Межэтнические контакты башкир и казахов в Восточном Оренбуржье


Источник: Юсупов Р.М., Абсалямова Ю.А. Межэтнические контакты башкир и казахов в Восточном Оренбуржье // Жұбанов тағлымы: Халыҡаралыҡ ғылыми-теориялыҡ конференция материалдары. Актөбе, 2005. 530 б. (Жубановские чтения. Материалы VI Международной научно-теоретической конференции. Актюбинск, 2005. 530 с.). С.39-42.

Примечание: Печатается на историко-краеведческом портале Ургаза.ру с разрешения автора статьи.


Бассейн реки Урал, в частности, в районе Восточного Оренбуржья – одна из исторически сложившихся зон взаимодействия башкир и казахов. Естественной границей, разделяющей земли башкир и казахов, издавна служила река Урал, в прошлом Яик. Башкиры компактно проживают на территории Гайского, Кувандыкского и Саракташского районов Оренбургской области. Эта территория входила в прошлом в состав Усерганской волости башкир, Приграничные к ним Кваркенский, Новоорский, Домбаровский районы, а также часть Кувандыкского и Беляевского районов по левому берегу Урала принадлежали казахам Младшего Жуза. Казахи заняли территорию приграничной полосы орских степей в первой четверти XVIII века, когда в результате джунгарского нашествия казахи Младшего Жуза, теснимые племенами Старшего и Среднего Жузов перекочевали к берегам Эмбы и Яик [1].

Усерганская волость – одна из самых больших башкирских волостей. В результате административных преобразований советского государства южная ее часть осталась в составе Оренбургской области, территориально разделившей башкир и казахов. В родоплеменном отношении башкиры Восточного Оренбуржья в основной своей массе относятся к усерганам. Имеются небольшие группы кыпчаков, которые были соседями усерган на западе. Из названных племен здесь сохранились родовые подразделения у усерган: аксак, апанды, сураш, бишей, сары, кунак, айыу, у кыпчаков: кара-кыпсак, санкем-кыпсак.

Казахи приграничных к ним территорий принадлежали к роду Жагалбайлы, входившем в племенное объединение Жетыру Младшего Жуза, Жагалбайлинцы занимали всю восточную и северо-восточную часть Актюбинского уезда Тургайской области до реке Орь и ее притокам, по левому берегу Урала, то есть были непосредственными соседями усерган.

В середине XIX века жагалбайлинцы имели летние кочевки по рекам: «Тогузаку, Кызыл-Чилику, Кара-Таилу, Камышлы, Туакара-Аят, Имдору, Бугутау, Ташлы, Бутак, Ак-Яр, Куян, Урган, Кут-Буяку, Тоболу, Ауру, Кызылу, Каину, Мамуте, УйсумКаре, Ибайту, Куагасу, Тиракле, Кум-Истеку, Чиртанле».

Зимой они приближались к границе и кочевали «при реках Юнгалке, Гумбалке, Курасану, Таширу, Сарысаклу, Ярлу, Ори, Каргале, Бурте, Кникасе, Арчаялы-Аят. Также против станиц Янгельской, Сыртинской, Увельской, Кизилской, Орловской, Таналыкской, Тереклинской, Калпацкой, Губерлинской, Банной, Хабарной, Ильинской, Николаевской» [2].

Кроме близкого соседства тесным контактам между башкирами-усерганами и казахами-жагалбайлинцами способствовали общие, очень давние этногенетические корни этих народов. Об общих моментах в этно- и расогенезе юго-восточных башкир и казахов Младшего жуза говорят и антропологические материалы. Проведенные исследования по соматологии современных башкир и казахов показывают общие корни происхождения южно-сибирского антропологического типа в их составе. Как известно, южно-сибирский антропологический тип четко фиксируется среди башкир усерганских, кипчакских, бурзянских и ряда других подразделений. Среди казахов он также хорошо представлен в родовых подразделениях Младшего Жуза. Формирование комплекса признаков этого расового типа наиболее активно происходило в эпоху Золотой Орды в XIII-XIV вв. Этим временем можно датировать тот период в истории двух народов, который сыграл важную роль в формировании антропологического состава, материальной и духовной культуры, что подтверждается современными исследованиями [3]. Имеются параллели в названиях и происхождении отдельных родов в составе башкир и казахов. Например, жагалбай у казахов и родовое подразделение ягалбай у башкирского племени Бурзян. Тамга жагалбайлинцев сходна с тамгой бурзян, которая носит название Ягалбай. Кузеев Р.Г. пишет об их общем древнетюркском и центральноазаитском происхождении [4]. Добросмыслов А.И. отмечал сходство в чертах лица жагалбайлинцев с башкирами [5]. У этого же племени Бурзян есть род байулы, у казахов Младшего Жуза – отделение байулы. Кузеев также отмечал, что наиболее качественным следы казахского проникновения у усерган, которые на протяжении столетий были непосредственными соседями казахов Младшего Жуза. Родовые подразделения усерган [6]. Кроме того аргын и мамбет связывают свое происхождение с родом аргын Среднего Жуза можно отметить:

