Концептуальные направления развития АПК Башкирского Зауралья


Источник: В.Я.Ахметов, А.А.Барлыбаев. Концептуальные направления развития АПК Башкирского Зауралья // Агроэкологические и социально-экономические проблемы и перспективы развития АПК Зауралья: материалы II Региональной научно-практической конференции (22-23 апреля 2010 г.). – Сибай: ЗФ БГАУ, 2010. – С.84  91.

Примечание: Публикуется с разрешения одного из авторов статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

В настоящее время на этапе становления рынка продолжается ухудшение экономической ситуации в аграрной сфере во многих регионах страны, в том числе и в Башкирском Зауралье. Происходят падение объемов производства, дестабилизация продовольственного рынка, прогнозируется дальнейший рост безработицы. Появляются тревожные симптомы угрозы продовольственной безопасности отдельных регионов.

Сравнительный анализ динамики производства продукции АПК Уральского региона РБ и общереспубликанского сельскохозяйственного производства за пореформенный период дает основание утверждать, что в исследуемом регионе дела в этой важнейшей отрасли обстоят значительно хуже, чем по республике в целом. Так, производство сельскохозяйственной продукции в среднем по Башкортостану за 1990-2000-е гг. сократилось на 25%, тогда как по районам Уральского региона РБ  спад в среднем составил более чем 30%. В результате доля региона в валовой продукции сельского хозяйства республики снизилась по сравнению с началом 1990-х гг. на 5-6% и составляет на сегодня 9-10%. При этом Башкирскому Зауралью принадлежат около 16% сельхозугодий и 12% пашни всей республики.

В наибольшей мере кризис охватил, в разрезе хозяйственных секторов, коллективные предприятия, которые оказались неспособными адаптироваться к новым условиям хозяйствования и принять правила рыночного поведения. Они сократили объемы производства за прошедшее десятилетие почти наполовину. Кризис в одинаковой степени затронул  и растениеводство, и животноводство, и перерабатывающую отрасль. Так, снижение среднегодового валового сбора зерна за последнее десятилетие составило по сравнению к среднегодовому сбору за 1985-1990 гг. чуть более 40%, а среднегодовая урожайность за этот же период упала на 20-25%. Производство мяса в хозяйствах всех категорий сократилось в регионе за предыдущее десятилетие примерно на 35%, молока – на 25%. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось за этот период на 33%, коров – на 12%, мелкого скота – на 77%, свиней – на 37%. Такие крупнейшие в Башкирском Зауралье предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, как ОАО «Сибайский мясокомбинат» и ОАО «Продукты Зауралья» не сумели своевременно перестроить свою деятельность в соответствии с требованиями нарождающихся рыночных отношений и оказались в тисках тяжелейшего сырьевого и финансового кризиса. Сегодня их производственные мощности загружены менее чем на 50%, а износ основных фондов составляет, соответственно, 47% и 63%.

Сложная ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве и проявляющаяся, в частности, в нарастании и обострении проблем, связанных с воспроизводством и обновлением основных фондов, нехваткой оборотных средств, проведением агротехнических мероприятий, материально-техническим снабжением, а также значительным подрывом материальных и моральных стимулов к труду в сельскохозяйственных предприятиях требует принятия кардинальных мер в направлении активизации инвестиционной и маркетинговой деятельности, внедрения современного менеджмента, совершенствования взаимоотношений с поставщиками сырья и др., которые бы способствовали переводу регионального АПК в стабильное состояние, а далее, и в режим устойчивого роста. Это имеет исключительно важное значение для социально-экономического развития всех районов и городов Башкирского Зауралья ввиду того, что в сельской местности здесь проживает 48% населения, около 20% трудоспособного населения занято сельскохозяйственным трудом. Доля аграрного сектора в региональном валовом продукте составляет 25-30%.

В этих условиях в АПК России и в региональных агропромышленных комплексах особенно важную роль для осуществления экономических преобразований приобретают разработки эффективных программ реализации перехода к рынку и функционирования многоукладной экономики с учетом экономических, исторических, природных, демографических особенностей каждого региона для обеспечения их стабильного и устойчивого социально-экономического развития.

В качестве концептуальных направлений повышения эффективности АПК Башкирского Зауралья, учитывая позитивный зарубежный и отечественный опыт, нами предлагаются:

1) образование агрохолдингов на базе существующих крупных перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий;

2) активизация кооперативного движения, процессов вертикальной и горизонтальной интеграции;

3) развитие отраслей этноэкономики: производства экологически чистых этнопродуктов (кумыса, конины, курута, казы и др.), сельского туризма (агротуризма), пчеловодства, народных промыслов и ремесел;

4) повышение эффективности местного самоуправления;

5) информатизация села, создание информационно-консультационных центров, совершенствование системы подготовки кадров через образование учебно-производственных комплексов.

