К проблеме локализации «дороги Канифы» (Постановка вопроса).


Авторы: С.Р.Каракинова, М.М.Рямова, Ю.А.Минишев.

Примечание: Печатается с разрешения одного из авторов статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

С древнейших времен через территории Башкортостана проходили важные торговые пути. Они соединяли Восточную Европу с Сибирью, Средней Азией, Индией и Китаем [1]. Наряду с транзитными существовали и местные, внутренние дороги, которые, по-видимому, соединяли древние башкирские поселения и города, а также служили путями для  перекочевок башкирских племен (родов), перегонов скота [2]. Одной из таких дорог является легендарный путь древних башкир «дорога Канифы» (далее «Канифа юлы», дорога, путь), проходившая с севера на юг по склонам Уральских гор и не пересекавшая ни одной крупной реки [3].

В настоящее время точное расположение данной дороги до конца неизвестно и перед исследователями стоит задача выявления ее местонахождения, а также  экономического, хозяйственного и военного значения этой дороги для средневековых башкир.

Хронологические рамки исследования охватывают время с I в. до н.э. до II половины XVIII в. Отправная точка связана с упоминанием гуннов в эпосе «Куныр буга» [4], а конечная связана превращением края во внутренние области Российской империи, прокладыванием новых дорог [5].

Целью настоящей работы является установление значения и географического месторасположения  дороги «Канифа юлы».

Для достижения намеченной цели ставятся следующие задачи: установить значение пути на разных этапах истории Башкортостана, а также выявить месторасположения пути «Дороги Канифы».

В дальнейшем на основе работы и дальнейших исследований предполагается организация экспедиции историко-краеведческого клуба «Следопыты Ирандыка» (руководитель Ю.А.Минишев), совместно с историко-краеведческим музеем г.Сибай по «Дороге Канифы», при организационной и финансовой поддержке администрации института и ГО г.Сибая, с целью установления более точного прохождения дороги «Канифа юлы». В ходе экспедиции планируется также сбор легенд и сказаний о дороге «Канифа юлы», этнографических материалов, с фиксацией фото и видеозаписи пути. По окончании экспедиции оформление работы в виде статей и научно-популярных изданий.

Основными источниками темы исследования являются различные варианты башкирских легенд связанные с «Дорогой Канифы». В устном народном творчестве башкир сохранилось три варианта легенды о происхождении данной дороги и ее названия [6]. Все они сводятся к одному: девушка по имени Канифа, добираясь до родного дома из казахского плена (или гоня перед собой быка уведшего скот в родные края девушки до замужества), не пересекая ни одной реки и обходя все крупные населенные пункты, прокладывает тропу с юга на север, названную впоследствии «Дорогой Канифы» [7].

По данной теме имеется и небольшая литература в основном научно-популярного характера. Так, в энциклопедии  посвященной Зилаирскому району РБ указывается: «Канифа юлы» – дорога, протяженностью в сотни верст, связывавшая северную, центральную и южную части башкирских земель, Приаралье и Среднюю Азию» [8]. «Дорога Канифа» упоминается в статьях местных краеведов А.Пастухова, Т.А.Булякова и А.З.Сайгафарова [9]. Они перечисляют основные географические объекты, расположенные по «Канифа юлы» в Зилаирском и Баймакском районах. По мнению Р.Басырова и С.Г.Баталова по «Дороге Канифы» пролегал древний столбовой караванный путь из Средней Азии на Урал и в Поволжье [10].  И.Г.Акманов называет этот путь «военной тропой башкир, поднимавших восстания против царизма» [11]. Дорога Канифы привлекла внимание и руководство Сибайского историко-краеведческого музея. В 2006 г. ими был предложен проект «Канифа юлы»  легенда или историческая реальность?», задачей которого явилась восстановление маршрута дороги, с целью организации туристических конных маршрутов. Музей хотя и стал победителем зональной части республиканского смотра-конкурса государственных и общественных музеев, но, по словам его директора Рафката Абдулгафарова, маршрут восстановлен частично и еще предстоит немалая работа для полного изучения пути [12].

Относительно хорошая сохранность древней дороги башкир «Канифа юлы», в устном народном творчестве башкир, наличие литературы по теме, а так же сведения, полученные от информаторов, позволяет нам установить примерное значение и проследить эволюцию пути, а также выявить маршрут пролегания вышеназванной дороги. К сожалению, объем статьи не позволяет нам подробно изложить исследование, поэтому в краткой форме изложим дальнейший материал.

Согласно башкирским легендам первоначально описываемый путь использовался как тайная тропа, затем хозяйственная дорога башкир. Эволюция развития дороги просматривается и преданиях башкир. Так, в одном из вариантов предания повествуется о том, что Канифа бежала из казахского плена, скрываясь, шла «только обочиной дороги и только ночью, чтобы Полярная звезда (Тимер казык) находилась с правой стороны» [13]. В другом – она прихватывает с собой бурую корову с телятами [14]. При этом явное удобство дороги заключается в том, что она не пересекает ни одной крупной реки.