– родовое подразделение тазлар у рода Аҡһаҡ у усерган и род таздар у байулинцев Младшего Жуза;

– д.Алсынбай (ныне в черте г. Медногорска) и род Алшын Младшего Жуза.

Следы казахского проникновения на башкирские земли отражены и в топонимии. На территории Восточного Оренбуржья есть много топонимов, содержащих этноним казах. Например, «ҡаҙаҡ kойоһо» (д.Райманово Саракташского района), «ҡаҙаҡ үлгән тау» (д.Ибрагимово Кувандыкского района), «ҡаҙаҡ кисеуе» (д.Нижние Чебеньки Кувандыкского района), «ҡаҙаҡ сыҡҡн уҙәк» (д.Ишкинино Гайского района).

На территории, в прошлом принадлежавшей жагалбайлинцам, протекает река Косистек. «Истеками», как известно, казахи называли башкир. Там же есть гора Косистек, на которой, по преданию, похоронены два башкира, сторожившие свои земли за Яиком от набегов казах, название которой этимологически может восходить к выражению «башкирское кочевье» или «два башкира». Среди казахов есть группа родов «естек», которые связывают свое происхождение с башкирами. Казахи-естеки более компактно проживают в Западном Казахстане. В Шалкарском районе Актюбинской области проживают казахи рода «кос истек» [7].

Большое количество башкир Усерганской волости переправилось через Яик в казахские степи во время восстания 1755 года. Так, в августе 1755 года капитан Контев из Озерной крепости доносил, что в «Усерганской волости башкирцы, собравшись под предводительством старшины Кувата Кинзягулова, в числе примерно человек 600 с женами и детьми, всею волости бежали за Яик» [8].

В первой половине ХIХ века были частыми переходы казахов Младшего Жуза на башкирские земли. Это было вызвано обострением внутриполитической борьбы и сильнейшими джутами. Казахи селились в башкирских деревнях и нанимались к состоятельным башкирам. В основном, это были обедневшие казахи [9]. Они поселялись у башкир на время работы, после окончания которой, возвращались обратно в казахскую степь. В 1829 году Оренбургская Пограничная Комиссия разбирала делo Багиша Кувандыкова, который «удостоверял, что он у башкирца 9-го кантона деревни Кучекбаевой Кусюкбаева Тюлюбаева (Усерганская волость) находился в работниках с рядою, чтобы за 4 месяца получить ему за работу лошадь и досеять два пуда ячменю». Однако, он бежал от хозяина к доносил, что «оный башкирец не имел на него билета и по настоянию его такового не взял» [10].

В мае 1808 года выходит указ, по которому разрешалось «всем казенным, наипаче магометанского закона селениям, внутри линии расположенным, принимать к cебе киргизов по их собственному желанию, обращать в поселения на равных правах и обязанностях со старожилами тех селений». При этом переселившимся казахам предоставлялась 10-летняя льгота от податей и службы. Хотя большая часть казахов селилась, минуя эти формальности. Султангалиева Г.С. отмечает, что среди переселившихся были семьи, членами которых стали башкирские женщины, захваченные в плен казахами, или башкирские семьи, скрывавшиеся в казахских степях после башкирского восстания 1755 года. В 9-й башкирский кантон, в который входила Усерганская волость, в 1808 году переселилось 86 казахов. В 20-х годах ХIХ века наблюдается переход казахов, причисленных в башкирские селения, на прежнее место жительства [11]. Однако, были семьи, навсегда оставшиеся среди башкир и вошедшие в состав башкирского этноса. Такие семьи башкир, имеющие корни среди казахов, живут сейчас в Восточном Оренбуржье. В современных башкирских деревнях Гайского и Кувандыкского районов Оренбургской области есть башкирские семьи, которых называют «ҡаҙаҡ тоҡомо»:

