О роли скотоводства в хозяйстве юго-восточных башкир прошлых лет


Источник: Ф.М.Сулейманов. О роли скотоводства в хозяйстве юго-восточных башкир прошлых лет // Проблемы и перспективы конкурентоспособного воспроизводства в Башкирском Зауралье: материалы республиканской научно-практической конференции (25 сентября 2009 г.). – В 3-х ч. – Ч.2. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. – С.71 – 76.

Примечание: публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

В периодической печати стали появляться высказывания о том, что якобы предки башкир и сами башкиры никогда не выезжали на кочевья, жили только оседло, занимаясь земледелием. Отдельными авторами выезды на яйляу и ведение полукочевого скотоводческого хозяйства башкирами прошлых веков предлагается ограничить термином «отгонно-пастбищное хозяйство», «отгонно-пастбищное животноводство» [1,4,5]. Однако в историко-этнографической науке еще нет специальных исследований и монографий, которые бы опровергали бытование среди определенных групп башкир даже в конце XIX в. – начале ХХ в. выездов в кочевья, и на которых можно было ссылаться при высказываниях по вышеуказанным вопросам. Напротив, существование выездов на кочевья большинством населением («целыми семействами») башкирских аулов доказано в трудах многочисленных авторов [2, 8, 9].

Считаем, что к вопросу о замене терминов в хозяйственной истории следует относиться очень осторожно. Необходимо тщательно изучить предлагаемый термин. Он имеет следующую характеристику: отгонное животноводство, форма организации животноводства, при которой животных в течение всего года (или большей его части) содержат на пастбищах различного сезонов использования, отдаленных от жилищно-производственных центров. Круглогодовую пастбищную систему содержания скота применяют в Австралии, Монголии, Афганистане, Аргентине, Бразилии, Новой Зеландии и других странах. В нашей стране программа такой формы организации животноводства – отгонного содержания скота – была намечена лишь с 1942 г. [10, С.606]. Такое животноводство предполагает наличие специальных работников – пастухов и обслуживающего персонала, которые размещаются в передвижных жилищах (вагонах и т.д.). Итак, в основе этого модернизированного хозяйства лежит известная система кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства! Правомерно ли применение данного термина, в большей мере относящегося модернизированному животноводству, по отношению к скотоводческому хозяйству дореволюционных башкир-вотчинников? Выезды на яйляу в Башкортостане, совершались не только пастухами, а всеми жителями или подавляющим большинством населения башкирских аулов и не только для занятия скотоводством.

Уважаемый нами писатель Т.Буляков допускает мысль о том, что башкиры, даже если совершали выезды на яйляу, все же не «кочевали» – не двигались с места на место, а весной, летом и осенью пасли скот на одном месте, а пастбища различались только по видам скота [4, С.125]! Но данное утверждение не имеет под собой, ни фактических, ни теоретических, ни логических подтверждений. Например, архивные источники – документы, составленные башкирскими кантонными начальниками в 60-х годах XIX века, напротив, говорят о бытовании передвижений и частой смены мест яйляу:


Ведомость о кочевках 2-го Верхнеуральского кантона башкир [12, Л.17, 17об.]

 Название кочевок

 Объяснение местонахождений кочевок и время пребывания на оной

1-й Бурзянской волости сельского общества Исмакаевской.

1) 1-я кочевка деревни Исмакаевой

2) 2-я кочевка деревни Исмакаевой

3) 3-я кочевка деревни Исмакаевой

4) 4-я кочевка деревни Исмакаевой

1) Эта кочевка находится с давнего времени. Занимает степной местности примерено верст на 5 в окружности по р. Бызавлыку. Кочуют на этой местности с 1-го по 15 июня.

2) Кочевка эта существует с давних времен. Занимает степную местность в окружности примерено верст на 6-ти при р.Лаин-берды, кочуют тут с 15 июня по 1 июля.

3) Существует с давнего времени по р. Алим-сату, занимает примерно на 5 верст лесной и степной местности. Кочуют с 1 июля по 1 августа.

