Из истории духовной культуры староверов деревни Богачевка Баймакского района


Источник: М.Маннапов. Старообрядчество (о староверах д.Богачевка Баймакского района) // Истоки. – 16-31 мая 2002. – №10. – С.10.

Примечание: Печатается с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

С малых лет не обошли меня стороной разговоры о деревне Богачевка Баймакского района. Говорили, что там живут самые ярые староверы-кержаки и проезжим людям воды испить не дадут, а если и угощали, то из специальной посуды, которую после ухода  незнакомца выбрасывали. К этой мрачной характеристике добавляли, староверы – люди немногословные.

Летом 2000 года, во время прохождения этнографической практики, я побывал в этом населенном пункте. К сожалению, не нашел ни одного истинного старовера и вынужден был с этим смириться. Информант А.И.Трушин сообщил, «что таковых сподвижников старой веры почти не осталось. Вот человек помрет, придут сельчане, покрестятся и уйдут. Больше на водку смотрят, чем на веру предков».

Второй раз я столкнулся со старообрядцами в ходе изучения истории села Яковлевка Баймакского района, основателями которого являются мордва-староверы. Изучая историю родного села, я постепенно заинтересовался исследованием мордовского переселения в Башкирское Зауралье. В ходе сбора материала я обратил внимание на то, что многие опрашиваемые мной информаторы говорили не «старовер», а «сталовер». Слово «кержак», по словам информанта П.А.Горькова, впервые появилось в Сибири, где на правом берегу реки Кержа жили староверы и по ним всех сторонников Никона называют «кержаками». Староверы крестятся не как православные, щепотью, а двумя пальцами – указательным и средним. Когда крестятся, они должны касаться пальцами плеч, лба и груди так сильно, чтобы был слышен звук, а не так, как у православных, «мух гонят», то есть по воздуху. Информант Е.М.Горькова сообщает, что православная щепоть среди староверов называлась «щепотью табака». Имел название также и староверский крест – «Свята Троица». Информант А.Ф.Исаева сообщает, что старовер не будет совершать молебен, если рядом находится православный. Как только православный совершит свой религиозный обет и уйдет, начинает молиться старовер.

С собой староверы молиться брали «лествочку» – четки. Шили ее сами из материи, и была это очень кропотливой женской работой. Лествочка состояла из так называемых «бугорков», их число строго оnpeделено и каждый «бугорок» имеет свое значение. Для покойников шили лествочки из 10 «бугорков». Между «бугорками» имеются «пространства», которые также имеют свои названия. Так, если в процессе перебора четок попадается маленькое «пространство», старовер должен произнести слова «Господи Иисусе Христе» 20 раз, а если большое, то те же самые слова произносят 40 раз. Если попал «бубенчик», то читают «Большую молитву», а их насчитывается пять и каждая имеет свое название. Молитву читают три раза в день. Утреннюю молитву называют «часами». За обедом совершают молебен и 3 раза произносят Иисусову молитву.

У староверов шесть дней недели считаются рабочими, а седьмой день – выходной. Попа у них нет, а есть настоятель. Церкви тоже как таковой нет, а на молебны ходят в молельный дом. У староверов Богачевки имелось священное место под названием Крестова гора, где в засуху испрашивали дождя у Бога. Восхождение на гору сопровождалось чтением божественных молитв. И поныне на данной горе стоит дубовый крест. У староверов Яковлевки священным считалось озеро, вокруг которого они поселились.

После замужества девушка носила две косы и «волосник». Волосник – это чепчик, который надевался на волосы и закреплялся шпильками под платком. Девушка была обязана его носить на людях. Замуж выходили только за староверов. На моленье ходили в сарафанах и в «рукавах». Рукава – это короткая блузка, которая из-за экономии шилась короткой, так как ее все равно не было видно под сарафаном. Платок должен быть обязательно на булавке. Варежки вязали с рисунками разных цветов, с бубенчиками.

Как я уже отметил, девушки выдаются замуж только за староверов. О связях Яковлевки и Богачевки говорит тот факт, что в Яковлевке в конце 1920-х годов был поп-мормон. А мормоны появились в Богачевке и отличались от всех остальных староверов деревни тем, что стригли волосы под горшок и бороду не брили.

Молодые люди должны были кланяться и снимать шапку перед пожилыми в знак уважения. Вместо слова «спасибо» говорили «Спаси Христос».

Из повседневной пищи староверов можно назвать борщ и лапшу. Среди староверов самой хорошей пищей считаются пельмени, а запретным мясом – конина.

Раньше чужак из ведра попьет – уже грех. Проезжий должен был иметь свою посуду или староверы при себе держали специальные блюда. Старовер, идя в гости, брал с собой ложку, кружку, чашку, дабы не конфузить себя и не вынуждать хозяина впоследствии выбрасывать посуду. Большим грехом считается у староверов фотографирование, но иногда приходится это делать при получении паспорта и в случае другой крайней нужды.

Человека, который уже при смерти, староверы кладут на пол, а иногда умирающий сам об этом просит. Опишу предпохоронный процесс. Умершего человека омывают. При этом староверы считают, что человека режет смерть и по ту сторону течет его невидимая кровь, которую нужно смывать. В этом заключается смысл обмывания покойника. Далее на покойника надевают новую одежду, затем умершего заворачивают в саван из белого коленкора. В былые времен саван назывался иначе – «сауна». Предназначение сауны – это предохранение покойника от нечистых духов. Затем тело кладут в гроб и рядом укладывают лествочку, рукописание, платочек и венчик на лоб. Рукописание нужно для покойника, чтобы тот шел к Богу. Рукописание – это типа заветов предков. На венчике имеются рисунки ангелов с Иисусом и молитвы. При отпевании поют «Отче наш», «Богородица» и «За упокой». Когда несут на кладбище, поют молитву.

На кладбище не положено было открывать лицо покойника. А если вдруг надо было открыть, то по веским причинам. Гроб не забивают, а только немного наживляют гвоздями. При предании покойного земле участники похоронного процесса совершают три поклона и читают молитву «Вечная память». Могилу копают 2×3 м. Раньше оградки к могиле ставить было запрещено, а сегодня они есть.

В годы советской власти староверов сильно притесняли, и они, помня об этом, не любят обращать на себя внимания. Поэтому говорить, что последователей старой веры в Богачевке нет, рано. Время покажет.