Антропологические представления башкир, связанные с пещерой Шульган-Таш


Источник: З.Г.Аминев. Антропологические представления башкир, связанные с пещерой Шульган-Таш // Культурное наследие Южного Урала как инновационный ресурс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Природное и культурное наследие Южного Урала как инновационный ресурс» 27-29 октября 2009 г. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2010. – 284 с. – С.120 – 125.

Примечание: Статья публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

Фольклористы и этнографы знают, что даже случайно услышанное слово или отдельная фраза может нести в себе интересную и ценную информацию. Иногда такую информацию можно получить совершенно неожиданно от человека, от которого вроде бы даже и не думаешь услышать что-то касающееся этнографии или фольклора. Такое когда-то случилось и со мной, о чем вспомнилось, когда, листая старые свои «Ежедневники» («Полевые записи») в поисках затерявшегося материала, случайно наткнулся в одном из «Ежедневников» за 1989 год на краткое сообщение, записанное от З.Х.Асылбаева (по национальности башкира, 1953 г.р.). Юрист по образованию и сотрудник милиции (следователь) в г.Благовещенске, мой хороший знакомый З.Х.Асылбаев был суровый реалист в жизни и не верил ничему, что нельзя было увидеть, потрогать, пощупать или доказать иным понятным для человеческого разума способом. Он скептически относился к моим этнографическим изысканиям и часто подтрунивал надо мной. Но даже у такого человека в ходе разговора неожиданно, по ассоциации мог всплыть из глубин памяти рассказ, услышанный им в далеком уже детстве. Мой коллега родился и вырос в башкирском ауле Кутан, который расположен в горно-лесном Бурзянском районе Башкортостана, где находится известная на весь мир пещера Шульган-Таш и где до сегодняшних дней во множестве сохранились древние мифы, легенды, предания башкир, которые З.Х.Асылбаев не мог не слышать в детстве. Только суровые будни его милицейской службы заставили его забыть или, вернее будет сказано, запрятать в самые дальние углы сознания, услышанные им в детские годы от своих земляков разные легенды и предания. В одной из дружеских бесед он как-то иронично спросил: «Может, ты веришь и в сказки о том, что первый человек, как у нас в Бурзяне говорят родился в пещере Шульган-Таш?». После такого неожиданного оборота в нашем разговоре осталось только опросить его и записать услышанное в свой «Ежедневник».

По рассказу З.Х.Асылбаева, услышанному им в детстве от пожилых башкирских женщин, род человеческий начало свое берет от первого человека, который родился в пещере Шульган-Таш, где в яму, имеющую человеческую форму и заполненную водой, упали солнечные лучи, отчего человеческая форма ожила. Так и появился первый в мире человек, от которого и пошли потом все люди. Больше З.Х.Асылбаев, несмотря на мои усилия выудить у него еще хоть что-то, ничего не смог вспомнить. Но даже это небольшое предание показывает, что когда-то у башкир имелся антропогонический миф, схожий с антропогоническим мифом древних тюрков.

Услышанное предание о происхождении первого человека имеет много общего с записанным нами еще в 70-е гг. XX в. у юго-восточных башкир мифом о том, что первый человек, которого звали Алп, родился в пещере от солнечных лучей. Здесь также говорился, что в пещере было наполненное водой углубление, которое по очертаниям напоминало человеческую фигуру. Через отверстие в пещере в эту яму с водой упал солнечный луч, фигура ожила, и родился ребенок. Вначале его кормили дикие звери, а когда он подрос, то стал добывать пищу сам – питался корнями трав, охотился на зверей и вырос очень быстро: не по дням, а по часам (ай үсәһен, көн үсеп, егет тә булып еткән, ти). Егет этот, занимаясь охотой, одиноко бродил по горам. Однажды во время охоты он увидел оленя и погнался за ним, чтобы добыть для себя пиши. Когда же его догнал и хотел застрелить стрелой, олень вдруг превратился в небывало красивую девушку, которая стала умолять егета не стрелять в нее. Стали они мужем и женой, родились у них много детей, от которых и пошли на земле люди. Первые люди были очень большие, сильные ловкие и жили они тогда очень долго, ничем не болея, не то, что сейчас.

Видимо, этот мотив о рождении первого человека в пещере из воды и упавших туда солнечных лучей раньше у башкир был довольно распространенным. Разные схожие варианты его нами были зафиксированы во время этнографической экспедиции в башкирском Зауралье уже в XXI в. Здесь необходимо отметить, что все эти рассказы были записаны нами у башкир рода бурзян, которые, видимо, раньше имели тесные связи с нынешним Бурзянским районом Башкортостана. На это указывают топонимы «Инсебика» и «Кульюрт», которые имеются как в Бурзянском, так и в Баймакском районах Башкортостана.

Аналогичный с башкирским древнетюркский миф о возникновении первого человека в пещере сохранился в арабских источниках IX в. Этот миф, со ссылкой на турецкого исследователя П.-Н.Боратава, приводит в одной из своих работ этнограф Л.П.Потапов. По этому мифу, предок тюрок произошел в горах Каратаг, на границе Китая. В нем говорится, что воды затопили пещеру и замыли в ней глиной яму, имевшую форму человека. Через девять месяцев под действием солнечных лучей модель человека ожила. Так появился предок тюрок по имени Ай-Атам, проживший 120 лет. Он был первым королем тюрок [Потапов, 1991. С.293].

