Этимология башкирского этнонима «Иштяк»


           Источник: З.Г.Аминев. Этимология башкирского этнонима «Иштяк» // Национальные и языковые процессы в Республике Башкортостан: история и современность: информационно-аналитический бюллетень. – №7-8. – Уфа, 2008. – С.194-196.

Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

Как известно, казахи своих соседей башкир раньше, но иногда и сегодня еще по традиции называют «истяк». По поводу происхождения этого этнонима нет единого мнения и исследователями пока еще не предложены удовлетворительные этимологии слова «иштяк». Нам кажется, что этот этникон связан с ранними этапами формирования башкир, когда у них господствовала дуальная организация социума. Самые ранние известия о делении башкир на две группы сохранились у восточных авторов. Например, о делении башкир на «внешних» и «внутренних» говорится у ал-Балхи [1. С.85, 105], Истархи [2. С.324] и ал-Масуди [1. С.104], ал-Идриси [3. С.354]. Деление на «внутренних» и «внешних» было свойственно не только башкирам. На это указывают подразделения «внутренние» у киргизов (ичкилик), у сибирских татар (ичкины, ичкинняр), у тувинцев (ишты) и, дошедщий до нас благодаря восточным  источникам «эсегиль», – название одного из булгарских племен.

Нам кажется, что дошедшие до наших дней башкирские этнонимы «кудей» (по башкирски – көзәй) и «иштяк» (по башк. – иштәк) – есть отзвуки деления на «внешних» и «внутренних» башкир. «Кудей» в переводе с древнебашкирского (и с древнетюркского) на русский означает «север», то есть «северное племя». Соответственно, слово «иштяк» первоначально означало «внутренние», т.е. с тюркских языков «иштәге» (в современном башкирском – эстәге). Такое же деление «кедээ» («вне, внешние, позади, северные») и «ишты» («внутренние, впереди, южные») зафиксировано, например, у тюркоязычных тувинцев [4. С.60].

Слова «внутренние» и «внешние» применительно к социальному устройству той далекой поры мы должны анализировать с учетом мифологических представлений этих народов. В то время вся жизнь была пронизана мифологией и объяснялась ею. С этой точки зрения, «внутренние» соотносятся с югом или востоком, а «внешние» – с севером (кузей) или же с западом. Нам кажется, что речь в данном случае шла о западных и восточных башкирах. На это указывают данные и по другим тюркским народам. Например, китайские летописи и тюркские рунические надписи сообщают нам о двух крыльях тюрков-тюцзюэ: правом, восточном – толис, и левом, западном – тардуш [5. С.254]. Как видим, в данном случае у тюрков-тюцзюэ правая сторона отождествляется с востоком, который также можно соотнести с внутренней стороной, а западную, левую сторону с внешней стороной. Если эти данные соотнести с данными арабских источников о внутренних и внешних башкирах, то внутренние башкиры, как видим, будут расположены на востоке, а внешние же будут расположены на западе, ближе к булгарам, что, действительно, соответствует данным исторических источников (аль-Балхи, Истархи, Масуди, Идриси и др.). На карте Идриси внутренние башкиры (ард басджирт ад-дахили) расположены к северу-западу от карлуков, живущих севернее Аральского моря [3. С.354], Таким образом, можно сказать, что внутренние башкиры Идриси располагает там, где, на современных картах располагаются восточные башкиры. Этнографические особенности деления башкир на восточных и западных сохранились до наших дней.

Сведения о делении башкирского общества на две группы (южное /төшлөк и северное/төн) сохранились также в эпосах «Кусяк бий» [6], «Куныр буга» [7. С.274-292], «Зухра и Алдар» [8. С.151-292]. В эпосе «Кусяк бий» сообщается, что у башкир одновременно были два хана: Масим и Ураз [6. С.297]. Ежегодно, в определенное время года эти два башкирских хана собирались в одном месте и устраивали игрища, где соревновались в бегах, борьбе и т.п. [6. С.297].

 На две части – он и сол – делились также кыргызские племена. Те племена, которые жили на правой, северной стороне горы Тянь-Шань, назывались «он», а те которые проживали на левой стороне горы Тянь-Шань, то есть на южных склонах – назывались «сол» [9. С.88]. Одно из крупных племенных объединений киргизов называлось «ичкилик». Такое дуальное деление по мнению И.Ф.Ситняковского, имеет древние корни, восходяшие к структурному делению древних обществ с господством фратриального деления, основанного на кровном родстве. Деление же на два крыла (он и сол) на более поздней стадии развития С.М.Абрамзон связывает с характерной для кочевых обществ военно-административной структурой (правый и левый фланги войска) [10. С.125]. По данным эпоса «Деде Коркут» из двух больших групп: внешних и внутренних  состояли огузы [11. С.2]. Такое двойное деление общества было характерно для древних уйгуров, которые делились в то время на два крыла – «бузуки» (правое) и «учуки» (левое) [12. С.49], причем упоминание о существовании подобной дуальной структуры зафиксировано еще в Тесинской надписи, относящейся к 762 г. [13. С.113].

