Знакомство с башкирским орнаментом в образовательной области «Технология» (на примере г.Сибай)


Источник: Р.Я.Асылова. Знакомство с башкирским орнаментом в образовательной области «Технология» // Человек в системе образования: тенденции и перспективы: Материалы II Международной заочной научно-практической конференции (11-12 мая 2010 г.) / отв. ред. З.Г.Ярмухаметов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – 306 с. – С.269 – 273.

Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

Орнамент всегда был непременной частью художественного оформления бытовых вещей, повседневной и праздничной одежды, посуды, воинского снаряжения. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни и природе. Башкирский орнамент – одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно – запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера. Так, например первым подарком невесты-башкирки жениху состоял из вышитых орнаментом по белому льняному полотну нательных рубашек, портянок, носовых платков. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерть, занавеси – шаршау, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые, верующие члены семьи, для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невестой коврик – намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались в соответствии со вкусом и фантазией исполнителей. По технике выполнения в большинстве случаев они были ручными: именно такой способ был доступнее для женщины [2, 44].

Целью исследования – является изучение декоративно-прикладного искусства башкир, отражение представления об орнаменте в образовательной области «Технология».

Задачи исследования: изучить литературу об орнаменте; определить значение орнамента в истории развитии культуры; воспитывать уважительное отношение к народным традициям; рассмотрение возможностей образовательной области «Технология» в изучении технологии выполнения башкирского орнамента.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся с основными технологическими процессами современного производства, также обеспечить их подготовку, необходимую для последующего образования и трудовой деятельности. Основными целями обучения по образовательной области «Технология» в основной школе является: формирование у учащихся технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в творческой деятельности.

Изучение башкирского орнамента на уроках технологии начинают с начальных классов, начиная с эскизов и аппликаций и постепенно усложняя в старших классах. Изучая орнамент, традиции народа перед преподавателем возникает проблема активизации познавательной деятельности учащихся в обучении. Как оживить класс, дать возможность учащимся рассуждать о том, что они узнают, как привить элементы творчества и искусства на уроках технологии. Оказывается все это можно осуществить, используя его желания, возможности учащихся, и, как правило, в целом становление творческой личности – это огромный труд педагога. Работать кувалдой можно заставить и заставить силой думать и творить нельзя. Поэтому задача учителя заинтересовать учащихся, выявить скрытые способности каждого ребенка и создать условия для их развития.

В связи с этим важно по-новому взглянуть на роль, место и возможности народного декоративно-прикладного искусства. Это не только традиции, но и неиссякаемый источник творчества. Художники и дизайнеры всего мира обращаются к этому источнику в поисках красоты и совершенства. Приобщение к такому поиску учащихся может стать отправной точкой в их дальнейшей творческой работе. В то же время, знакомство с традициями своего народа – важный воспитательный момент. Кроме того, народное декоративно-прикладное искусство очень выразительно и, как правило, несложно в исполнении и, конечно же, не требует специальных приспособлений и оборудования, а потому доступно для детского восприятия. Все это дает основание для изучения и использования национальных традиций на уроках технологии.

По мере развития изобразительной культуры народа, искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров – ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский народный орнамент в основном полихромный. В яркой цветовой гамме преобладают красный, зеленый, желтый цвета, реже синий, голубой, лиловый, алый. Чередование цветов всегда контрастное. Светотени почти не встречаются. Особенностью колорита является активность фона, который играет едва ли не основную роль в цветовом оформлении. На излюбленном красном фоне узоры выполняются обычно желтым и зеленым цветом, на черно-красном и желтым. Для башкирского орнамента характерно как криволинейно-растительные, так и геометрические узоры. Причем криволинейные узоры связаны с техникой аппликации, свободных вышивок, тиснения по коже, способами орнаментации металла. Геометрические мотивы обычно выполнены тканьем, счетными швами или вязанием. Резьба по дереву использует узоры всех типов. Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняется наслоение различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияния между древними племенами и современными народами. Смысловое значение, древняя семантика узоров орнамента в основном забыта. Современным человеком он воспринимается как украшение, узор [1, 43; 4, 125].

Орнамент как явление национальной культуры преломляет в себе различные ее грани. Так как культура постоянно настроена на самовоспроизводство, то огромное значение имеет передача от поколения к поколению традиционных форм культуры. Давно забыты первоначальные трактовки тех или иных орнаментальных мотивов и сюжетов, но это становится уже неважным, когда передаются приемы и сюжеты от поколения к поколению, т.к. важным является сам факт преемственности. Преемственность – вот основное качество традиционной национальной культуры, благодаря которому некоторые сюжеты или элементы орнамента могут существовать не изменяясь на протяжении столетий и тысячелетий. Такая устойчивость орнамента помогает при изучении ушедших в прошлое народных представлений, а также позволяет использовать его как исторический источник. Технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров зачастую являются концентрированным выражением истории народа: его происхождения, этнических процессов в период средневековья, древних и современных культурных взаимодействий с соседними народами. Роль орнамента в изучении истории Башкортостана значительна, архивные источники до XVI в. практически отсутствуют и невозможно, ориентируясь только на них, воссоздать историю народа. Орнамент на протяжении веков испытывает различные культурные влияния, заимствуя формы, в то же время в нем могут исчезать некоторые мотивы. Развитие орнамента – это очень сложный и медленный процесс. В башкирском орнаменте можно найти мотивы сибирского, среднеазиатского, поволжского происхождения. Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом – причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры [3, 68].

Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу, или какому-либо селу можно увидеть на домах, плакатах, башкирский орнамент. Многонациональный народ Башкирии высоко чтут традиции края и любят свою культуру – культуру наших предков. И также башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколения. Однако следует помнить, что традиции – это не раз и навсегда установленные нормы и правила. Традиции меняются в соответствии со временем, с требованиями времени. Из поколения в поколение передается только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к дальнейшему развитию. Именно это дает возможность учащимся в образовательной области «Технология» проявить собственное творчество, а учителю технологии добиться намеченных целей.

 

Использованная литература:

1. Бенин В.Л. Очерки по культуре народов Башкортостана. – Уфа: Китап, 1994. – 156 с.

2. Мавлетов В.М. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. – Уфа: ГУБ РБ, 2008. – 384 с.

3. Хисамитдинова Ф.Г. История и культура Башкортостана: Учеб. пос. для учащ. ср. спец. уч. зав.-2-е изд. и доп. – Уфа: Гилем, 2003. – 280 с.

4. Синенко С.Г. Словарь-справочник «Культура народов Башкортостана». – Уфа: ГУР, 2003. – 176 с.