Одной из существенных проблем АПК РБ является сбыт сырья за пределы регионов, недостаточно продуманное строительство новых перерабатывающих производств, что приводит к оттоку потенциальных доходов, к нерациональному расходу финансовых и материальных ресурсов предприятий, к «распылению» средств региональных бюджетов, недозагрузке существующих перерабатывающих мощностей, снижению занятости населения и другим негативным явлениям. С этих позиций, образование агрохолдингов (имеющих в своем составе перерабатывающее и несколько сельхозпредприятий) способствовало бы решению многих вышеперечисленных проблем. Здесь весьма примечателен опыт Орловской области, где при содействии региональных властей с сохранением в их руках контрольных пакетов акций были созданы ОАО «Орловский агрокомбинат», ОАО «Орловская нива». Агрохолдинговые структуры, как показывает современный российский опыт, обладают значительными преимуществами в использовании современных технологий в сельскохозяйственном производстве. Они располагают достаточно большим производственно-ресурсным потенциалом, что позволяет получать экономию на масштабе, имеют запас прочности для демпфирования конъюнктурных колебаний рынка, обладают ликвидными активами, привлекая под их залог кредиты и займы, приглашают к сотрудничеству высокопрофессиональных специалистов. Они гораздо более уверенно, чем другие сельхозпроизводители чувствуют себя на рынке и могут решить проблему диспаритета цен между продукцией аграрного сектора и других отраслей экономики.

Однако агрохолдинги не всегда эффективно решают социальные вопросы села. Поэтому для решения проблем повышения занятости сельского населения, роста уровня жизни необходимо, наряду с холдингами, поддерживать развитие различных форм кооперации, прежде всего, сбытовой и кредитной. Кооперация является предпосылкой развития демократических начал на селе, местного самоуправления, способствует «мягкому», плавному переходу от административных методов хозяйствования к рыночным. Учитывая уникальную возможность сочетания в кооперативах личного и общественного интереса, они действительно могут сыграть роль «полюсов роста» в экономике регионов, пробуждая личную инициативу, предприимчивость населения. Кооперация на селе способна содействовать стабилизации развития смежных с сельским хозяйством отраслей: перерабатывающей промышленности, системы оптовой и розничной торговли, сельскохозяйственного машиностроения, кредитных учреждений и т.д. Кооперативные формы деятельности позволяют совмещать преимущества индивидуального хозяйства с крупным производством и могут как равноправные партнеры, на взаимовыгодной основе сотрудничать и интегрироваться с агрохолдингами.

В условиях вступления России в ВТО логично встает вопрос конкурентоспособности продукции отечественного АПК. В случае поспешности реформ в данном направлении, учитывая колоссальный западный опыт агромаркетинга и работы в условиях острой конкурентной борьбы, многие российские товаропроизводители могут превратиться в «сырьевые придатки» зарубежных компаний. Действенная государственная поддержка перерабатывающим и сельскохозяйственным предприятиям регионов может быть оказана через формирование системы сбыта и маркетинга, которая способствовала бы значительному снижению трансформационных, информационных и трансакционных издержек, связанных с их адаптацией к рыночным условиям хозяйствования. Она позволяла бы профессионально и эффективно решать вопросы, связанные с продвижением сельхозпродукции на внутренний и мировой рынки, рекламной деятельностью, регистрацией товарного знака, организацией сети фирменной торговли и оказанием информационно-консультативных услуг.

Оптимистический сценарий развития экономики России в условиях интеграции в мировое сообщество предусматривает максимальное использование конкурентных преимуществ АПК регионов, прямой выход отечественных агрохолдингов, кооперативов, их ассоциаций и союзов на зарубежные рынки с уникальными видами продукции. Производство меда и др. продукции пчеловодства (прополиса, маточного молочка), конины, кумыса, изделий народных промыслов, а также уникальные рекреационные ресурсы – могут составить достойную конкуренцию западным производителям. Необходима целенаправленная работа по продвижению региональных брендов на всероссийский и мировой уровни.

С этих позиций создание туристско-рекреационных зон в регионах открывает еще большие перспективы производства конкурентоспособной башкирской продукции с минимальными издержками. Образование туристских кластеров федерального и/или регионального уровней, возможно, прежде всего, в Бурзянском, Абзелиловском, Белорецком, Баймакском, Хайбуллинском, Зилаирском районах Башкортостана. Весьма отрадным фактом является попытка создать на территории Абзелиловского, Белорецкого и Бурзянского районов Башкортостана туристско-рекреационной зоны «Урал».

