Новый вариант шежере племени бурзян


Источник: Ф.М.Сулейманов, Ю.А.Минишев. Новый вариант шежере племени бурзян // Феномен евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2009. – 288 с. – С.94 – 96.

Примечание: Публикуется с разрешения одного из авторов статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

 При изучении истории башкирского народа большую ценность представляют башкирские родословные – шежере. На сегодняшний день опубликовано несколько сборников шежере. (Башкирские шежере, 1960, Булгаков, Надергулов, 2002). Но мы еще не можем утверждать, что шежере в полной мере выявлены и исследованы в исторической литературе.

 Цель этой работы – попытка анализа основного содержания текста сравнительно недавно обнаруженного варианта шежере башкирского племени бурзян. Изучаемый вариант шежере бурзян был помещен в одну «общую тетрадь» вместе с родословными башкирских племен тунгаур и усерган. «Тетрадь» сохранилась у жителя г. Уфы Максата Аптикаева (выходец из д. Суртан-Узяк Зилаирского района, род. в 1935 г.), которая перешла ему от отца – Абдрахима. В 1994 г. шежере было нами ксерокопировано. В оригинале текст шежере выполнен черными чернилами на старотюркской графике. Согласно записям в тетради, шежере переписывали дважды: в 1926 г. неизвестным переписчиком, в середине 1950-х гг. – А.Аптекаевым. В «общей тетради» текст шежере помещен на 4 страницах, под общей нумераций 73, 74, 75, 76.

Весьма важно то, что шежере включает в себя разъяснительные тексты и сопровождающие приписки, комментарии и пояснения составителей и неизвестного переписчика, рассказывающие об интересных событиях, легендах, выдающихся представителях рода и указывающие на место проживания потомков отдельных личностей. Перевод текста на кириллицу осуществлен авторами настоящей работы. Чтение текста изучаемого варианта шежере позволило нам утверждать, что, во-первых, оно представляет собой генеалогию представителей рода бурзян-мунаш племени бурзян; во-вторых, оно составлено с целью отражения генеалогических линий известных потомственных тарханов Бурзянской волости Ногайской дороги, а именно: Кутлуюла Калтырсакова, Алдара Исекеева, Гадельши Илишева и др.

Большой интерес вызывает верхняя (древняя) часть изучаемой генеалогии – она не имеет аналогов в опубликованных вариантах шежере племени бурзян, в то же время обнаруживает параллели в устном творчестве башкир. Родословная бурзян-мунаш в шежере берет свое начало от имени Тулай, по прозвищу Шабахукыр. Это имя в качестве первопредка бурзян в других вариантах шежере, известных науке, не фигурирует. Интересно, что человек по имени Шыпа Сукыр – «туркмен с одним глазом на лбу» – фигурирует в дастане «Чингиз-наме», роль которого в дастане весьма схожа с ролью «бурзянского батыра», персонажа предания о происхождении тунгауров, записанного Р.Г.Кузеевым (Кузеев, 1974, с.122). Следует особо отметить, что сюжетное содержание этого предания практически совпадает с тем рассказом, который изложен в дастане «Чингиз-наме» (Башкирское народное творчество.– Т.7, с.145-147). Таким образом, во втором имени Тулая – Шабахукыр прослеживается несомненная связь шежере с персонажами и мотивами древних легенд о происхождении тюркских и монгольских племен.

Что касается непосредственно имени Тулай, с одной стороны, его можно сопоставить с именем четвертого сына Чингисхана – Тулаем (Тулуй, Толуй) (Эренжен Хаара Даван, 1996, с.115). Желая связать происхождение рода с ханской династией, составители шежере могли включить в него имя этого чингизида. С другой стороны, это имя, возможно, имеет связь с именем Талай-хана, фигурирующего в эпических произведениях башкир (Кусяк-бей, Муйтен-бий), в мифологии тюрков-алтайцев, где он назван и другим именем – Яик-хан, что соответствует башкирскому названию р. Урал и имени персонажа эпоса «Урал-батыр», «положившего начало» реке Яик, – Яик-батыра. Еще академик Р.Г.Кузеев писал, что родину бурзян следует искать на Алтае (Кузеев, 1974). По мнению Н.А.Мажитова и А.Н.Султановой, происхождение гидронима Яик связано с предками тюрков – сако-дахо-массагетскими племенами раннежелезного века (Мажитов, Султанова, 1994, с.42). В связи со всем вышесказанным, можно утверждать, что имя Тулай в шежере не случайное и отражает древнейшие пласты этнической истории башкир.

Сыном, а скорее всего, потомком, Тулая в шежере называется Бурзян. Согласно тексту шежере (по упоминаемому имени Чингисхана), можно сказать, что Бурзян жил не позднее XIII в. В дастане «Чингиз-наме» наряду с другими родоначальниками племен (Тамьян, Кипчак, Муйтен, Тимер-кутлу и др.) речь идет и о Бурзяне, который получил от рук Чингисхана собственные родоплеменные атрибуты (Башкирское народное творчество.– Т.7, с.159).