Подобная дуальная организация башкир, также как и у других тюркских народов, отражает характерную для всех них систему, основанную на военно-административных принципах. Аналогичная структура была и в государстве сюнну, где наряду с верховным владетелем-шаньюем существовали правый и левый «мудрые князья» [14. С.249-251]. Эту дуальную военно-административную систему унаследовали от сюнну генетически связанные с ними древние вышеуказанные тюрки-тюцзюэ [5. С.254].

 Истоки возникновения подобной дуальной племенной структуры у кочевников исследователи усматривают в дуально-экзогамной системе взаимоотношений двух родов, а затем и фратрий, основанной на брачно-родственных отношениях [15. С.103-104; 8. С.119, 121, 148, 220, 291; 16; 17. С.41, 42; 10. С.125].

 Исходя из всего вышеизложенного, можно делать вывод, что башкирский этноним «иштяк» (иштәк) возник во времена господства мифологического мышления и означал восточную и южную части башкирского населения, в отличие от «внешних», проживавших в западной и северной части. Предки казахского народа кимаки, кипчаки, как раз контактировали с юго-восточными «внутренними» («иштяге» / на современном башкирском языке - эстәге) башкирами. От своих предков казахи восприняли этот термин «иштяк» и донесли его до современности. Впоследствие, в силу разных причин башкирское неселение вполне могло  смешаться и восточные могли оказаться на западе, а западные, наоборот – на востоке, несмотря на это для казахов башкиры остались истяками.


Список использованной литературы:

1. Хвольсон Д.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадъярах, славянах и руссах Абу-Али-Ахмеда бек Омар Ибн-Даста // Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1868.

2. Булатов А.Б. Восточные авторы о башкирах // Археология и этнография Башкирии. – Т.IV. –Уфа,1971. – С.323-325.

3. Кумеков Б.Е. Локализация тюркоязычных племен на территории Казахстана на карте ал-Идриси (ХII в.) // Проблемы современной тюркологии. – Алма-Ата, 1980. –С.352-355.

4. Дулов В.И. пережитки общинно-родового строя и родового быта у тувинцев в XIX – в начале XX вв. // Советская этнография. – 1951. – №4. – С.57-76.

5. Кляшторный С.Г.Древнетюркская письменность и культура народов Центральной Азии (по материалам полевых исследований в Монголии, 1968-1969 гг.) // Тюркологический сборник. –1972. – М., 1973.

6. Кусяк бий // Башҡорт халыҡ ижады. Эпос. Беренсе китап. – Уфа, 1972. – С.274-292. (на башк. яз.).

7. Ҡуӊыр Буга // Башҡорт халыҡ ижады. Эпос. Беренсе китап. – Уфа,1972. – С.274-292. (на баш. яз.).

8. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. – М., 1964.

9. Жапаров А.З. Элементы государственности у кочевников и оседлые общества // Феномен кочевничества в истории Евразии. Номадизм и развитие государства. – Алматы, 2007. – С.85-93.

10. Абрамзон С.М. К семантике киргизских этнонимов // Советская этнография. – 1946. – №3.

11. Курылев В.П. Общественный строй огузов по данным эпоса «Деде Коркут». – М., 1964.

 12. Кононов А.Н. Родословная туркмен. – М.-Л., 1958.

 13. Кляшторный С.Г. Хазарские заметки // Тюркологический сборник. 2003-2004. – М., 2005.

 14. Кляшторный С.Г. Гуннская держава на Востоке (III в. до н.э.  IV в. н.э.) // История древнего мира. – М., 1989. – С.249-251.

15. Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. – Ашхабад, 1969.

16. Толстов С.П. Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен // Проблемы истории докапиталистических обществ. – 1935. – №9-10.

17. Абдуманапов Р.А.. К истокам организации родоплеменной структуры кыргызов // Тюркологический сборник. – 2006, М., – 2007. – С.40-49.

18. Зухра и Алдар // Башҡорт халыҡ ижады. Эпос. Икенсе китап. – Уфа, 1973. – С.151-292 (на башк. яз.).

19. Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. – М., 2006