4) Существует с давнего времени по р. Сакмары и занимает примерно по 3 версты, лесной и гористой местности. Кочуют тут с 1 августа по 1 сентября.

 

Некоторые авторы обвиняют сегодняшнее общество в искажении хозяйственной истории «чрезмерным увлечением выставления башкирских юрт на сабантуях и других праздниках», что якобы и создает стереотип кочевничества [5; С.58].

К сожалению, ошибочные высказывания о «доказанности» существования «отгонно-пастбищного хозяйства» у всех групп башкир дореволюционного периода встречаются на занятиях со студентами и у некоторых уважаемых преподавателей института.

В связи со всем этим, следует сказать ответное слово. Но здесь мы специально не рассматриваем вопрос о том, что занимались ли башкиры земледелием или нет. Это разговор другой темы. Скажем только, что без земледелия и его продуктов не обходились многие племена и народы Евразии со времен неолита, в том числе и кочевые. Но существовала разница в масштабах, размерах и главенствовании земледелия в хозяйстве. Несомненно, башкиры и их предки с древнейших времен знали о земледелии. Но в определенный период их истории кочевое и полукочевое скотоводство занимали важнейшую часть их жизни. Независимо от того, что нравится или не нравится нам это сегодня, отнять это невозможно, ибо это целый период истории народа.

Авторы, отвергающие существование полукочевого хозяйства у башкир, находясь в зависимости от позиций евроцентрического отношения к историческому прошлому, считают, что если отказаться от термина «полукочевое скотоводческое хозяйство» и заменить его термином «отгонно-пастбищное хозяйство-животноводство», то башкир можно будет очень легко причислять к ряду «цивилизованных» оседло-земледельческих народов. Иными словами, они предлагают перечеркнуть историю башкир прошлых веков: искусных наездников-скотоводов, воинов и охотников, опустить с лошади и прикрепить к пашне, снять с них кожаные сапоги, заменив их лаптями, согнать их с просторных юрт в тесные избы. Тем не менее, общеизвестно, что создателями цивилизаций, первых государственных образований на территории нынешней России начиная с раннежелезного века, являлись именно кочевые и полукочевые народы, говорящие на различных древних наречиях иранского и тюркского языков: скифы, саки, савроматы, сарматы, хунны и др. Народы Евразии (II-XIII вв.), ведущие в основе своей кочевое и полукочевое скотоводческое хозяйство (гунны, древние тюрки, хазары, булгары, печенеги, монголы, кипчаки и башкиры и др.) являли собой первых создателей высококультурных держав и империй с письменностью, литературой, развитыми городами и торговлей, отлично знали приемы земледелия и занимались этим хозяйством, что не мешало им заниматься и полукочевым скотоводством. Высококультурную цивилизацию, со сложной экономикой, оздали кочевники-монголы и тюрки при Чингисхане, затем золотоордынцы при Батые и др. чингизидах. Но главным занятием, в силу традиций и географическо-климатических факторов, у них в течение долгого времени оставалось скотоводство, в особенности коневодство, успешное ведение которого было возможно в случае эксплуатации огромных земельных пространств и при функционировании кочевого и полукочевого хозяйства. При кочевом способе ведения хозяйства племена и даже целые народы круглый год находились в движении, в поисках травы для многотысячных стад и табунов скота, который и представлял главное богатство для этих народов. Скот для них и товар и деньги, транспорт и еда, источник материалов, из которых изготовлялись посуда, одежда, обувь и практически все необходимое для нормального функционирования жизни общества. Но здесь были важны наличие двух факторов: природно-климатические условия и наличие огромных земельных пространств, позволяющих ведение этой модели хозяйствования. Полукочевое хозяйство, присущее башкирам средних веков, было продиктовано особенностями природно-климатических и географических условий Южного Урала и частичной потерей ими земельных территорий на юге движением кочевых народов, позволяющих ранее возможность перезимовки в более теплых краях. Об этом доказывает нижеприводимый документ, составленный самими башкирами в 60-х гг. XIX столетия [12, Л.12-13об.] «Сведения о башкирских кочевках Оренбургского кантона»:

«XIV. Тангаурского общества.