Важной особенностью данного варианта шежере является и то, что в нем мы находим имена основателей генеалогических линий, отсутствующих в других вариантах шежере. Например, линии Каракулумбета и Мунаша, чьи имена встречаются в эпических произведениях и легендах, но отсутствуют в других, известных науке, вариантах шежере бурзян; а линия Туташа и его сына Асламсы, в других вариантах шежере также не встречаются. В шежере фигурирует имя Исекей, которому соответствует имя известного в других вариантах шежере Бурзян предводителя бурзян середины XVI в. Илчикей-бия (Булгаков, Надыргулов, 2002, с.107, 109). В линии, исходящей от Тимер – Карабуги, кроме известного по легендам Кутлуяра (сыновьями которого указаны Байсары и Янсары) здесь показано имя Алташман, а также неизвестное другим вариантам шежере бурзян генеалогическое звено во главе с Бирдарой. Место Алташмана в шежере бурзян-янсары занимает Аллаяр с сыновьями Мунаш и Еманаш (Башкирские шежере, 1960, с.128; Булгаков, Надергулов, 2002, с.110). В этом же варианте сыновьями Алташмана являются Юмаш и Ямаш. Это соответствует башкирской легенде «Ямаш менљн Йомаш ауылдары», где про Ямаша и Юмаша повествуется как о рожденных от одного отца – Арслангалия (Башкирское народное творчество,1997, с.134). Следует отметить, что в линии родословной Бирдара-Мунаш-Барлыкай-Иска-Алдакай-Якуп, кроме Мунаша, остальные имена не встречаются в исторических преданиях башкирского народа. Два аула тюбы мунаш Чингизово и Темясово носят и второе название – Мунаш. Чингизовцы в 1816 г, на месте старых бурзянских кочевок основали деревню Акбулатово, а темясовцы в начале XIX в. – деревни Субхангулово, Месятово (Асфандияров А.З., 1990, с.107, 109). Указание на место проживания потомков Мунаша сына Бирдары в шежере отражено в виде приписки: «дети Алдакая живут на берегах Идели».

По мнению Р.Г.Кузеева, бурзянские тюбы Байсары и Янсары относятся к числу более поздних образований и имеющих тесную связь с казахскими племенами (Кузеев Р.Г., 1974, с.201). У Байсары в данном шежере показаны только два сына: Бииштархан и Агыш. А в опубликованном варианте шежере бурзян у него показано 4 сына: Бииш, Юлай-тархан, Тельмамбет, Кюзмамбет (а Агыш показан сыном Кюзмамбета) (Булгаков, Надергулов, 2002, с.111).

Проанализировать генеалогию других сыновей Бииш–тархана - Айрагомала, Хараяза, Батыркая, а также Татлыбая (сына Алекая) и Алибака (сына Байбакты) не представляется возможным из-за отсутствия сравнительных материалов.

Шежере включает и генеалогию Алдара Исекеева – батыра и тархана Бурзянской волости, участника Крымских и Азовских походов русской армии конца XVII в., дипломата, одного из предводителей башкирских восстаний 1704-1711 и 1735-1740 гг. В изучаемом шежере к генеалогии Алдара приписаны имена Алекай и Даутбай. В русских источниках указывается 9 сыновей Алдара: Мурат, Мусса, Юсуп, Максут, Мансур, Мысыр, Саитбатал, Бахтигарей, Адельгарей (Асфандияров А.З., 2006, с.83). В рассматриваемом нами шежере обнаружен еще один его сын – Сагадатгарей. В примечаниях шежере говорится, что дети Бахтигарея живут в д. Бахтигареево, дети Ахмера (внука Алдара) живут в д. Ахмерово. А.З.Асфандияров не связывает происхождение названий этих деревень с указанными именами (Асфандияров, 1998, с39, 62). Необходимо отметить и следующее: в д. Бахтигареево жил Бурангул Уралбаевич Алдаров, основатель деревни Карышкино-саз, который, возможно, относится к потомкам Алдара Исекеева (Асфандияров А.З., 1998, с.40).

В тексте изучаемой родословной также содержится своеобразное толкование происхождения родового подразделения нугай-бурзян в составе племени бурзян. Так, легенда о Кирсае (Корайе) и Аюкаре, включенная в шежере, повествует о тесных контактах башкир с калмыками и казахами, в результате которых и произошло, согласно легенде, появление подразделения нугай-бурзян и аула Нугай.

Таким образом, попытка анализа вновь обнаруженного варианта шежере племени бурзян приводит нас к выводу, что данный вариант шежере можно отнести к разряду редких и, несмотря на имеющиеся в тексте возможные ошибки и искажения, оно может послужить важным дополнением к известным историческим источникам при изучении отдельных проблем истории башкирского народа.

 

Литература:

1. Башкирские шежере. Составление, перевод текстов и комментарии Р.Г.Кузеева. – Уфа, 1960.

2. Башкирские родословные. Сост., предисл., поясн., пер. на рус. яз., послесл. и указ. Р.М.Булгакова и М.Х.Надергулова. – Уфа, 2002. Вып.1.

3. Биишев А. Икские бурзяне (на башк. яз.) // Ватандаш. – 1998. – №1.

4. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. – М., 1974.

5. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. – Уфа, 1994.

6. Башкирское народное творчество.– Т. 7. Письменные киссы и дастаны. – Уфа, 2004.

7. Эренжен Хара-Даван. Чингис-хан как полководец и его наследие // На стыке континентов и цивилизаций…(из опыта образования и распада империй X–XVI вв.). М., 1996.

8. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Справочная книга. Кн.1. – Уфа, 1990.

9. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн.2-3. Изд. 2-ое. Справочная книга. – Уфа, 1998.

10. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. – Уфа, 2006.