Этническое развитие башкир в сельской местности: социологический взгляд на проблему


Источник: Р.М.Валиахметов. Этническое развитие башкир в сельской местности: социологический взгляд на проблему // Феномен евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2009. – 288 с. – С.136 – 138.

Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

 В данной статье мы приводим некоторые результаты и выводы этносоциологических исследований, выполненных автором в начале 90-х годов ХХ столетия и одобренных такими известными учеными, как Н.В.Бикбулатов и З.Г.Ураксин. В этой связи обратим внимание на два примечательных факта. Первый из них заключается в том, что итоги исследования были активно использованы в ходе нашей совместной работы с З.Г.Ураксиным над проектом Государственной программы «Возрождение и развитие башкирского народа» [1]. Второй факт имеет непосредственное отношение к самому предмету исследуемой темы – чуть ли не единственной работой, в которой специально рассматривается жизнь башкирского села, остается книга Н.В.Бикбулатова «Башкирский аул», одну из главных целей которой сам автор определил как исследование национального своеобразия социально-бытовых и культурных процессов в современной башкирской деревне [2]. Ценность данной работы для нас заключается в том, что она впервые в башкирской историографии (в освещении жизни башкирского села) была написана с использованием конкретного социологического материала. Несмотря на то, что книга написана, в основном, на материалах Баймакского района, автор стремился сосредоточить внимание на процессах и явлениях, характерных для всего сельского башкирского населения. Есть еще одна существенная деталь: объектом исследования вышеназванной работы Н.В.Бикбулатова является не само сельское башкирское население, а башкирский аул и процессы, происходящие в нем, вместе с тем – и это очень важно подчеркнуть – активными участниками, т.е. субъектами, этих процессов выступают сами жители башкирского села. Таким образом, книга Н.В.Бикбулатова «Башкирский аул», написанная в 60-х годах ХХ столетия, и сегодня остается образцом систематического и комплексного анализа социального и национально-культурного развития башкир в сельской местности.

Сегодня мы располагаем достаточно широким кругом научной литературы: 1) по проблемам национального развития башкир; 2) по вопросам социально-экономического и культурного развития современного села и его жителей. Однако в них не уделяется достаточного внимания особенностям и проблемам национально-культурного развития башкир в сельской местности. Специальных работ, посвященных социологическому анализу современного национального развития башкир на селе, пока, к сожалению, нет. Между тем в национальном развитии башкир в целом, и в сельской местности в особенности, сегодня произошли весьма существенные изменения.

Вслед за Н.В.Бикбулатовым мы констатируем, что проблемы национально-культурного развития сельских башкир находятся в самой тесной связи с экономическим и социальным развитием села. Поэтому, на наш взгляд, необходимо пересмотреть все имеющиеся программы по социальному развитию села и внести существенные коррективы в соответствии с этнохозяйственными, этнобытовыми и этнокультурными традициями его жителей. Следует полнее использовать специфику и возможности сельского уклада жизни для генерации национально-культурной и социальной жизни башкир. Необходимо учитывать и то, что социокультурный фон сегодняшнего села сочетает в себе все противоречия переходного периода к рыночной экономике. В этих условиях башкирам сегодня становится «выгодно» заниматься и традиционными видами народных промыслов: обработкой шкур, производством кумыса, меда, ковров, изготовлением предметов домашней утвари, музыкальных инструментов и т.д. В связи с этим целесообразно разработать республиканскую программу создания малых предприятий по производству товаров народного потребления, основанных на этнических традициях народных ремесел, знаний, промыслов и т.д. Вместе с тем исполнительной власти на местах, не дожидаясь общереспубликанских программ и законов, следует, активно используя местные ресурсы и, самое главное – знания и опыт сельских жителей, приступить к возрождению и развитию ценнейших пластов материальной этнокультуры и системы жизнеобеспечения в целом.

В силу целого ряда специфических особенностей сельского уклада и образа жизни башкирское село выступало как основное объективное условие сохранения и дальнейшего развития этнического, а его жители – главными хранителями и источником национального опыта и народной культуры; сельская местность обладала более естественными и благоприятными условиями для сохранения и развития родного языка башкир как основы их национальной культуры. Однако следует признать, что в настоящее время функциональные его возможности сильно ограничены, в том числе в сфере образования и воспитания. Расширение социальных функций башкирского языка предполагает, на наш взгляд, разработку единой системы национального воспитания и образования, которая охватила бы все звенья и социальные институты этнической социализации личности: семью, детские сады (ясли), школу, училища, лицеи, техникумы (колледжи), вузы, трудовые коллективы и т.д.; концепция национальной школы должна быть переведена из теоретической плоскости в практическую; назрела острая необходимость в возрождении народных основ этнопедагогики, в воспитательной работе акцент следует делать на национально-культурное воспитание детей и только через него – на общечеловеческие ценности.

