К истории происхождения этнонима атайсал в составе племени бурзян башкирского народа


Источник: Ю.А.Минишев. К истории происхождения этнонима атайсал в составе племени бурзян башкирского народа // Феномен евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2009. – 288 с. – С.213 – 214.

Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

В настоящее время образование родового подразделения (түбә, нәҫел) атайсал в составе племени бурзян башкирского народа в исторической и краеведческой литературе относят к довольно позднему периоду. Согласно работам А.А.Камалова, А.Г.Бейеша, Х.Н.Хамитова, родовое подразделение атайсал никогда не представляло собой самостоятельного рода, тем более племени (Камалов, 2001, с.419-422; Бейеш, 1998, с.69-70; Хамитов Х., 2007, с.5-8). Представители данного родового подразделения  рассматриваются в качестве потомков одного человека, известного как Атайсал, и его одиннадцати сыновей, живших примерно в конце XVI в. (Там же). По мнению этих авторов, в дальнейшем потомки Атайсала с кочевий по р.Агидель постепенно расселились на икские, а затем и туяляские долины юго-востока Башкортостана (Бейеш, 1998, с.69-70; Хамитов, 2007, с.5-8).

Такое утверждение, по нашему мнению, является ошибочным и сужает уникальное историко-культурное наследие башкирского народа.

Исходя из вышесказанного, автор статьи ставить целью рассмотреть древнейшую историю родового подразделения атайсал в составе племени бурзян.

Антропоним атайсал в свете привлеченных новых исторических материалов образован из двух составляющих: «атай» и «сал». Корень наименования башкирского родового подразделения атайсал – «атай» очень близок по звучанию с названиями родов других тюркских народов. Например, в составе Младшего жуза племенного союза байулы казахского народа имеется род адай со сходными тамгами: «>» садак, «Т» ок (тамга атайсальцев: «>» и «Т» – ягылбай) (Тынышпаев, 1925, с.29). В деревне Адаево Республики Татарстан проживают потомки Улус-бия которые сохранили «атрибуты рода»: птица – «кучуган», тамга «X» – болай (Ахметзянов, 1995, с.35).

Указанные примеры указывают на близкое родство башкирского рода с тюркскими родами в составе современных тюркоязычных народов. Сходство в названиях и родовых атрибутах, думается, не случайно, а связано с единством происхождения. Для дальнейшего изучения древнейшей истории родового подразделения, по-видимому, следует искать предков атайсальцев под именем близким или созвучным с «Атай».

С развитием исторической науки были определены и племена, населявшие территорию исторического Башкортостана в древний период. Так, в первом тысячелетии до нашей эры территорию Урало-Волжского района населяли племена даев (дахов), саков, частично аланов и сарматов (Акманов, 2007, с.36-41). По мнению казахского исследователя С.Аманжолова, адайцы племенного союза Байулы Младшего ведут свое происхождение от Даев. По его убеждению, казахский род адай вовсе не пришельцы с Алтая, а аборигены (Нурмагамбетов, 1984, с.90). В «Географии» римского ученого Страбона описывается разделение даев на племена: апарна, ксанфия, писсур (Нурмагамбетов, 1984, с.90). И хотя в составе современного башкирского родового подразделения атайсал и казахского рода адай мы не находим имен вышеперечисленных племен, однако их имена, возможно, упоминаются в составе других башкирских родов. Например, племя апарна, входившее в состав даев, возможно, под именем Апанды (баш. – Абазы) упоминается в составе башкирского племени усерган. И имеет схожие тамги с башкирскими и казахскими родовыми подразделениями и родами: «Х» и «Т» – молот (Камалов, 2001, с.200). Башкирский род Апанды, по-видимому, упоминается в древнетюркском руническом памятнике, посвященном Кюль-тегину под именами «апары» и «абары» (Гумилев, 2002, с.356). В том же памятнике вместе с родом апара в составе огузского племенного союза, состоящего из девяти племен «токуз – огуз», мы находим и племя адйе (Гумилев, 2002, с.343). В китайских источниках племя адйе упоминается под именем Аде, иногда Эдизы (Гумилев, 2002, с.70, 291, 294). История родового подразделения тесно связана с Приаральскими степями, в которых род адйе участвовал в формировании племенного союза древних бурджан (бурзян), а после его распада в VIII-IX вв. часть «атайцев» оказались в составе кыпчакского племенного союза. С большой долей вероятности можно утверждать, что род Атай в составе булгаро-бурзянских и огузо-кипчакских родов участвовал в этногенезе башкирского народа еще до монгольского нашествия. Так, в исторической легенде «Биксура» вместе с родами буляр и байлар упоминается племя карагай-атай (Башкирское народное творчество, 1997, с.160-161). В шежере «Ялан бурзян» нашло место первое письменное упоминание этнонима Атайсал. В нем описывается переселение атайсальцев под 1724 г. с севера на юг в сторону «киблы» (Хамитов, 2007, с.7-8). Исторические предания и письменные родословия (шежере) родового подразделения также свидетельствуют о складывании этнонима Атайсал в долинах реки Агидель, но в более ранние сроки, не позднее XVI в. (Там же).

