Дороги Южного Урала и их роль в этногенезе башкир


Источник: З.Г.Аминев. Дороги Южного Урала и их роль в этногенезе башкир // Феномен евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2009. – 288 с. – С.2527.

Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

Предлагаемая автором тема о традиционных путях сообщения башкир пока остается малоизученной. Необходимость исследования данной проблемы очевидна. Дороги являются одной из фундаментальных основ любой культуры. Известно, что пути ообщения как средства коммуникации играют огромную роль в формировании любого этноса. Разветвленная сеть дорог, система линий связи со своими центрами, где эти линии скрещивались и по которым перемещались как различные материальные ценности в виде грузов и товаров, так и культурные ценности, объединяют  различные племена в единое целое: в народ, в государство. Разветвленная сеть дорог дает импульс для развития общества. В качестве примера можно вспомнить всем известную дорогу «из варяг в греки», которая сыграла огромную роль в жизни сообщества восточно-славянских племен и формировании Древнерусского государства. Можно тут вспомнить также «Великий шелковый путь», сыгравший огромную роль в подъеме экономики и культуры народов, государств, находящихся на этом пути, в соединении воедино Востока и Запада и в формировании представлений о единстве Старого Света. 

В отношении дорог, проходящих через башкирские земли по Южному Уралу и Приуралью, применимы слова А.В.Панкова, сказанные им по поводу дорог, ведущих из Средней Азии в Россию. Данный автор писал, что эти дороги были проторены в более ранние эпохи и что этими путями пользовались и в хазарскую, и в аббасидскую, и в монголо-турецкую эпохи с VIII-XIV вв. и, вероятно, много раньше, так как прежние хозяева европейско-азиатских степей – скифы, затем гунны, авары, огузы, печенеги, половцы пользовались одними теми же проторенными караванными тропами (5, с.26). Таким же образом после присоединения башкир к России через башкирские земли по давно проторенным дорогам пошли русские люди в своем походе на Восток (в Сибирь, Среднюю Азию). В частности, от башкир русские власти узнали о существующей издавна дороге от устья реки Сакмары в Бухару через Мугоджарские горы (2, с.285-286). Башкирские дороги являлись частью трансконтинентальных дорог, растянувшихся по громадным просторам Евразии. Изучение истории башкирских дорог поможет нам более полно понять и расселение многочисленных башкирских родов, а также и сам процесс этногенеза башкир.

Нам кажется, что именно основные магистрали, протянувшиеся через Южный Урал в направлении Восток-Запад, Юг-Север, сыграли большую роль при сложении башкирского народа.

Уральские горы, хотя и не такие высокие и не настолько непреодолимые, тем не менее представляют определенную трудность при прохождении через них. Поэтому дороги как через хребты Уральских гор, а так и в самих горах проложены с учетом особенностей местного рельефа. Особенностями рельефа, как нам кажется, объясняются и месторасположение тех или иных башкирских родов и племен и связь между ними. Например, в Учалинском районе РБ проживают башкирские роды, относящиеся к табынскому кругу. Башкиры-табынцы проживают также и на другой стороне Уральских гор – в Гафурийском районе РБ. В Учалинском районе имеется несколько мест, носящих название (топоним) «Ҡапҡа» (Ворота), через которые проходит местная дорога на западную сторону Уральских гор. Поэтому вполне можно предположить, что предки табынцев Гафурийского района с Восточной стороны Уральских гор перешли на свою территорию через местность «Капка». Также наличием дороги со стороны нынешней Челябинской области в сторону Казани объясняется расположение башкирских племен табынского круга и в Северо-Западном Башкортостане (Татышлинский и соседние районы).

В башкирском Зауралье проживает крупное башкирское племя бурзян, представители которой проживают также в Самарской и Саратовской областях России. Если на карте соединить пунктиром места расселения башкир-бурзян между Зауральем и Поволжьем, то получится дорожная полоска. Часть участка этой дороги сейчас функционирует как общегосударственная трасса, а часть существует как проселочная дорога, обслуживающая местные нужды.