Более подробный вариант этой легенды приводит в своей работе Д.А.Функ, где уже говорится о появлении человеческой пары (мужчины и женщины): на границе Китая, на горе Кара Таг вода заливает пещеру и наносит глину, которая заполняет яму в форме человека. Пещера служит маткой, и через девять месяцев под влиянием солнечного тепла вылепленное (слепок) оживает: это первый человек по имени Ай-Атам. На протяжении 40 лет этот человек живет один; затем новое наводнение порождает второе человеческое существо. На этот раз обжиг был неполным, несовершенное существо – женщина. От их союза рождается 40 детей, которые женятся между собой и снова рождают [Функ, 2005. С.141].

С этой легендой перекликается сохраненная ал-Бируни легенда о происхождении тюркской династии шахов Кабула: «У индийцев были в Кабуле цари из тюрков, происходивших, как говорили, из Тибета. Первым из них пришел Бархатакин. Он вошел в пещеру в Кабуле, в которую нельзя было войти иначе, как боком или ползком. Там была вода, и он положил туда еду на несколько дней. Пещера эта известна до сих пор и называется Вар... Через несколько дней после того, как Бархатакин вошел в пещеру, вдруг выходит кто-то из нее, когда люди были в сборе и видели, что он как бы рождается из чрева матери. Он был в тюркской одежде, состоявшей из каба, высокой шапки, башмаков и оружия. Народ воздал ему почести как чудесному существу, предназначенному на царство, и он воцарился над теми краями с титулом кабульского шаха. Царство оставалось за его сыновьями в течение поколений...» [Бируни, 1963а. С.359-360].

Краткий вариант этой легенды ал-Бируни повторяет в своей работе «Минералогия»: «Жители Кабула в дни невежества верили в то, что Барахмакин, первый их тюркских царей, был сотворен в некоей тамошней пещере, называемой сейчас Бугра, и вышел оттуда в царской шапке (ка-лансува)» [Бируни, 1963 б. С.27].

Миф о рождении человека внутри горы имеется и у тюркоязычных хакасов. По данным известного исследователя И.Л.Кызласова, в хакасской культурной традиции гора, скала выступает как прародитель человеческих существ, и эти природные объекты связаны с представлениями о существовании некоего плодоносящего центра. Понимание горы, скалы как плодоносящей утробы не ограничивается только представлениями о происхождении первого человека той или иной общины. Фольклор дает примеры рождения в скале многих героев, даже представителей разных поколений. Об этом, в частности, говорится в сказании «Алтын Арыг» (о народной заступнице Алтын Арыг и покровительнице ее рода старухе Хуу-иней), где эпические герои рождаются внутри горы. О рождении человека из камня повествуется также в хакасском «Сказании о храбром Айдолае» (богатырь Алтын-Мац) и в «Поэме о шамане Баламоне» (богатырь Белый Лунь) [Кызласов, 1982. С.86].

Фольклорные примеры о происхождении некоторых древних хакасских родов из скалы или горы приводятся и В.Е.Мойнагашевой [Мойнагашева, 1965. С.212].

Рождение человека и рода из скалы можно обнаружить и в башкирском фольклоре. Так, в предании «Алп-батыр» повествуется, как один старик ударил топором по скале и от его удара камень треснул, и оттуда вышел батыр Алп. От этого батыра и пошел башкирский народ «семиродцев», которые поселились в семи полянах, образованных от семи шагов Алпа [Алп батыр. С.33-35].

Исследователями неоднократно отмечалось, что у многих народов средневековой Европы пещеры, наряду с множеством различных связанных с ними представлений, воспринимались как женский детородный орган [Бахтин, 1965. С.409]. О том, что пещеры древними воспринимались как родящая женщина, писал также известный исследователь западноевропейских древностей А.Леруа-Гуран [Леруа-Гуран, 1971. С.89].

 Возвращаясь к зафиксированным у башкир мотивам рождения первого человека в пещере, или рождения из скалы, мы можем сказать, что в них нашло отражение восприятие древними людьми пещеры как родящей женщины.

Сформировавшись в такой горной стране, как Южный Урал с его причудливой природой, изобилующей многочисленными отвесными скалами, пещерами, гротами, башкиры не могли не включить поражающие их воображение особенности родной земли в свою духовную культуру (мифы, эпосы, легенды, предания и т.п.).

 

Литература:

1. Алп батыр // Башkорт халыk ижады. Әкиәттәр. Өсөнсө китап. – Өфө, 1978 – б.33-35 (На башк. яз.).

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

3. Бируни Абу Рейхан. Избранные произведения. Индия. – Т.2. – Ташкент, 1963 а.

4. Бируни Абу Рейхан. Минералогия. Пер., вступит, статья и комментарии А.М.Беленицкого. – М., 1963 б.

5. Кызласов И.Л. Гора-прародительница в фольклоре хакасов // Советская этнография. 1982. – №2. – С.83-92.

6. Леруа-Гуран А. Религии доистории // Первобытное искусство. – Новосибирск, 1971. – С.81-90.

7. Мойнагашева В.Е, Образ Хуу-иней в хакасском героическом эпосе // Исследования по языку и фольклору. – Вып.1. – Новосибирск, 1965.

8. Потапов ЯЛ. Алтайский шаманизм. – Л., 1991.

9. Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей. – М., 2005.