По-видимому, с образованием государства древних башкир (IX – начало XIII вв.), а затем и в золотоордынское время (начало XIII – конец XIV вв.), дорога приобретает важное торгово-экономическое и хозяйственное значение, связывая города Башкортостана в низовьях Урала (Яика) и Сибири [15]. Вызывает сомнение, что «Канифа юлы» могла являться веткой столбового караванного пути [16], так как она, во-первых, проходила по отрогам Уральского хребта, что значительно затрудняло ход караванов; во-вторых, «сакральность пути читается», что отразилось в памяти народа. Так, согласно одной из версий легенды: Канифа, прокладывая дорогу, обходила все крупные населенные пункты [17]. Но сказанное в коей мере не умаляет значения дороги.

В XVII-XVIII вв. «Дорога Канифа» приобретает значение тайной военной тропы, которые башкиры использовали в ходе многочисленных восстаний [18].

С середины XVIII в. активизируется политика царизма в крае и, по-видимому, «Дорога Канифы» стала основой для новых дорог, в их числе «Старинный башкирский тракт», «Катайская дорога», «Бурзянская дорога» [19].

На основе сведений, полученные от информаторов мы составили примерный маршрут пролегания дороги «Канифа юлы». Она охватывает часть Челябинской области, Башкортостан и Оренбургскую область, то есть мы видим, что данная дорога пролегает по территории исторического Башкортостана. Начинается она с земель Челябинской области, далее направляется по склонам хребта Уральских гор, минуя Миасс, опускаясь к югу по землям Учалинского и Белорецкого районов, далее вдоль реки Большой Кизил рядом с деревней Кирдас у истоков реки Каридель, она идет в направлении деревень Каран, Куштуба в направлении поселка Тубинск, пересекая мелкие речушки Сапсал, Коран идет вдоль рек Ассель, Байкара к горе Кустанай около деревни Юлдыбаево и, минуя деревни Вознесенск, Камыш-Узяк, Бикьян и Байгужа выходит на земли Хайбуллинского района около деревни Михайловка. Затем вдоль полноводной реки Сакмары выходит на Оренбургские степи, минуя г. Кувандык направляется в сторону г. Оренбург и Приаралье [20].

Таким образом, мы видим, что во все времена дорога «Канифа юлы» активно использовалась местным населением. Во-первых, как хозяйственная тропа для перегона скота. Во-вторых, в качестве внутреннего торгового пути, соединяющего южные и северо-восточные города Башкортостана. Утратила свое значение как торговой дороги в период распада Золотой Орды. В-третьих, в период башкирских восстаний, использовалась башкирами как тайная военная тропа. На основе сведений информаторов возможно восстановление местонахождения данной дороги, с целью пополнения источниковедческого материала по истории Башкортостана, а также организации туристических маршрутов по дорогам древних башкир.

 

 Литература:

1. М.Г.Муллагулов. Башкирский народный транспорт. – Уфа, 1992 // БКЭ. – Уфа, 1996. С.260-261.

2. Там же. С. 260-261.

3. Там же. С. 260-261.

4. БНТ. Том II. Эпос (на баш. яз). Уфа, 1998. 284 с.

5. М.Г. Муллагулов. Указ. работа. С.260-261.

6. БНТ. Том II. Эпос (на баш. яз). Уфа, 1998. С.275-309.

7. Там же. С.275-309.

8. У.Г.Саитова. Энциклопедия: Зилаирский район. – Уфа, 2000. С.152.

9. А.Пастухов. Дорога Канифы // Уральский проект. – 2005. – №23, С.5; Т.А.Буляков. Канифа юлынын дауамы // Атайсал. – 1994. – №70, С.3-4; А.З. Сайгафаров. Ер-hыу атамалары: Баймак районы. – Уфа, 2004. С.187.

10. Р.Басыров, С.Басырова. Организация Российско-Среднеазиатской торговли через Южный Урал XVIII столетии // Ватандаш. – 2002. – №7. С.96-98.

11. И.Г.Акманов. Башкирские восстания в XVIII в. – Уфа, 1987. С.40.

12. Информатор Р.Я.Абдулгафаров, директор музея г.Сибай.

13. Башкирские народные предания и легенды. –Уфа: Китап, – 2001. 269 с.

14. БНТ. – Т.1. Эпос. – Уфа, 1987. С.544.

15. По имеющимся историческим источникам у башкир существовали города в низовьях реки Яик (Урал) – г.Немжан и в Южной Сибири, а от г.Немжан в 8 днях пути описываются горы Ирандыка, в которых 1000 человек заняты плавкой металлов (см: Р.З.Янгузин. Этногенез башкир // Ватандаш. – 2002. – №5. С.138-139; Б.Г.Ахметшин. Горнозаводской фольклор Башкортостана и Урала. – Уфа, 2001. С.160-165).

16. Р.Басыров, С.Басырова. Указ. соч. С.96-98.

17. Башкирские народные предания и легенды. – Уфа, 2001.

18. И.Г.Акманов. За правдивое освещение истории народов. – Уфа: Китап, 1995. С.53.

19. М.Г.Муллагулов. Указ. соч. С.260-261.

20. Информаторы: Т.А. Буляков, Р.Я. Абдулгафаров, г. Сибай.