Развитие в регионах, располагающих первозданной природой с живописными ландшафтами, памятниками природы и уникальными ресурсами санаторно-курортного и профилактического лечения, а также различных видов туризма, прежде всего, сельского, открывает широкие возможности для решения проблем занятости, сезонности, повышения уровня жизни на селе. Сельский туризм может существенно улучшить инфраструктуру башкирской деревни, привлечь туда дополнительные средства из города, создать новые рабочие места, в том числе в смежных отраслях: общепите, производстве изделий народных промыслов и ремесел и др. Для развития сельского туризма в Башкортостане необходимо создание соответствующей методической базы, что предусматривает разработку четкой комплексной Концепции стратегического развития агротуризма в разрезе отдельных районов Башкортостана и детализированных программ развития отдельных видов туризма с учетом конкурентных преимуществ и недостатков отдельных рекреационных территорий. Догоняющая стратегия развития агротуризма должна заменяться опережающей. В регионе сегодня назрела необходимость составления обоснованной схемы размещения конкретных агротуристских объектов как очагов концентрации туристского бизнеса в целях их последующего увеличения или развертывания. В отделах экономики муниципальных образований целесообразно предусмотреть штатные единицы специалистов, которые бы курировали развитие сферы туризма и рекреации, осуществляли сбор информации, анализировали состояние и проблемы развития туристской отрасли, участвовали в разработке региональных программ развития туризма, организовывали методические и научно-практические семинары и совещания по вопросам рекреационной сферы, туристические выставки, ярмарки, биржи.

Эффективность сельской экономики напрямую зависит от развития институтов местного самоуправления и укрепления самостоятельности сельских сообществ. Местное самоуправление, обеспечивая повседневные нужды, решая проблемы совместной жизнедеятельности, путем широкого привлечения населения к процессу управления, выборам руководителей районов, сельскохозяйственных предприятий, усиления ответственности и подотчетности руководителей перед избирателями и т.д., превращается в своеобразный сельский «центр институтообразования». Развитие самоуправления и демократии на нижних этажах власти на селе представляет собой не только организационный ресурс усиления позитивных изменений в аграрном секторе, но и социально-психологический фактор, способствующий преодолению господствующих ныне у подавляющей части населения иждивенческих настроений, психологии «маленького человека», низкую самооценку своих возможностей для улучшения собственного благосостояния и социального статуса.

Радикальные изменения в институциональной среде обостряют также проблему «переваривания» быстро возрастающей в объеме и сложности информации. Не подготовленная для деятельности в условиях информационного «бума» часть сельхозпредприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств не в состоянии планомерно «входить в рынок» и продолжает держаться за традиционные формы и способы хозяйствования, позволяющие уходить от необходимости периодически адаптироваться к меняющейся среде, постоянно и последовательно усваивать новые знания и приобретать новые навыки. Огромный хаотический поток информации не позволяет большей части сельского населения адекватно понять суть аграрной реформы, навязываемой федеральными и региональными властями. Это дает возможность не чистым на руку руководителям и чиновникам «ловить крупную рыбу в мутной воде» и обратить процессы перераспределения собственности только себе на пользу. Образование в регионах сети информационно-консультационных центров могло бы оказать действенную поддержку руководителям сельхозпредприятий в проведении масштабных информационных кампаний в целях разъяснения прав селян, ознакомления с опытом защиты интересов собственников земельных долей, учредителей сельхозпредприятий, кредиторов, инвесторов, муниципальных органов власти в процессе финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий и сопутствующего ему перераспределения собственности. Для создания таких «центров» требуется целенаправленная совместная организационная деятельность государственных органов и общественности. Информатизация села рассматривается как один из факторов реорганизации системы управления сельским хозяйством на всех уровнях с целью преодоления доминирующих здесь административно-директивной деятельности, бюрократических методов и принципов, и усиления функций по оказанию предприятиям, хозяйствам и предпринимателям информационно-консультационных, организационно-посреднических, маркетинговых и других услуг. Информатизация села также подразумевает возрождение на качественно новой основе многоуровневой и сквозной системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов-аграрников универсального типа, в том числе на основе заказов конкретных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий по схеме «школа – ССУЗ (профессиональный лицей, сельскохозяйственный техникум (колледж)) – ВУЗ – предприятие».

Безусловно, нельзя предложить одну оптимальную программу социально-экономического развития для любого региона России, в том числе и для Башкирского Зауралья. Для каждой территории должна разрабатываться индивидуальная комбинация «точек роста» с учетом экономико-географических, климатических, демографических и др. факторов. Наши же предложения могут стать одними из путей вывода исследуемого региона из депрессивного состояния и, как следствие, внести существенный вклад в устойчивое социально-экономическое развитие Республики Башкортостан в целом.


                   Список литературы:

1. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ: Изд-во «ЭКМОС», 1999. – С.20.

2. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. С основами сельского предпринимательства. Учебник. – М., Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС», 1999. – С.65-68.

3. Серова Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов экономических вузов, факультетов и специальностей. – М.: ГУ ВШЭ, 1999. – С.115-119.