К вопросу о родственных связях Губая и Габбаса Давлетшиных


Источник: М.М.Маннапов. Губай Киреевич и Габбас Ягафарович Давлетшины: проблема двоюродного родства // Устойчивое развитие территорий: теория и практика. – Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2010. – 233 с. – С.211 – 216.

Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

Исследователи творчества выдающейся башкирской писательницы Хадии Лутфулловны Давлетшиной обращали меньшее внимание на деятельность ее мужа – писателя и общественного деятеля Губая Киреевича Давлетшина. Были попытки освещения его деятельности в Зилаирском зерносовхозе Баймакского района местными исследователями – Софьей Галимовной Рафиковой (ветеран просвещения, зав. музеем «Целина» с.Ургаза Баймакского района в 1994-2001 гг.) и Закией Забиховной Исламгазиной (ветеран просвещения, г.Сибай). В статьях С.Г.Рафиковой были представлены стремления восстановить события 1933-1935 гг. с помощью воспоминаний старожилов, когда супруги Давлетшины работали в Зилаирском зерносовхозе. З.З.Исламгазина опубликовала материалы в местной и республиканской печати, где раскрывались истоки многолетней дружбы семьи Исламгазиных с супругами Давлетшиными и по собранным материалам была издана книга [1]. В этих исследованиях можно проследить поднимающийся вопрос о родстве Губая Киреевича Давлетшина с известным ученым-языковедом, его земляком Габбасом Ягафаровичем Давлетшиным. В последние годы в республиканской печати все чаще стали выходить статьи о том, что они состоят в двоюродном родстве, что, однако не подтверждается архивными документами.

Необходимо отметить, что мы, занимаясь в 1995-2008 гг. изучением истории переселения башкир Пугачевского уезда Самарской губернии на юго-восток Башкортостана в первой половине ХХ в., неоднократно сталкивались с непрекращающимися спорами между потомками переселенцев о родственных связях между Габбасом и Губаем Давлетшиными. По этой причине мы решили заняться этой проблемой с более детальным изучением архивных документов с целью подтверждения или опровержения двоюродного родства между двумя башкирскими деятелями.

Метрические книги по башкирским деревням Николаевского уезда Самарской губернии до 1885 г. хранятся в фонде «Мусульманское духовное управление» Центрального Государственного Исторического Архива Республики Башкортостан, а после указанного времени метрик не оказалось на хранении этого архивного учреждения. Первоначально долгие поиски в архивах городов Пугачева, Самары, Оренбурга, Саратова и Уральска не дали должного результата. В ходе тщательного поиска, изучения других видов фондообразований в Государственном Архиве Саратовской области были обнаружены: метрическая запись о рождении Г.К.Давлетшина в фонде «Метрик церквей Саратовской губернии» в коллекции метрических книг Саратовской губернии по Новоузенскому уезду, а метрики Г.Я.Давлетшина в коллекции метрических записей по той же губернии за 1884, 1886, 1892 гг.


 Габбас Давлетшин       Харытау 040.jpg      

   


          Страница метрики Габбаса Ягафаровича Давлетшина.jpg


Фото 1. Фотокопии архивных документов: наименование дела, название заглавия метрических записей по д.Ташбулатовой, метрическая запись рождения Габбаса Ягафаровича Давлетшина.


      Губай Давлетшин.jpg        Харытау 053.jpg 



               Запись метрики Губая Киреевича Давлетшина.jpg


Фото 2. Фотокопии архивных документов: наименование дела, название заглавия метрических записей по д.Ташбулат-Кустяновой, метрическая запись рождения Губая Киреевича Давлетшина.


По метрической записи от 24 сентября 1892 г. в д.Ташбулатово Николаевского уезда Самарской губернии родился Габбас Давлетшин. Родителями указаны – Джагафар (Ягафар) Давлетша улы Насыров и Мухамаджамал Сагдитдин кызы Ниязова. При этом упоминается полное имя Габбаса – Ибнгаббас, а также фиксируется запись о том, что Габбас Ягафарович Давлетшин запросом от 15 августа 1929 года вторично подтвердил свою дату рождения [2, см Фото 1].

По метрической записи от 29 декабря 1893 г. по деревни Ташбулат-Кустяново Николаевского уезда Самарской губернии имеется запись муллы Давлетсуры Давлетшина (сын Давлетшы Габдулнасырова), где под №13 значится новорожденный мальчик по имени Губайдулла, а родителями указаны Давлеткирей Давлетша улы Искандаров, а мать Хафиза Валиша кызы Исмагилова [3, см Фото 2].

Тем самым на основании метрических записей Губай и Габбас Давлетшины являются однофамильцами, а также выясняется точное отчество Губая Давлеткиреевича и дата рождения Габбаса Ягафаровича.

