Об уровне религиозной культуры современных городских башкир-мусульман


Источник: Л.А.Ямаева, И.Ф.Абдрахимов, Л.А.Хибатуллина. Об уровне религиозной культуры современных городских башкир-мусульман // Городские башкиры: прошлое, настоящее, будущее: Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции (г.Бирск, 9 апреля 2008 г.). – Уфа, 2008.  С.218-222.

Примечание: Публикуется с разрешения одного из авторов статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.


Поднимая вопрос об уровне религиозной культуры современных городских башкир, мы исходим из положения об ассиметрии репрезентативности культур светского и религиозного типа в социальном пространстве [1; с.88]. Ассиметрия выражена в современном обществе в преобладании светской культуры, которая присутствует в сознании человека как первичное всеобъемлющее выражение социального знания. Современный человек остается светским по своему социокультурному базису. В свою очередь, религиозная культура выступает в качестве «социокультурной переменной» и формируется вследствие осознанного волевого личностного выбора в более или менее зрелом возрасте.

Эмпирическим материалом исследования стали результаты социологического опроса, проведенного в июне-ноябре 2007 г. в восьми районах республики и городах: Уфа, Баймак, Сибай, Нефтекамск. Метод сбора данных – письменный опрос (анкетирование). Объем выборки – 400 человек, считающих себя мусульманами, из них 71,7% – башкиры. Из опрошенных башкир 50,5% горожане. При этом коренными горожанами (место рождения – город) являются только 29,2% всех респондентов-башкир, а выходцами из села (горожане в первом поколении) – 47%. Причем среди всех опрошенных 38,5% башкирок родились в городе, а среди мужчин-башкир коренных горожан только 16,1%.

Все респонденты башкиры были разделены на четыре возрастные группы. Результаты опроса выявили следующую закономерность: уровень урбанизации башкир повышается с каждым новым поколением:

 

Возрастной интервал        Где Вы родились? (в %)          Где Вы проживаете? (в %)

                                                         город                 село                     город                село

                   до 20 лет                        40,7                  59,3                       85,2                 14,8

                     21-40                            35,2                  64,8                       52,1                 47,9

                     41-60                            23,2                  76,8                       48,8                 51,2

                 61 и старше                     11,1                  88,9                       25,0                 75,0

 

       О степени урбанизации башкир можно судить и по показателю «сфера основной деятельности». Среди коренных горожан довольно значительную часть составили работники транспорта и связи (7,9%), армии и правоохранительных органов (3,2%), легкой промышленности (3,2%), сферы обслуживания (3,2%). Но все же основная часть городских башкир – это учащиеся и студенты (родившихся в городе – 46 %, выходцев из села – 36,7%); а также традиционно – работники сферы образования, науки, культуры (коренные горожане – 11%, городские в первом поколении – 21,5%).Среди образованных башкир городские жители составляют преобладающую часть: 65,5% среди получивших среднее образование и 63,5% среди имеющих высшее или незаконченное высшее образование.

На вопрос анкеты «Считаете ли Вы себя мусульманином (мусульманкой)?» утвердительно ответили 85,1% коренных горожан-башкир и 93,9% выходцев из села. Это очень высокий показатель религиозной самоидентификации. Однако уточняющие вопросы выявили более скромные результаты:

 

                     Вопросы и ответы                       Коренные горожане (в %)            Выходцы из села (в %)

 

1. Верите ли вы в Бога?

а) верю                                                                                       65,7                                                 89

б) колеблюсь между верой и неверием                                  17,9                                                7,3

в) верю не в Бога,

а в другие сверхъестественные силы                                        6                                                  1,2

г) затрудняюсь ответить                                                             9                                                  1,2

 

2. Верите ли Вы в бессмертие души?

а) да                                                                                           55,2                                                80,5

б) нет                                                                                         10,4                                                 3,7

в) затрудняюсь ответить                                                         34,3                                                15,9

 

3. Знаете ли вы символы веры

(аш-шахада – «Нет Бога кроме Аллаха,

и Мухаммад – пророк Его»)?

а) не знаю, что это такое                                                         55,2                                                39,0

б) знаю, но слабо                                                                     13,4                                                13,4

в) знаю по содержанию,

могу объяснить, наизусть не помню                                      4,5                                                  7,3

г) знаю наизусть                                                                      13,4                                                23,2

д) затрудняюсь ответить                                                         13,4                                                17,1

 

    Таким образом, приведенные результаты опроса городских башкир подтвердили выявленную М.П.Мчедловым закономерность, что «религиозная самоидентификация осуществляется не по принадлежности к той или иной религии, а на основе соотнесения себя с определенной культурой, национальным образом жизни» [2; с.50]. В общественном и индивидуальном сознании национальная и конфессиональная принадлежность очень часто отождествляются. Особенно это характерно для районов компактного проживания этносов, в данном случае башкир в Республике Башкортостан.