С учетом особенностей местного Уральского рельефа проложена дорога, называемая башкирами «Куныр буга юлы» (дорога бурого быка). Другое название этой дороги «Карауан юлы» (т.е. «караванный путь»). Все наши информаторы особо подчеркивали то, что дорога «Куныр буга» проходит по Уральскому водораздельному хребту и что путники, идущие по этой дороге, не встречают больших водных преград. Видимо, особенность Уральских гор как водораздела люди узнали очень рано и этим удачно пользовались. По данным, записанным от наших информаторов, дорога «Куныр буга» проходит по Баймакскому, Абзелиловскому, Белорецкому, Учалинскому районам РБ и затем проходит по Челябинской области, пересекаясь там у г.Сатка с дорогой, ведущей на Запад и Восток. Название г.Сатка в переводе с башкирского на русский язык объясняется как «перекресток». Продолжаясь дальше, дорога эта доходит до г.Екатеринбурга. Таким образом, дорога «Куныр буга», протянувшись с Юга на Север, соединяла южных башкир с их северными сородичами и имела для башкирского народа стратегическое значение. Об этом говорится и в башкирском фольклоре. В частности, в эпосе «Куныр буга» говорится, что этой дорогой северные башкиры пришли на помощь южным башкирам, когда на последних напали враги. Поэтому иногда башкиры дорогу эту называли «Яу юлы», т.е. «военная дорога». У дороги «Куныр буга» расположен большой башкирский аул Темяс (Баймакский район РБ). Рядом с этим аулом находится довольно высокая гора, которую местные башкиры называют «Рапат», что в переводе с арабского языка означает «место, где останавливаются для отдыха караваны». Если учесть, что недалеко от аула Темяс проходит караванная дорога «Куныр буга», то вполне можно допустить, что у этой горы останавливались караваны для отдыха. Думается, именно расположением Темяса на караванной дороге объясняется тот факт, что там до Октябрьской революции проходили довольно крупные ярмарки, куда съезжались торговые люди не только из разных концов Башкирии, но и из дальних краев. Сейчас по некоторой части этой древней дороги проходит дорога из г. Баймака в сторону г.Белорецка.

С дорожными особенностями, как нам кажется, связано и название уральского города Челябинска, который башкиры называют «Силябе», что в переводе с иранских языков означает «перекресток трех дорог, треугольник» (6, с.484). Ранее, т.е. до того как русские власти заложили город, на этом месте находился башкирский населенный пункт с тем же названием. Данное место, находящееся у перекрестка дорог, ведущих в разных направлениях (как в Восточную Сибирь, Дальний Восток, так и в Казахстан и Среднюю Азию), русские власти также посчитали очень удобным для ведения торговых дел с азиатскими странами.

Дорога из г.Уфы в Оренбургском направлении проходит через г.Стерлитамак, который расположен на берегу реки Ашкадар. Название этой реки в переводе с иранских языков имеет несколько значений: 1) конь, на котором едет общественный вестник; 2) почтовая лошадь; 3) общественный гонец, посланник, вестник; 4) конный гонец, на каждой остановке меняющий лошадь, чтобы как можно быстрее доставить известие; 5) пеший гонец, на станции передающий послание следующему, чтобы скорее доставить; 6) переправа через реку (4, с.158). Таким образом, во всех вышеперечисленных случаях название башкирской реки Ашкадар связано с местом, где дают отдых, меняют лошадей, то есть имеет связь с ямской службой. Видимо, на местности, где впоследствии вырос г. Стерлитамак, издревле был какой-то пункт, где путники давали отдых лошадям, кормили, меняли их и дальше продолжали путь.

У юго-восточных башкир сохранились предания о дороге «Канифа» («Канифа юлы»). По записанным нами преданиям, эта дорога на всем своем протяжении так же, как и дорога «Куныр буга», не имеет водных преград. Начинаясь в Абзелиловском районе РБ, она проходит дальше в южном направлении по Баймакскому, Хайбуллинскому районам, в Оренбургской области доходит до брода на реке Урал (Яйык) в районе г.Орска и далее соединяется с караванной дорогой, идущей через Казахстан в Среднюю Азию. Башкиры  Оренбургской области называли свой участок пути «Мысыр юлы», что в переводе на русский язык означает «Дорога на Египет» или «Египетская дорога». Брод через речку Губерля местные башкиры называли «Мысыр кисеуе» (Брод на Египетскую сторону).

Немало сведений о древних путях башкир содержатся в материалах башкирского фольклора; в записях известного башкирского сказителя М.Мирхайдарова, от которого фольклористами были записаны эпосы «Куныр буга», «Миняй и Шульган» и ряд других произведений. К сожалению, ограниченный объем данной статьи не позволяет перечислить все имеющиеся факты об исторических дорогах, проходивших раньше по территории Башкортостана. Изучение этой проблемы – дело будущего.


Литература:

1. Аминев З.Г. О понятии «Бишь иль» (пять стран) в эпосе «Урал-батыр» // Эпос «Урал-батыр» и мифология. Уфа. 2003. С.73-75.

2. Аполлова Н.Г. Экономические и политические связи Казахстана с Россией в XVIII – начале XIX вв. М., 1960.

3. Кузеев Р.Г. Национальные движения в прошлом и логика их современного развития // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. 1. – М.,1993. С. 129-147.

4. Марр Ю.Н. Берский конь у персидских авторов // Статьи и сообщения. II. М.-Л., 1939. С. 144-172.

5. Панков А.В. К истории торговли Средней Азии с Россией в XVI-XVII вв. // В.В.Бартольду туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент. 1927.

 6. Персидско-русский словарь. М., 1950.