1. Якуповского сельского общества. Башкиры д.д.Якуповой, Ишимбетовой и Максютовой своим кочевьем занимали местность в прежнее время на Среднем Макане и озере Длинном, а ныне на реке Сакмар по ключам: Япар Саз, Карамалы-Маскырт, Шикар, Амли-Узяк, Саулы-Саз, Алат и Янгыз-Каин в окружности около 15 верст; местность, занимаемая сими кочевками, гористая и каменистая, с редкими небольшими коками леса и не удобная к хлебопашеству.

2. Салимовского сельского общества. Башкиры д.д.Салимовой, Балапановой, Мухаметрахимовой, Дильмухаметевой, Абдулкаримовой и Султантимеровой кочевьем своим занимают местность прежде и ныне по речкам Козя-Таш до озера Асяу, Среднему Макану и Таналыку на протяжении 4-х верст вверх по течению от грани 4-го Усерганскаго общества и в вершинах р.Чертанлы-Узяк, занимая по длине всех кочевок пространства около 15 верст, а поперек около 8 верст, в окружности около 45 вер.; Местность сия возвышенно каменистая и безлесная равнина с соломистыми местами, неудобная к хлебопашеству.

3. Куватовского сельского общества. Башкиры д.д.Куватовой, Ишкузиной, Ишбирдиной, Алгазиной и Абдулкаримовой своим кочевьем занимают местность ныне и в прежнее время в вершинах р.р. Малого и Большого Бузавлыка и Кабан-Кильган окружностью около 4-х верст; местность, занимаемая сими кочевками, холмистая и каменистая степь, ни к чему более не удобная, исключая кочевок.

4. Юлдыбаевского сельского общества. Башкиры д.д.Юлдубаевой, Кашкаровой, Гумеровой, Ишбулдиной и Мухаметвалиевой своим кочевьем занимали местность в прежне время по р.Таналыку на пространстве около 4 вер. Вверх по течению от грани 4-го Усерганского общества, в вершинах р.Кызыл-Таш и озер Ялтыр-Куль, а ныне в вершинах р. Бузавлыка и озер Янтыр-Куль, окружностью прежния около 4, а нынешняя около 10 верст. А также на р.Сакмар около брода Сювар-бар, по р.Сыир-ульган и Маскырт; Местность, занимаемая прежними кочевками, представляет в общей массе гористо-каменистую степь, а нынешняя равнина с небольшими холмами и отдельными колками леса на речке же Сакмар лесная гористо-каменистая и не составляет общего участка, но отдельными местечками и во всех местах не удобная к хлебопашеству и сенокошению.

5. Абдулнасыровского сельского общества. Башкиры д.д.Абдулнасыровой, Рафиковой, Исмагиловой и Янгазиной своим кочевьем занимают местность ныне и в прежнее время по р.р.Ургазасын, Казя-Таш, на среднем Макань от грани 4-го Усерганского общества на 5 верст и озер Сюлюкли /Пиявочное/. Кочевки эти занимают окружностью на Ургазасын около 10 верст, а остальные около 15 вер.; местность сия представляет ровную каменистую небольшими возвышенностями степь, ни к чему более не удобную, исключая кочевок.

6. Валитовского сельского общества. Башкиры д.д.Валитовой, Габбясовой, Юмагузиной, Султангузиной и Абдулмамбетовой своим кочевьем занимают местность по р.р.Кулдаргуль и Ургазасын и озерах: Сулюкли /Пиявочное/ и Узун. /Длинное/ пространство всей местности в окружности занимает около 20 вер.; Местность сих представляет каменистую с небольшими колками степь, ни к чему боле не удобную, исключая кочевок.

Примечание: в 1-ой пяти Юртовых обществах местность степная и гористая, лесу совершенно нет, кроме молодой поросли и мелкого кустарника.

Подлинное подписать и верно: Кантонный Помощник

Секретарь Письмоводитель Исаков».

