грамотой и своим землемером. Собрал всех башкир на майдан, зарезал огромного семигодовалого быка и устроил им угощение. А из шкуры того быка нарезал много узких ремней и отхватил ими большой круг земли – лучшие наделы. Землемер стал отмечать их на карте. Так во владении Штапанова оказалось столько угодий, что он выделил паи своим воинам, среди которых было немало типтяр. Они-то и поселились тут, и от них пошли в нашем районе тринадцать типтярских деревень» [11].

Созвучно с этим текстом и отчасти дополняет его предание, записанное от колхозного механизатора М.Г.Ибатуллина, 1922 г.р., согласно которому, в разноплеменном отряде Штапанова, наряду с татарами, чувашами, черемисами, были также мишари (мещеряки) и типтяре, и будто бы они облюбовали этот красивый уголок земли, и от них берут начало мишарская деревня Ахуново (теперь большое село) и одиннадцать типтярских деревень.

В созвучии слов «типтяр» и «дэфтэр» некоторые этнографы усматривают семантическое родство, генетическую связь. Думается, что слово «типтяр» могло возникнуть вполне самостоятельно как сочетание «тип» (пни) и «тэре» (крест): это утверждают устные предания.

«Когда русский царь начал крестить другие народы и обращать их в православную веру, какое-то далекое племя, откуда вышли наши прадеды, не захотело креститься, а стало яростно сопротивляться. Подведут кого, чтобы поклонился и поцеловал, к большому кресту, и каждый – как сговорились – собьет его пинком оземь и мимо пройдет. Так и не принял никто чужой веры, и остались они все мусульманами. Но с тех пор народ тот стали называть «типтярами», что в переводе означает «пни крест» [12].

Согласно другому преданию, записанному от того же рассказчика Р.А.Байкина, типтярами стали называть учалинских башкир, когда они оказали решительное сопротивление попу, пытавшемуся их крестить:

«Жил-был у нас мулла по имени Юлкай. Слыл он среди людей решительным и даже злым человеком. Его не то что уважали, а все слегка побаивались. И было за что.

Когда началось крещение здешних башкир, Юлкай вполне проявил свой характер. Собрал он односельчан, велел оседлать лошадей и поскакал с ними в Учалы, куда приехал в сопровождении небольшого отряда русский поп с сундуком, наполненным крестами.

Только собрались неверные начать свое черное дело, как налетел Юлкай с конниками и разнес их в пух и прах. Те даже опомниться не успели. А железный сундук с крестами мулла велел поднять на высокую скалу и пинком сбросил его в озеро под обрыв. Тогда озеро Учалы было так глубоко, что считалось бездонным.

И стали нас с той поры называть типтярами».

С этим повествованием перекликается предание, согласно которому, первопоселенцы-типтяре – это бежавшие от насильственного крещения башкиры [13].

«Деды наши жили когда-то в Оренбургском крае. Когда царь добрался до этих мест, задумал так же, как нагайбаков [14], крестить башкир. Но те – ни в какую. Тогда царь отправил против непокорных карательный отряд. И начался настоящий погром. Чтобы не быть истребленными, предки переселились сюда.

А тут кругом стояли одни леса. Словом, тайга. Все же начали понемногу обживать эти дебри. Это от них пошло потом в округе двенадцать деревень. Почему-то их считают типтярскими. Оттого, видать, что старики были вышвырнуты оттуда прямо пинками. С тех пор называют нас типтярами. От слова «тибелгэн» – «выбитый пинками». Может, была какая разница в наречии, а так мы – коренные башкиры» [15].

В настоящее время жители Ильчино и других типтярских деревень не отличаются сколько-нибудь заметно своим наречием и обычаями от преобладающего башкирского населения района и считают себя башкирами. Постепенно забывается самоназвание «типтяри», и в большинстве преданий предки называются башкирами, жившими и кочевавшими прежде в просторах Восточной и Западной Сибири. Это нередко подчеркивается в устных повествованиях о первопереселенцах:

«Тут издавна простирались бесконечные земли башкир. И первыми переселились из Кокчетавского края и осели здесь наши далекие предки.