Необходимо ознакомить с передвижениями их предков по архивным документам. По ревизии 1834 г. в д.Кустяново проживал Искандер Кустянов (35 лет) с сыном Давлетшой (6 лет), одновременно в этом населенном пункте имел жительство Насыр Маралбаев (45 лет) с сыном Давлетшой (10 лет) [4]. В 1866 г. в д.Кустяново 3-й юрты Башкирского отделения Уральского казачьего войска зафиксированы Давлетша Искандеров и Давлетша Габдулнасыров. У Давлетшы Искандерова было пять детей Разия, Марзия, Рызбика, Зулейха и Давлеткирей (1848 г.р.), а Давлетша Габдулнасыров воспитывал одну дочь Хакиму и 4-х сыновей – Давлетсура, Давлеткирей (1849 г.р.), Султангирей и Хамза [5]. Тем самым у Давлетшы Искандерова и Давлетши Габдулнасырова почти одновременно родились сыновья по имени Давлеткирей, а потому из-за не знаний данных фактов возникли споры между потомками самарских башкир. Следует отметить, что до выявления нами архивных материалов о существовании 2-х мужчин по имени Давлеткирей представители рода «трауай» («торабай») (потомки Ягафара Давлетшина) утверждали, что Губай Давлетшин должен был иметь отчество Ахметкиреевич [6], что не соответствует найденным источникам.

Появление родословной рода «трауай» («торабай») с вклиниванием в родословную рода «апанды» стала еще более неправдоподобной, не имеющей архивного подтверждения. Указанная генеалогия была выставлена на юбилейных мероприятиях в с.Ургаза Баймакского района в 2008 г. в честь 80-летия переселения башкир Пугачевского уезда Самарской губернии на юго-восток Башкортостана [7].

Родословная рода «апанды» (хранится у З.З.Исламгазиной) важна тем, что перечисляемые в ней имена были именами живых людей, зафиксированные архивными источниками. О достоверности данного шежере говорит тот факт, что записи велись из поколения в поколение. К примеру, фрагмент аналогичной копии родословной рода «апанды» была найдена самарским исследователем Михаилом Кржижевским в д.Ташкустьяново Большеглушицкого района Самарской области [8].

По архивным документам, представитель рода «апанды» Кустян Кильдебаев в конце XVIII в. в Степном Заволжье на левом берегу реки 3-й Чижи (Подтяжки) основал хутор Кустяново, который просуществовал до рубежа XIX-ХХ вв. И сегодня в долине рек Чижи (на западе Республики Казахстан) есть местность Кустана [9]. Кустян Кильдебаев были в числе тех, кто подписывал в 1828 г. договор о продолжении владений земельных территорий башкирами в тех пределах, которые были до Генерального межевания в Степном Заволжье в связи с судебными тяжбами с казаками Уральского казачьего войска [10]. Искандер и Исмагил Кустяновы (сыновья Кустяна Кильдебаева), Габдулла и Муса Байгильдины (сыновья Байгильды Кильдебаева) были среди старожилов, которые имели право голоса при припуске новоприбывших башкир в свое общество в бассейне рек Чижи и Узень [11].

В ходе наших исследований по выявлению родственных связей между жителями микрорайона Узян села Ургаза [12] был также зафиксирован второй вариант родословной рода Ягафара Давлетшина с вклиниванием в один из родов племени кипчак, представителями которых являются Исхаковы и Байрамовы. Данный вариант был составлен молодым педагогом и правнучкой Ягафара Давлетшина – Илюзой Яхиевной Суфьяновой со слов ныне покойного старожила Шагидуллы Хидиятовича Байрамова. Ш.Х.Байрамов при нашем сборе материала о родословной предков по линии Исхаковых умолчал о том, что Давлетшины как-то имеют к этому роду какое-то родственное отношение, но отметил некоего Хамита как общего предка Байрамовых и Исхаковых [13]. Так, по варианту И.Я.Суфьяновой, отец Ягафара – Давлетша был сыном Исмагила (прадеда Ш.Х.Байрамова), но и этот вариант составления родословной рода Ягафара Давлетшина оказался бы ложным в случае его утверждения как основного, так как по архивным документам можно убедительно доказать, что прадед Ш.Х.Байрамова был 1827 года рождения, а отец Ягафара Давлетшина родился в 1824 г., и потому Исмагил никак не мог быть дедом Ягафара [14]. Данная запутанная информация о родстве, возможно, связана с тем, что в памяти у потомков башкир-переселенцев откладывалось знание определенного своего круга родства и, уважая их, относились к этому как должное, но со временем подробности родственных связей не уточнялись у старшего поколения, и потому знания родства у потомков постепенно утрачивались. Именно, по этой причине изучение метрических книг является важным подспорьем для восстановления утраченных родственных связей.