– д.Абишево. Илимбетовы – потомки казахов, перекочевавших на башкирские земли с правого берега р.Урал, с берегов р.Алимбетовка.

– д.Байказак.Тукумовы – потомки казаха, которого младенцем оставили, завернутым в сапун (туkыма). Возможна другая этимология – от башкирского тоҡом (потомок).

– д.Мало-Чураево. Туктагуловы считают себя потомками казахов, переселившихся к башкирам из-за земельных угодий с берегов р.Ори.

– д.Идельбаево. Кудашевы считают себя потомками девушки, которую украли казахи, но она смогла сбежать от них, имея при этом детей.

– д.Блявтамак. Тагировы считаются потомками казаха-бакшы, знахаря, целителя.

Переселения казахов в башкирские деревни можно проследить и по архивным источникам. Так, в рапорте Командующего Башкиро-мещерякским войском Циалковского Оренбургскому Военному Губернатору Перовскому говорится о казахе Ишмухамете Итемганове, который просит причислить его число башкир 9-го в деревню Муйнакову, которая входила в Усерганскую волость. Рапорт подавался в 1837 году. А в ходе дела выяснилось, что «киргизец Итемганов имеет жительство в деревне с 1824 года, где обзавелся домом, женился на башкирской дочери, прижил c нею сыновей и дочь». Причем «жители деревни Муйнаковой, одобряя поведение Итемганова, и свидетельствуя, что он пропитание имеет от производимого им хлебопашества, изъявили желание на принятие его, с предоставлением ему права пользования наравне с ними всеми угодьями» [12]. Подобных случаев проживания казахов в течение длительного времени в башкирских деревнях было очень много. Они платили наравне с башкирами все повинности, несли военную службу. Кроме того, нередко вступали в брачные связи с башкирами: Тому же Перовскому начальник 9-го кантона Куватов в 1834 году докладывал о казахских семьях, «причисленных и проживающих с давнего времени» в деревнях Усерганской волости Утягуловой, Яльчибаевой, Идельбаевой, Кидрячевой, Гумеровой (находящиеся на территории современного Кувандыкского района Оренбурской области), Кузеняковой, Абишевой (на территории Зианчуринского и Хайбуллинского районов РБ.). Эти семьи оказались не указанными в 7-й ревизии 1816 года; из-за чего производимого им хлебопашества, изъявили желание на принятие его, с предоставлением ему права пользования наравне с ними всеми угодьями. Подобных случаев проживания казахов в течение длительного времени в башкирских деревнях было очень много, Они платили наравне: с башкирами все повинности, несли военную службу. Кроме того, нередко вступали в брачные связи с башкирами. К тому же Перовскому начальник 9-го кантона Куватов в 1834 году докладывал о казахских семьях, причисленных и проживающих «с давнего времени» в деревнях Усерганской волости Утягуловой, Яльчибаевой, Идельбаевой, Кидрячевой, Гумеровой (находящиеся на территории современного Кувандыкского района Оренбурской области), Кузеняковой, Абишевой (на территории Зианчуринского и Хайбуллинского районов РБ.). Эти семьи оказались не указанными в 7-й ревизии 1816 года, из-за чего возникли проблемы с внесением их в списки 8-й ревизии 1834 года. Куватов при этом указывает на то, что они «имеют уже по связи супружества родственников из природных башкирцев». Почти все они прошли военную службу – «Тлявли Манбетов, Тезикай Назырбаев, Исанбай Урманов неоднократно находились в летних службах. Уразбай Янбаев в 1812 году в армии в составе 7-го башкирского полка в действительных сражениях против французских войск в 1813-1814 гг., а также на летних службах в разные годы, Калабай Урманов в 1814 году в числе прочих в городе Москве под командованием дистанционного начальника Арсланова» [13].

