История расселения башкир племени усерган в заволжских и приуральских степях


Источник: М.М. Маннапов. История расселения башкир племени усерган в заволжских и приуральских степях // Башкиры Самарской губернии возвращение на родину предков в первой половине XX века. Уфа: ИИЯЛ УФИЦ РАН, 2018. 314 с. С.38-42.

Примечание: Печатается с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.


Башкирское племя усерган является древнейшим родоплеменным образованием, этнически восходящим к тюркским племенам Приаралья и Сырдарьи, которые находились в составе огузо-печенежского объединения. Родоплеменное образование состоит из родов айыу (айыу), аксак (аҡhаҡ), апанды (апанды), бишей (бишәй), буре (бүре), сураш (сураш) и шишей (шишәй). В ходе формирования и развития племени усерган в ареал компактного расселения его родовых групп вошла обширная территория среднего течения р. Урал, долины рек Сакмары, Большого Юшатыра, Большого и Малого Ика, Демы, Зилаира, Касмарки, Таналыка, верховья рр. Ай и Юрюзань, бассейна рек Тока, Большого и Малого Урана, Большого Иргиза, Камелика, Каралыка, Большого Чижа (Чижа 1-я, башк. Оло Cәҙе, казах. Шежiн 1) и Малого Чижа (Чижа 2-я, башк. Кесе Cәҙе, казах. Шежiн 2), Большого Узени (башк. Оло Үҙән, казах. Караозен) и Малого Узени (башк. Кесе Үҙән, казах. Сарыозен) [70].

Представители башкирского племени усерган в заволжских и приуральских степях основали населенные пункты Баисево, Денгизбаево, Кустяново, Хасаново, Юмагузино и Янабердино, а также были зафиксированы в качестве жителей башкирских деревень Акирово, Байрамгулово, Имилеево, Ишимбаево, Кузябаево, Кучембетово, Максютово, Таш-Кустьяново и Уразаево. Здесь были представлены рода айыу, апанды, бишей, буре, сураш, шишей, а также родовые подразделения ҡоро юл, усерган (үçәргән), уркунбай (өркөнбай) и ханкильде [71].

Известным представителем усерганского рода шишей являлся уроженец д. Акназарово Оренбургского уезда Оренбургской губернии (ныне д. Акназарово Хайбуллинского района РБ) Алтынбай Худайшукурович Худайшукуров (1766–1852). Архивные материалы свидетельствуют о том, что он в период с 1817 по 1831 гг. являлся юртовым старшиной 2-го отделения 9-го башкирского кантона. Указанное военное подразделение располагалось на территории бассейна рр. Большой и Малый Узени, в районе Чижинских разливов. Согласно формулярным спискам, в 1803 г. ему был присвоен чин зауряд-сотника, в 1813 г. был представлен к чину прапорщика, в 1814 г. удостоен звания походного старшины. За активное участие в составе 7-го башкирского полка в военных действиях в августе 1812 г. был представлен к чину капитана, также награжден серебряной медалью «В память войны 1812 года». В августе 1815 г. ему было присвоено звание хорунжего, удостоился статуса личного дворянства. Архивные материалы свидетельствуют о том, что Алтынбай Худайшукуров в период с 1815 г. по 1831 г. проживал в д. Хасяново. После включения заволжских башкир в состав Башкирского отделения Уральского казачьего войска, его деятельность не прослеживается в указанном военном подразделении. Материалы ревизии 1859 г. по д. Ялчибаево зафиксировали его как жителя указанного населенного пункта [72].

В 1825 г. в команде юртового старшины Худайшукурова отмечены Батырзян Худайназаров и Саргул Акназаров, которые фиксируются по ревизии 1816 г. как жители д. Акназарово. В 1831 г. среди жителей д. Кустяновой представлен Зянмухамет Алтынбаев (сын Алтынбая Худайшукурова), который в 1859 г. уже числился среди жителей башкирского населенного пункта Ялчибаево [73

].Деревня Янабердино основана в долине р. Чижа Саратовского уезда башкирами из 9-го башкирского кантона Усерганской волости Оренбургского уезда Оренбургской губернии и названа по имени Янаберды Курамшина Бурангулова [74]. Согласно донесению старшин 9-го башкирского кантона Итбая Сыртланова и Мусы Турсунбаева (1830 г.) в указанном населенном пункте «на крайнем Чиже называемом Хайбулла имеют пристанище башкиры 6 и 9 кантонов» [75]. В мае 1830 г. жители д. Янабердино подверглись насилию со стороны уральских казаков, которые прибыли для проверки информации о том, что в деревне скрываются беглые люди. Архивные источники за 1830–1831 гг. еще отмечают существование данного поселения с таким названием, а в 1834 г. деревня уже отмечается как Денгизбаево. Материалы ревизии 1834 г. зафиксировали Янаберду Курамшина в качестве жителя д. Кучембетово Бузулукского уезда Оренбургской губернии. Известен документ от 14 ноября 1862 г. относящийся к д.Алчинбаево (башкирам рода шишей) 8-й юрты 3-го башкирского кантона Оренбургского уезда Оренбургской губернии. В нем говорится о возможности приема в этот населенный пункт на жительство жителей д. Кучембетово во главе с Янабердой Курамшиным [76].