Несколько слов об этимологии этнонима Атайсал. Этноним образован из двух составляющих: «атай» и «сал». Если значение слова «Атай» известно, то значение форманта «сал» до сих пор вызывает споры. Формант «сал» дословно переводится с башкирского и древнеболгарского языка как «старый, древний, уважаемый, камень, твердый, стойкий» (Камалов 2001, с.3). С другой стороны, формант «сал» упоминается с древнейших времен по отношению к горе Урал – «Сал Урал» в значении «седой, белесый». Это значение форманта приближает его к древнетюркскому слову «сары», которое кроме цветового обозначения широко использовалось в этнонимах (Сары-кыпчак, Сары-уйгуры), топонимах (Саратов, Саркел), а также в обозначении сторон света (запад) (Кононов, 1978, с.174). Можно предположить, что в нашем примере формант «сал» тождественен с этнонимом «сары» одной из ветвей кыпчакской конфедерации. Например, в ряде бурзянских деревень представители родового подразделения атайсал проживают совместно с представителями рода байсары (Камалов, 2001, с.245-246).

Таким образом, родовое подразделение атайсал в составе племени бурзян имеет самостоятельную и богатую историю. Древнейшие этапы истории родового подразделения связаны с племенами раннежелезного века Южного Урала и Казахстана. Они принимали активное военно-политическое участие в деятельности древнетюркского каганата, а также в формировании племенного союза бурзян и кыпчак. Современное название рода в форме этнонима Атайсал образовалось в долинах реки Агидель. Этноним образован из двух составляющих: «атай» и «сал»; слово «атай» означает «отец», «дед». Формант «сал» указывает на древность обладателя имени и тесную связь с кыпчакскими племенами раннего средневековья.

 

Литература:

1. Акманов И.Г. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: в 2 т. Т.1. / И.Г.Акманов, Н.М.Кулбахтин, А.З.Асфандияров и др. – Уфа: Китап, 2007.

2. Ахметзянов М.И. Татарские родословные (на тат. яз.). – Казань: Татарское  книжное издательство, 1995.

3. Башкирское народное творчество. Т.2. Предания и легенды (на баш. яз). Отв. ред. А.Сулейманов. – Уфа: Китап, 1997.

4. Бейеш А. Икские бурзяне (на баш. яз) // Ватандаш. – 1998. – №3. – С.69-78.

5. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – М.: Айрис-пресс, 2002.

6. Камалов А.А. Атайсал (на баш. яз) / А.А.Камалов, Ф.У.Камалова. – Уфа: Китап, 2001.

7. Кононов А.Н. Семантика цветообозначения в тюркских языках // Тюркологический сборник. 1975. – М: Наука, 1978. – С.159-179.

8. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. – М.: Наука, 1974.

9. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. – Уфа: Китап, 1997.

10. Нурмагамбетов А. Тюркская ономастика. – Алма-Ата, 1984.

11. Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казацкого народа. – Ташкент, Восточное отделение Киргизского Государственного издательства, 1925.

12. Хамитов Х.Н. Наше родное стойбище (на баш.яз.) / Х.Н.Хамитов, Х.С.Кусябаев, С.Г.Ишбердин. – Сибай: Сибайская городская типография, 2007.