Казахские семьи, переселившиеся на башкирские земли можно проследить по материалам переписей XIX века. Так, в переписи 1816 года зафиксированы такие данные:

– д.Чураево – «причислены по повелению главной команды из киргизцев в 1814, 1815 годах» Казакул Бикбов Зианчуров, Матябай Кунябаев, Алкай Утябаев с семьями [14],

– д.Псянчино – Хусеин Халилов с семьей «причислен из киргиз в 1815 году» [15],

– д.Верхние Чебеньки – «причислены из киргиз» Байбулов, Едигсев, Азибаев с семьями,

– д.Сунарчиной – «причислены из киргиз» Мансуров, Шукарбаев, Елкарин, Дусаев, Чувашев с семьями,

– д.Абишева – «причислены из киргиз» Каскунов, Кунябаев, Утябаев с семьями [16].

Всего по переписи 1816 года, в Оренбургском уезде насчитывалось «396 душ обоего пола башкир из киргизцев» [17].

По переписи 1859 года:

– в д.Чебаклиной проживали 9 казахских семей. Главы семейств –Сафаргали Айбулатов, Бикмухамет Тапышев, Рахметулла Искендеров, Зюмагул Искендеров, Айтбай Баимбетов, Камышбай Урмантаев сын Кувандыков, Абдулхаир Рысаев сын Бикбердин, Алтынча Исянгильлин сын Аргынбаев, Биккул Карамурзин,

– в д.Нарбулатовой – Урузгали Таубаев Тактубаев,

– в д.Халиловой – Зиянбек Сарлыбаев Арсланбеков,

– в д.Абубакировой – Кужаш Игбаев,

– в д.3-й Юмагузиной – Зиятулла Биктемиров сын Каскынбаев, Ишмулла Яубасаров, Курманулла Наурузбаев,

– в д.Сарыбаевой – Кусканбай Байгузин,

– в д.Рысаевой – Даскимбат Минбаев [18].

Таким образом, вышеизложенные материалы показывают, что на протяжении ХIХ века на территории Восточного Оренбуржья происходили тесные межэтнические контакты башкир-усерган с казахами. Несмотря на то, что в этот период были частыми традиционные взаимные набеги башкир и казахов, сопровождавшиеся угоном скота, поддерживались и мирные отношения на уровне брачных связей.


Использованная литература:

1. Моисеев В.А. Политическая обстановка в Центральной и Средней Азии накануне присоединения Казахстана к России (первая треть XVIII в.) // Навеки вместе. К 250-летию добровольного присоединения Казахстана к России. Алма-Ата, 1985. С.162.

2. Галкин М.Н. Этнографические и исторические материалы по Средней Азии и Оренбургскому краю. СПб., 1868. С.334.

3. Юсупов Р.М. Антропологический состав башкир и его формирование // Башкиры. Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002. С.21-45.

4. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М., 1974. С.141-142.

5. Добросмыслов Л.И. Cкотоводство в Тургайской области. Оренбург, 1895. С.326.

6. Кузеев Р.Г. Указ. соч. С.163.

7. Избасарова Г.Б. Казахско-башкирские отношения в XVIII веке (1701-1755 гг.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Республика Казахстан, Алматы, 2002. С.12-13.

8. Витевский В.Н. И.И.Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года. Казань, 1895. С.865.

9. Султангалиева Г.С. Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (XVIII – н.XIX в.). Уфа, 2001. С.47.

10. ЦГИА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.3980. JI.l-1 об.

11. Султангалиева Г.С. Указ. соч. С.47-48.

12. ЦГИА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.3980. Л.1-1 об.

13. Там же. Ф.И-2. Оп.1. Д.3632. Л.1-2.

14. Там же. Ф.И-138. Оп.2. Д.146. Л 5041 об.

15. Там же. Ф.И-138. Оп.2. Д.146. Л.928.

16. Там же. Ф.И-138. Оп.2. Д.146.

17. Томашевская Н.Н., Янгузин Р.З. «Новобашкиры»: численность, расселение (XVIII – сер XIX в.) // Демография башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа, 2002. С.53.

18. Там же. Ф.И-138. Оп.2. Д.706.