Тогда кругом непроходимые леса и болота стояли. Всюду росла сплошная лиственница – негде даже было приткнуться. Разбрелись маленькие роды в поисках удобного пристанища во все стороны и образовали тринадцать удаленных друг от друга на несколько верст селений. Были здесь и старики Ильчи и Ильтабан, которые основали деревни Ильчино и Ильтабаново. Ильчи с трудом нашел открытое место на вершине горы Острой и поставил там свой шалаш.

Жили они потихоньку, промышляли охотой, понемногу вырубался и редел лес. Народу становилась все больше, и домики спускались все ниже. Так и пошла наша деревня. А было то примерно 450 лет назад» [16].

Среди местных преданий особенно выделяется рассказ колхозного агронома М.И.Игдисамова, 1917г.р., в котором первонасельниками названы два брата-казаха; от них будто бы происходят деревня Ильчино и аймак Кучербая. Если принять во внимание роль общих предков казахов и башкир в этногенезе этих тюркских народов и характерные для казахов антропологические черты некоторых жителей деревни Ильчино, то рассказ Игдисамова можно признать не лишенным реальных оснований.

Более близкий путь, чем герои других ильчинских преданий, проделал старик Ильчи из Коншака (ныне Челябинская область), согласно рассказу Г.Я.Яппарова, 1896 г.р., приуроченному к событиям эпохи Пугачевского восстания. Содержание этого предания, по-видимому, отражает происходившие накануне и в период Крестьянской войны 1773-1775 гг. миграционные процессы внутри башкирских племен. Так, например, документально известно, что присылвенские башкиры-гайнинцы «были вытеснены со своих земель, переселились в леса вверх по Иреню и смешались с поселившимися там типтярами, язык и культура которых имеет много общих черт с гайнинскими башкирами» [17].

Обилие разноречивых преданий о возникновении типтярских деревень Учалинского района проявляется иногда в неопределенности суждений некоторых рассказчиков. «Не то их насильно выслали власти, не то прадеды сами с согласия или против воли царя оправились сюда за новыми землями», – замечает, например, Х.С.Салихов. Стремясь доискаться истины, они вступают порой в полемику с другими рассказчиками, что обусловлено сложностью миграционных движений в Зауралье прошлых веков. Смешение в народной памяти разных событий, связанных с этими процессами, ведет иногда к домыслам в преданиях о первонасельниках деревни Ильчино.

Относя начало освоения данной территории полулегендарными предками типтяр чуть ли не к эпохе татаро-монгольского нашествия, Р.А.Байкин, С.К.Каюмов и другие как бы подчеркивают, что «уральские» корни их династий теряются в глубине веков и что они являются подлинными наследниками и хозяевами этой земли. Гордость за свой народ вдохновляет рассказчиков на создание поэтически возвеличенного образа предка-первопоселенца, богатыря-силача и непокорного бунтаря.

Таким образом, бытующие в Башкирии этногенетические предания повествуют о некоторых не известных по письменным источникам обстоятельствах появления на ее территории отдельных племен, этнических групп и о взаимоотношениях между ними. К ним относятся предания о происхождении типтярской ветви тюркских племен, с которой связано возникновение двенадцати деревень Учалинского района Башкортостана. В деревне Ильчино нами записано более двадцати текстов преданий на местном диалекте, близком татарскому и особенно башкирскому языкам.

Вопрос о происхождении типтяр до сих пор остается дискуссионным. Упоминаемые впервые в указе Сената 1734 г. типтяре – сходцы представляли собой значительную по численности (более полумиллиона человек) и занимаемой территории группу населения Южного Урала. В большинстве этнографических работ типтяре относятся не к национально-племенной, а к социально-экономической общности покинувших родину и поселившихся на башкирских землях на правах «припущенников» представителей разных тюркских и финно-угорских народностей. С течением времени типтяре-переселенцы в значительной мере ассимилировались местным башкирским населением. В настоящее время большинство ильчинских рассказчиков преданий считает типтяр родовым подразделением башкир.