Деревня Баисево названа в честь жителя д. Супханкулово (ныне д. Зиянчурино Кувандыкского района Оренбургской области) 9-го башкирского кантона Оренбургского уезда Оренбургской губернии Баиша Кутлубаева. Жители д. Супханкулово являются представителями рода сураш племени усерган. Баиш Кутлубаев со своей семьей, в сентябре 1814 г. были причислены к д. Качкиново Вольского уезда Саратовской губернии, а в 1817 г. переведены в 2-ое отделение 9-го башкирского кантона, в команду прапорщика Алтынбая Худайшукурова. В том же году Баиш Кутлубаев и Иткучук Султакаев с родственниками расположились кочевьями вблизи урочища Березина и по обеим сторонам р. Большой Узень. Данная ситуация, сложилась в непосредственной близости к границе Уральского казачьего войска вызвала обеспокоенность со стороны казаков, которые учинили разгром этих башкирских поселений. В декабре 1827 г. Искак Баишев и Абубакир Ишкинин проживали в населенном пункте, который был расположен при урочище по бассейну р. Чижа 1-я. Они пропустили на свою территорию за определенную плату казахов алачинского рода. Материалы ревизии 1834 г. показали Баиша Кутлубаева и его сыновей как жителей д. Хасаново 2-й (на левом берегу р. Чижа 2-я), а сын Иткучука Султакаева Турдагали Иткучуков был зафиксирован в д. Денгизбаево (при озере Купа) [77]. В 1866–1867 гг. они были направлены на проживание в Имилеевскую волость Николаевского уезда Самарской губернии.

Представитель рода бишей племени усерган Денгизбай Юлумбетов основал одноименное поселение на берегу р. Большой Узень. В 1825 г. жители д. Денгизбаево подверглись разорению со стороны уральских казаков. По этой причине, с 1825 по 1833 гг. представители рода бишей находились в числе жителей д. Хасаново (на левом берегу р. Чижа 2-я), в 1834 г. архивный источник показывает на месте д. Янабердино д. Денгизбаево [78].

В 1827 г. представитель рода бишей Атамбек Ниязов был одним из участников допуска казахов Байбактинского рода к бассейну р. Чижа 3-я. В мае 1830 г. в рапорте Уральской войсковой канцелярии освещаются трагические события, которые произошли в деревне башкирца Атамбека Ниязова. В указанный населенный пункт прибывают уральские казаки, но из-за взаимного недопонимания происходит кровавое столкновение, в результате которого погибают несколько человек из числа жителей деревни, а небольшая группа башкир была подвергнута аресту. Материалы ревизии 1834 г. зафиксировали Алтынчу и Рахматуллу Атамбековых как жителей д. Байрамгулово (на берегу р. Чижа 3-я), а в 1866–1867 гг. они были направлены на проживание в Имилеевскую волость Николаевского уезда Самарской губернии [79].

До наших дней сохранилась башкирская родословная, которая относит жителей д. Денгизбаево Большечерниговского района Самарской области к роду бишей. Ее хранителем являлся житель этого населенного пункта Галимьян Муртазин. Данная генеалогия в 1929 г. была скопирована и отправлена в Научно-исследовательский институт национальной культуры в г. Уфе. Инициатором отправления копии родословной был уроженец этой деревни, студент г. Казани и будущий инженер-лесовод Кандринского лесничества Туймазинского района БАССР А. И. Ярмухаметов, который в 30-60-х гг. ХХ в. оказал большую помощь ученым республики при сборе историко-этнографических материалов по истории башкирского края.

Согласно пояснительной записке, представленной к родословной рода бишей племени усерган, становится известно, что его представители уже с XVIII в. осуществляли перекочевки вблизи с. Чертанла (Суртанлы) и в Чижинских разливах на территории Саратовской губернии. Архивные источники подтверждают подобные передвижения. Так, в 1796 г. башкиры Оренбургской губернии осуществили переход на территорию другого административного региона (Саратовского) и обосновались в верховьях р. Малый Узень. По истечению трех лет башкиры переселились к бассейну р. Большой Узень и к озеру Рыбный Сакрыл, позднее они разместились в районе урочищ Кабанья и Сакрыльская. В полевых материалах экспедиции Саратовского областного музея краеведения (1938) представлены сведения информатора из д. Денгизбаево Больше-Черниговского района Куйбышевской области о том, что его предки проживали в Чиж-Узенском бассейне. Позднее башкиры рода бишей переселились на современную территорию Дергачевского района Саратовской области и проживали на землях купца Хорольского на основе арендной платы [80]. Согласно справочному изданию в 1889 г. в Осино-Гайской волости Новоузенского уезда Самарской губернии отмечены хутора Башкирский (Хорольский) на р. Дюканевой и Зизевский на р. Бейсаш [81].

Башкиры рода апанды во главе с Кустяном Кильдебаевым на левом берегу р. Чижа 3-я основали хутор Кустяново, но из-за разорительных мероприятий со стороны казаков Уральского казачьего войска покинули место проживания. В 1815 г. недалеко от прежнего места вновь было зафиксировано поселение с тем же названием. Кустян Кильдебаев был в числе тех, кто подписывал в 1828 г. договор о продолжении владений башкирами земельными территорий в тех пределах, которые были до Генерального межевания в заволжских степях в связи с продолжающимися судебными тяжбами с казаками Уральского казачьего войска. Архивные источники отмечают, что представители рода апанды были в числе тех лиц, которые имели право решающего голоса при припуске новоприбывших башкир в свое общество в бассейне рр. Чижа 1-я, Чижа 2-я, Чижа 3-я, Большой и Малый Узень. В 1866–1867 гг. жители д. Кустяново были направлены на проживание в Имилеевскую волость Николаевского уезда Самарской губернии [82].

Таким образом, история башкир племени усерган в заволжских и приуральских степях имеет богатую историю и требует тщательного и скрупулезного исследования.