Сами слова и понятия кочевье, кочевник, полукочевник отнюдь не означают дикость и отсталость, как это старались доказывать некоторые дореволюционные и советские ученые, отдельные современные авторы.

Что касается тезиса о цивилизованности исключительно всех земледельческих культур и народов. Никому не секрет, что появление государства у восточных славян, издавна занимающихся оседлым земледелием, произошло лишь в конце IX-X вв., спустя 4-5 веков с момента возникновения первой империи на территории Евразии – государства тюрков-кочевников и полукочевников – Древнетюркского каганата, и при непосредственном военно-политическом и хозяйственно-культурном участии неземледельческих народов и культур – «морских» – варягов и полукочевых скотоводов – тюрков – хазар и булгар, печенегов и половцев!

Другой пример. Ближайшими соседями башкир с древнейших времен были многочисленные финно-угорские племена и народы  марийцы, удмурты, пермяки и др., главными занятиями у которых всегда выступали земледелие и пастбищное скотоводство. Но истории неизвестно, что эти народы когда-либо являлись народами-гегемонами, народами-лидерами, основавшими цивилизации и государства, или осуществившими великие завоевания. Даже по отношению своих ближайших соседей – башкир. Итак, становится ясным то, что возникновение цивилизации и государства не определяются только хозяйственными параметрами, а рядом факторов политического, экономического, культурного, социального и др. характера.

Главным занятием башкир южного, юго-западного, юго-восточного и некоторых других районов Исторического Башкортостана, в силу традиций и географическо-климатических факторов, в течение долгого времени оставалось скотоводство, в особенности коневодство, успешное ведение которого было возможно в случае эксплуатации огромных земельных пространств и при функционировании полукочевого хозяйства. При этой экономической модели скот составлял и товар и деньги, транспорт и еду, источник материалов, из которых изготовлялись посуда, одежда, обувь и многое другое необходимое для нормального функционирования жизни общества. Трудно представить продолжившуюся более чем 200 лет борьбу башкирского народа против царизма и многовековую службу башкир по охране государственных границ, участие в бесконечных войнах России без многотысячных конных отрядов. В хозяйстве, где преобладало земледелие, это вряд ли было бы возможным.

Выезды на яйляу осуществлялись с ранней весны до середины осени, в зимнее время башкиры жили в зимовках – деревнях, скот же находился на подножном корму – тебеневке. Замечательный русский ученый П.И.Рычков свидетельствовал, что башкиры в XVIII в. «… как зимою, так и летом, все свои табуны содержат на степи, ибо как бы ни глубок был снег, однако лошади их обыкли разгребать, а по их названию тебенить ногою, и так подснежную травою, имея на себе от лета довольно жиру, содержатся, токмо для немногих лошадей, которых башкирцы в зимнее времена для езды употребляют, заготовляют они сено…» [6]. Причем, для тебеневки оставлялись незатронутые в весенне-летнее время территории. Яйляу – это не только место для занятия скотоводством, туда выезжали практически все жители башкирских деревень. На яйляу происходили весьма важные события для того времени: свадьбы, йыйыны, сабантуи и другие праздники, состязания и т.д. Недаром башкирские поэты и народные сказители в начале XX в. в своих произведениях ностальгически воспевали это явление.