При этом как субъективный индикатор религиозности (религиозная самоидентификация), так и объективный индикатор (обладание минимумом религиозной культуры) немного выше среди выходцев из села, т.е. горожан в первом поколении. Среди коренных горожан ассиметрия в пользу светской культуры выражена больше. Та же закономерность выявилась и при определении интенсивности религиозной жизни башкир-горожан (прежде всего, соблюдение ими религиозных обрядов). Так, наиболее распространенным ответом на вопрос: «Как часто Вы посещаете мечеть?» среди горожан первого поколения стал: «несколько раз в месяц» (35,4%), а среди коренных горожан: «никогда» (25,4%). Вместе с тем, посещают мечеть каждую пятницу 14,9% родившихся в городе и 13,4% выходцев из села. При этом необходимо отметить, что посещаемость храма у мусульман, как правило, намного ниже, чем у православных в том же регионе [3; с.55].

Вопрос «Молитесь ли Вы Богу?» выявил у городских башкир следующую картину. Преобладающим ответом стал: «иногда, чаще своими молитвами»: среди коренных горожан – 56,7%, среди выходцев из села – 61,0%. По этому показателю наши данные примерно совпадают с данными ИСПИ РАН, проводившем исследование религиозности населения России в октябре 2004 г. Среди опрошенных мусульман из 14 субъектов РФ, в том числе и Башкортостана, также преобладал ответ: «иногда, чаще своими молитвами» – 57% [3; с.56]. Но среди горожан-башкир (респондентов 2007 г.) – намного выше показатель «каждый день читаю намаз»: среди родившихся в городе – 10,4%, среди городских из села – 15,9%. По данным ИСПИ РАН (2004 г.) только 7% опрошенных мусульман ответили, что совершают ежедневный намаз [3; с.56].

Ответы на вопрос «Держите ли Вы пост (ураза) в месяц рамазан?» также свидетельствуют о низком уровне религиозной культуры городских башкир. Преобладающим ответом стал отрицательный: среди горожан в первом поколении – 69,5%, среди родившихся в городе – 68,7%. Вместе с тем, среди тех, кто постоянно держит пост, больше выходцев из села (18,9%), а среди тех, кто время от времени («иногда, несколько дней в месяц») – потомственных горожан (16,4%).

Среди объективных индикаторов принадлежности респондентов (городских башкир) к мусульманской культуре наиболее значимыми, на наш взгляд, являются показатели: 1) «Считаете ли Вы обязательным заключение Вашего брака по религиозному обряду (никах)?»; 2) «Хотели бы Вы, чтобы Вас и Ваших близких похоронили по мусульманскому обряду?» На первый вопрос утвердительно ответили большинство городских респондентов («да, обязательно» – 89,0% и «да, но не обязательно» – 6,1% среди выходцев из села; «да, обязательно» – 62,7% и «да, но не обязательно» – 19,4% – среди потомственных горожан). Но среди родившихся в городе значителен процент и относящихся безразлично – 11,9%. Исходя из полученных данных, можно предположить, что с повышением уровня урбанизации институт семьи и брака  начинает утрачивать свою сакральную доминанту.

Но смерть и похоронный обряд не теряют своей сакральной сущности и для современного урбанизированного человека. На второй из приведенных выше вопросов утвердительно ответило преобладающее большинство городских башкир: «да, обязательно» – 92,7% и «да, но не обязательно» – 4,9% горожан в первом поколении; «да, обязательно» – 80,6% и «да, но не обязательно» – 9,0% родившихся в городе и живущих в нем. Причем среди второй группы есть и откровенные нигилисты: ответивших «нет» – 1,5% и даже «категорически против» – 1,5%. Среди первой группы отрицательных ответов не отмечено.

В качестве еще одного показателя уровня религиозной культуры городских башкир можно назвать их отношение к исламскому запрету общаться с колдунами и гадалками. В подавляющем большинстве ответы на вопрос «Обращались ли Вы к услугам экстрасенсов, колдунов?» отрицательные. Причем среди коренных горожан отрицательных ответов больше (80,6%), чем среди сельских жителей (73,5%) и горожан в первом поколении (75,6%). И даже среди тех, кто обращался раньше, родившихся и проживающих в городе меньше (9%) против 19,7% выходцев из села.

Подводя итог, необходимо отметить, что хотя результаты нашего исследования носят предварительный и относительный характер, но позволяют выявить определенные тенденции в динамике поставленной проблемы. Во-первых, процесс урбанизации среди башкир нарастает с каждым новым поколением. Рост городских башкир идет, в основном, за счет образованных людей. Во-вторых, основная масса городских (как коренных, так и в первом поколении) башкир не являются истинно верующими, но относится, несомненно, к миру мусульманской культуры и сохраняет элементы ее ментальности. В-третьих, развивающийся среди башкир процесс урбанизации проявляется и в углублении ассиметрии между религиозной и светской культурами в пользу последней.

 

Использованная литература:

1 Лебедев С.Д. Отношение учащейся молодежи к религии // Социологические исследования. – 2007. – №7. – С.87-96.

2. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Кофанова Е.Н., Шевченко А.Г. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функциях // Социологические исследования – 2005. – № 6. – С.46-56.

3. Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России: Православные и мусульмане: Суеверное поведение россиян. – М., 2006.