В ходе изучения метрических книг, хранящиеся в ЦГИА РБ было выявлено, что в 1870 г. узами брака соединились Исхак Абухалитов (внук Хамита, на которого указал информатор Ш.Х.Байрамов как общего предка Байрамовых и Исхаковых) и Разия (дочь Давлетши Искандерова), а в 1893 г. дочь Исмагила Абухалитова (прадед Ш.Х.Байрамова) – Хадиса вышла замуж за парня из д.Дингезбаево – Гизатуллы Давлетшиновича Хабибрахманова (сын Давлетшы Хабибрахмановича Байгильдина и внук Байгильде Мурзагильдина) [15]. Тем самым нам удалось прояснить родственные отношения между Давлетшинами и с семьями Байрамовых и Исхаковых.

Следовательно, дискуссия о родственных связях между двумя известными башкирскими деятелями Губаем Киреевичем Давлетшиным и Габбасом Ягафаровичем Давлетшиным должна быть закрыта в связи с приведением фактов их метрических записей о рождении и ряда других архивных документов, касающихся данной проблемы.

В ходе изучения проблемы родственных связей между двумя родами Давлетшиных, возник вопрос о родоплеменной принадлежности рода Ягафара Давлетшина и происхождение названия их родового подразделения «трауай» («торабай»). В данной статье этот вопрос не рассматривается, так как для этого необходимо провести новое исследование с привлечением новых архивных документов. Этого же требует исследование генеалогии башкирской писательницы Хадии Лутфулловны Давлетшиной.

Таким образом, в результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, что Губай Киреевич Давлетшин и Габбас Ягафарович Давлетшин не состоят в двоюродном родстве и тем самым опровергли официальную версию их родства, которая долгое время существовала в научной литературе. Также нами по архивным документам были уточнены данные по отчеству Г.К.Давлетшина и дата рождения Г.Я.Давлетшина.


Использованная литература и источники:

1. Исламгазина З.З. Губай и Хадия. Сибай: Сибайская типография. 2005.

2. ГАСО. Ф.37. Оп.2. Д.1378. Л.368. Окончательный перевод осуществил к.ф.н., зав. отделом литературоведения Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук (ИИЯЛ УНЦ РАН) Миннегали Хусаинович Надергулов. При первоначальном нашем прочтении перевода имя матери Габбаса Давлетшина было прочитано как Мухибямал Сагадатдин кызы Ниязова.
3. ГАСО. Ф.637. Оп.2. Д.1381. Л.123. Окончательный перевод осуществил к.ф.н., зав. отделом литературоведения ИИЯЛ УНЦ РАН Миннегали Хусаинович Надергулов.
4. ЦГИА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.583. Л.78 об., 80 об.
5. ЦГИА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.14491а. Л.73-73 об.
6. ПМА. 1995-2004 гг.: информатор Абдрахманова (в девичестве – Давлетшина) Марьям Абдулловна, 1924 г.р., с.Ургаза Баймакского района РБ.
7. Генеалогия рода Ягафара Давлетшина была представлена как шежере рода «торналар» (?), где Ягафар почему-то был представлен сыном Давлетсуры Давлетшина (фактически, он родной брат Ягафара) и правнуком Искандера Кильдебаева, последний, судя по архивным документам, должен был именоваться как Искандер Кустянов.
8. Кржижевский М.В. Шежере самарских башкир // Самарская область: этнос и культура. – №2-3. – 1997. – С.22-23.
9. Асфандияров А.З., Асфандиярова К.М. История башкирских деревень Саратовской и Самарской областей Российской Федерации. – Уфа, 2002. – Кн.10. – С.49; Рябинин А. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Уральское казачье войско. – СПб., 1866. – Ч.2. – С.94.
10. ГАСО. Ф.407. Оп.1. Д.2707. Л.119-119 об.
11. ЦГИА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.3251. Л.3 об.; Оп.65. Д.3648. Л.13.

12. Узян основана как деревня в 1928 г. башкирами д.Таш-Кустьяново Имилеевской волости Пугачевского уезда Самарской губернии, с 1960 г. находится в составе поселка Центральная усадьба Зилаирского зерносовхоза Баймакского района, с 2007 г. поселок именуется как село Ургаза. См.: Маннапов М.М. Переселение башкир Самарской губернии на юго-восток Башкортостана в первой половине ХХ в. – Уфа: Гилем, 2008. – 200 с.

13. ПМА. 1995-2004 гг.: информатор Байрамов Шахидулла Хидиятович, 1928 г.р., с.Ургаза Баймакского района РБ.

14. ЦГИА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.14491а. Л.54; ПМА. 1995-2004 гг.

15. ГАСО. Ф.637. Оп.2. Д.1381. Л.120; ЦГИА РБ. Ф.И-295. Оп.9. Д.607. Л.54; ПМА. 1995-2004 гг.: Байрамов Ш.Х.; Асфандияров А.З., Асфандиярова К.М. Указ. соч. С.36.