По свидетельству русских ученых еще в XVIII в. башкиры в своем хозяйстве имели большое количество различного скота, особенно лошадей. Причем, не только богатые, но и те, которые считались бедными. П.И.Рычков отмечал: «Лошади башкирские издавна в России почитаются, между которыми многие сходами, и так резвые иноходцы бывают… До последнего бунта башкирский народ весьма богат был лошадьми… однако ныне паки… немало находится таких, кои от трех до четырехсот кобыл имеют» [6]. По мнению И.П.Фалька, у башкир «бедный хозяин имеет лошадей от 10 до 20, богатые же владеют целыми табунами и стадами до 1000, и до 2000 голов. И.Г.Георги пишет: «редко и у простого человека бывает меньше 30 и 50 лошадей, многие оных до 500,богатые до 1000, а иные до 2000 и выше… число овец почти соответствует у богатых числу лошадей или превосходит оное, однако мало чем. Рогатого скота держат богатые в половину против лошадей. Почти у всех есть козьи стада» [8; С.33-34]. Итак, остается только удивляться экономическими возможностями и богатством башкирского дворохозяйства, даже у тех башкир, которых считали за «бедного хозяина»! Знаменитый тархан бурзянского рода Алдарбай Исекеев обладал 8000 лошадьми [11; С.102]! В каких гигантских по размерам помещениях («хлевах») должны были хозяева (пусть даже 30-50 голов лошадей) поместить такое количество скота в условиях только оседлой жизни, каким образом их обеспечить сеном на зиму? Какие огромные хозяйственные постройки должны были вмещать в себе башкирские аулы, каковы должны быть размеры последних, какая соответствующая хозяйственная культура должна была быть в этом случае? При наличии большого количества скота, требующего от его хозяев больших трудовых затрат и времени, в какое время должны были вестись работы связанные с оседлой, земледельческой жизнью, обработкой земли? И если такое существовало, то где зафиксированы факты о них и есть ли следы их присутствия? Таким образом, ведение такого скотоводческого хозяйства было возможным лишь в условиях существования полукочевой системы ведения хозяйства.

Следует обратить внимание и на то, что по данному вопросу в архивах РФ и РБ сохранилось немало исторических документов, среди которых имеются и свидетельствующие о частой и довольно масштабной практики выездов в кочевья среди башкир даже во второй половине XIX в. [7, 9]. Имеются также описания очевидцев того времени, к которым, например, относится и наблюдения великого русского литератора Л.Н.Толстого [3].

Таким образом, считаем, что попытки некоторых авторов, «болеющих» кочевникофобией и следующих за европоцентризмом, пусть даже с благих намерений, переписать историю хозяйства башкир, отбросив из нее бытование некогда оправданной хозяйственной системы – полукочевого скотоводчества, существование которого доказано исследованиями и историческими фактами, могут нанести урон объективному освещению многогранной, сложной и уникальной истории башкирского народа и внести путаницу в понимание исторического развития в умах простых читателей, которые знания об истории черпают, в основном, из страниц газет и журналов.


Использованная литература:

1. Азат Юлан. Башҡорт йәйләүҙәре //Йәшлек. – 2006. – № 4. – 27 апреля.

2. См. Аллабердина Г.И. Полукочевое хозяйство башкир во второй половине XIX в. (историография вопроса) // Труды кафедры истории Сибайского института БГУ: Сборник научных статей. – РИО Уфа: БашГУ, 2005. – С.61 – 75.

3. Башкирия в русской литературе, в шести томах. – Том второй. (предисловие, биографические справки, комментарии и библиография М.Г.Рахимкулова). – Уфа, 1990.

4. Буляков Т. Как башкиры стали кочевниками? // Агидель. – 2006. – №4. – С.120 – 128. (на баш. яз.).

5. Зиннатуллин З. Стереотиптарға һәм концепцияларға аныҡлыҡ индереп // Ватандаш. – 2007. – №3. – С.55 – 59.

6. Рычков П.И. топография Оренбургской губернии. – Уфа, 1999.

7. Сулейманов Ф.М. Архивный источник о кочевьях башкирских аулов второй половины XIX в. // Труды кафедры истории Сибайского института БГУ: Сборник научных статей. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – С.29 – 30.

8. Янгузин Р.З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII-XIX вв. – Уфа, 1998.

9. Янгузин Р.З. Этнография башкир (история изучения). – Уфа, 2002.

10. Большая советская энциклопедия. – Т.18. М., 1974. – С.606.; – Т.19. – М., 1975. – С.789 – 790.

11. Асфандияров А.З. Истоия сел и деревень Башкирской АССР. Справочная книга. Книга первая. – Уфа, 1990.

12. ЦГИА РБ. Ф.2. Оп.2. Д.13068. Л.12-13об., 17-17об., 87, 89 об.