Предания деревни Ильчино по-разному, порой противоречиво рассказывают об исходном регионе обитания предков типтяр и времени переселения их на новую родину. Но, в общем, они сходятся во мнении, что типтяре – первопоселенцы, т.е. предки сегодняшних ильчинских башкир, во главе со своим предводителем Ильчи покинули или были изгнаны из страны Синих гор (по-башкирски Күк тау или Күксә тау – Кокчетав) и основали здесь двенадцать типтярских селений. Это звучит достаточно правдоподобно: по некоторым данным, разрозненные группы башкирских племен на территорию Приаралья, откуда они постепенно продвигались на запад, «пришли с востока, с верховьев Иртыша и из Южной Сибири» [18]. Тем самым существенно подтверждаются общие корни так называемых типтяр с древними башкирскими родами и племенами.

Чем дальше во времени отстоят от нас отразившиеся в типтярских преданиях события, тем более неясными и размытыми предстают перед нами их реалии. Ценность этих преданий заключается в том, что они воссоздают некоторые забытые страницы ранней истории типтярских деревень. В идейно-тематическом и художественном плане они имеют много общего с традиционным фольклором башкир и утверждают давние контакты населяющих Башкортостан народов.

 

Литература:

1. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии. – Уфа, 1859. – С.166; Ахмаров Г.Н. Тептяре и их происхождение // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. – Т.ХХШ. – Вып.5. – 1908. – С.362; Списки населенных мест Уфимской губернии. – СПб., 1871. – С.XXXIX.

2. Филимонов Е.С. Что такое тептяри? (Беглая заметка) // Труды Пермской ученой архивной комиссии. Вып.2. – Пермь, 1893. – С.54.

3. Там же. – С.55; Ахмаров Г.Н. Указ. раб. – С.355.

4. См.: Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман. – СПб., 1897. – С.39.

5. См.: Филимонов Е.С. Указ. раб. – С.52, 54.

6. Ахмаров Г.Н. Указ. раб. – С.354.

7. Кузеев Р.Г. Указ. раб. – С.323.

8. См.: Очерки по истории Башкирской АССР. – Т.1. – Ч.l. – Уфа, 1956. – С.124, 160.

9. Кузеев Р.Г. Урало-алтайские связи в конце I тыс. н.э. и история формирования башкирской народности // АЭБ. – С.23.

 10 Халиков А.Х. Общие процессы в этногенезе башкир и татар Поволжья и Приуралья // Там же. – С.31.

11. Записано в д.Ильчино от Каюмова Султана Каюмовича, 1889 г.р. Сюжет об обманном приобретении земли с помощью бычьей шкуры, который развивается в данном предании относится к типу сказок 2400 («Хитрость Дидоны») по международному указателю Аарне-Томпсона и имеет целый ряд вариантов в опубликованном башкирском, русском, а также в другом тюркоязычном и славянском фольклорном материале.

12. Записано в д.Ильчино от Байкина Рахимьяна Ахметхановича, 1906 г.р.

13. О том, что значительная часть западных и северо-западных башкир ассимилировалась с окружающим их татарским населением и составила татарскую этнографическую группу типтяр, см.: Кузеев Р. Г. – С.484.

14. Нагайбаки – татары, крещенные на территории Башкирии и прилегающих к ней районов еще при Иване Грозном.

15. Записано в д.Мансурово от Гарипова Сабита Тариковича, 1912 г.р.

16. Записано от Салихова Хайбуллы Салиховича, 1894 г.р.

17. Кузеев Р.Г. Указ. раб. – С.337.

18. Кузеев Р.Г. Урало-алтайские связи в конце I тыс. н.э. и история формирования башкирской народности // АЭБ. – С.23.