Возрождение и рост национального самосознания башкирского народа представляет очень сложный и противоречивый процесс, на который влияет очень много факторов. В настоящее время все более возрастает влияние таких факторов, как радио, телевидение, интернет, газеты и другие средства массовой коммуникации, существенно повысилась роль национальной интеллигенции, национально-культурных объединений и других общественных организаций и партий и т.д. Однако их влияние на сельское башкирское население ограничено, поэтому оно должно быть компенсировано активизацией других факторов, прежде всего семьи и школы. Их дальнейшее развитие в сельской местности нуждается в более активных институированных формах опеки со стороны государства, эффективных социальных инструментах и механизмах реализации программ, связанных с возрождением ценностей семьи и развитием системы национального дошкольного и школьного образования и воспитания.

Развитие культуры сельских башкир требует проведения целенаправленной работы в двух направлениях. Первое направление связано с восстановлением уникального культурного наследия башкирского народа на базе развития его самобытной традиционной культуры, обрядов, обычаев и традиций, которое предполагает не только изучение и освоение этого наследия, но и создание законодательной системы, гарантирующей сохранение и развитие башкирской этнокультуры. Второе направление связано с более активным «продвижением» в сельскую местность профессиональной национальной культуры, литературы и искусства с более широким вовлечением самих сельских башкир в эти сферы творческой деятельности. В каждом районном центре целесообразно иметь музыкальную школу, художественную школу, школу ремесленного творчества, призванную возродить народные знания и ремесла; библиотеки с национальной литературой и периодическими изданиями; Дома культуры или культурные центры с широким спектром кружков и клубов по интересам и т.д. Вместе с тем усилия по социально-культурному преобразованию села следует направить вглубь сельской местности, не останавливаясь лишь в райцентрах и центральных усадьбах хозяйств или сельских администраций. Необходимо осуществлять постепенное и планомерное продвижение в сельскую «глубинку» таких культурных центров и социальных институтов, как сельская библиотека, сельский клуб, начальная национальная школа, художественная мастерская и т.д. Это требует принятия комплекса мер и долгосрочных программ по развитию учреждений культуры в сельской местности, в том числе и по подготовке специалистов для них. Следует совершенствовать и структуру управления культурой села. На наш взгляд, в каждом сельском населенном пункте, независимо от того, имеется в нем учреждение культуры или нет, должны быть организаторы культурной жизни села, обладающие широкими функциональными обязанностями по удовлетворению национально-культурных запросов всех сельских жителей. В вопросах социально-культурного развития села следует опираться на предложения и мнения самих жителей села.

Существенным образом должен измениться характер культурных обменов и взаимоотношений между городом и селом. Башкирское сельское население нуждается ныне в очень широкой подвижнической деятельности представителей национальной интеллигенции: писателей, поэтов, ученых, деятелей профессионального искусства и других творческих работников. В этой связи целесообразным является активное участие всех творческих союзов республики в процессе возрождения национально-культурной жизни сельских башкир. В «культурном шефстве» не в меньшей мере, чем сельское население, нуждаются и горожане. Традиционная народная культура сельских башкир, их художественное и музыкальное творчество, являясь основой профессиональных видов искусства и культуры, должны занять более широкое место в культурной жизни горожан. При этом значительно возрастает положительное воздействие сельчан на поддержание и развитие национально-особенного и в жизни городских жителей.

Необходимо принять целый комплекс упреждающих мер по защите окружающей среды и в сельской местности. Наряду с экологическим воспитанием сельского населения, нужно существенным образом ограничить негативное воздействие промышленных и сельскохозяйственных предприятий, заправочных станций, неорганических удобрений и т.д. на среду обитания человека. Следует расширить сеть национальных парков и заповедников, лесных насаждений, прудов и т.д. Необходимо осуществить эффективный контроль за соблюдением Экологического, Лесного, Земельного кодексов и других природоохранных законов. Очень важно не допускать превалирования ведомственных, хозяйственных и коммерческих интересов над интересами сельских жителей.

Все эти и другие меры в совокупности призваны способствовать наиболее полному и всестороннему развитию социальной и национально-культурной жизни башкир в сельской местности на базе родного языка, народных обычаев, традиций и обрядов, на основе возрождения национального самосознания и изучения богатого исторического наследия башкирского народа.


Литература:

1. Проект Государственной программы «Возрождение и развитие башкирского народа» / Ураксин З.Г., Валиахметов Р.М. и др. – Уфа, 1995.

2. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Очерк общественной и культурной жизни. – Уфа: Башкнигоиздат, 1969.