«Стихи его были прелестны...» (Заки Валиди и Дэрдменд)


Источник: М.С.Шарипов. «Стихи его были прелестны...» (Заки Валиди и Дэрдменд) // История и культура народов Евразии: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения видного ученого-тюрколога и общественного деятеля Ахмет-Заки Валиди Тогана (21 мая 2010 г., г. Стамбул). Часть 1. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. – 212 с. – С.196 – 201.

Примечание: Печатается на историко-краеведческом портале Ургаза.ру с целью популяризации научных исследований по юго-востоку Башкортостана.

 

Заки Валиди и Дэрдменд – выдающиеся представители башкирского и татарского народов – были духовно близки друг другу, и эту близость, родственность душ они чувствовали всякий раз, когда судьба сближала их на жизненном пути.

Как известно, 1908 г. стал для юного Заки Валиди определяющим. Он, вопреки воле родных, видевших его муллой, мударисом в родной деревне, оставляет родительский дом и уезжает в Оренбург, где поступает учиться в медресе «Хусаиния» – одно из знаменитейших в то время мусульманских учебных заведений Волго-Уральского региона, стоявшее по уровню преподавания наряду с такими известными медресе, как «Ишбуби», «Галия» «Мухаммадия».

Позже Заки Валиди напишет об этом периоде жизни: «В этом году в Оренбурге стал выходить журнал «Шура» под руководством выдающегося учёного Ризаэтдина Фахретдина. Я посетил и дом поэта Закира Рамиева, субсидировавшего издание журнала «Шура». С ним я познакомился ещё на золотом прииске «Султан», что находится на восточном склоне Ирендыкских гор, когда мы направлялись вместе с отцом в Троицк. Стихи его были прелестны, он прекрасно знал чагатайскую литературу».

«Воспоминания» уже зрелого Заки Валиди свидетельствуют о том, что он на всю жизнь сохранил в памяти яркие впечатления, интересные детали от встреч с великими фигурами своего времени. Габдулла Тукай, Галимджан Ибрагимов, Фатих Карими, Садри Максуда, Фатих Амирхан. К этой же когорте татарской интеллигенции относится и Закир Рамиев – Дэрдменд.

Уровень культурного развития нации определяется выдающимися личностями – теми, кто в определенный момент истории даёт духовный толчок к прогрессу народа. Начало XX в. – это период духовного возрождения татар и башкир, у истоков которого стояли молодая национальная буржуазия, реформаторское духовенство и демократическая интеллигенция. Дэрдменда, как и Заки Валиди, несомненно, можно поставить во главе списка тех общественных деятелей, которые много сделали для возрождения национального самосознания своего народа.

Судьба Дэрдменда, впрочем, как и жизненный путь самого Заки Валиди, была уникальна. Феномен этой личности вызывал восхищение у национальной молодежи начала XX в. И сегодня, спустя столетие, жизненный путь и деяния этого человека интересны всем, кто неравнодушен к истории и культуре своего народа. Этот интерес возрос и благодаря тем крупномасштабным мероприятиям, посвященным жизни и творчеству Дэрдменда, которые были организованы в течение последних десяти лет в Башкортостане и Татарстане Тюркским национально-просветительским центром «Рамазан» (г.Уфа).

23 ноября 2009 г. исполнилось 150 лет со дня рождения Дэрдменда (Закира Рамиева), классика татарской литературы, поэта-философа, знаменитого промышленника России, известного мецената, который родился в 1859 г. в с.Зирган (ныне Мелеузовский район РБ). Издатель газеты «Вакыт», энциклопедического журнала «Шура», меценат №1 среди татар и башкир начала XX в., депутат 1-ой Государственной Думы дореволюционной России, владелец десятков золотых приисков, соучредитель множества благотворительных обществ начала XX в., истинный патриот своей Отчизны и родного края, Дэрдменд в советское время был незаслуженно предан забвению и упоминался лишь только как «крупный национальный буржуа», «буржуазный поэт».

А начало «золотой империи» Рамиевых, ставшей впоследствии источником их выдающейся просветительской и благотворительной деятельности, было заложено в далёком XIX в. отцом будущего поэта. В 1862 г. Мухаммедсадык Рамиев, потомок булгарских мурз, посадив в телегу жену Ханифу, сыновей Мухаммедшакира и Мухаммедзакира, отправился в сторону нынешнего Баймака, в татарскую деревню Юлык, где купил себе дом и небольшой мыловаренный завод, наладил кожевенное производство. Однако не для того он сорвал семью с насиженного места, из родного Зиргана, чтобы варить в Юлыке мыло и выделывать кожу. «Золотая лихорадка», захватившая в те годы многих предприимчивых людей, не обошла стороной и этого человека. В 1869 г. Мухаммедсадык приобретает свой первый прииск в 80 километрах от деревни Юлык на восточных отрогах Ирендыка, близ деревни Ишберды, а затем ежегодно открывает несколько новых приисков, закрывает старые, не жалея ни сил, ни денег на поиски новых залежей золота. Судя по официальным источникам, Мухаммедсадык Рамиев, а затем и его сыновья владели более чем 20-ю приисками. В архиве Геологического управления РБ хранятся журналы Рамиевых с регистрацией месячного и годового объемов сдачи золота государству. По некоторым неофициальным данным, в местах, где промышляли Рамиевы, Россией было добыто более 40 тонн золота, на долю же Рамиевых приходилось около 5-ти тонн.

Братья Рамиевы были крупнейшими золотопромышленниками на Урале. Но если бы их интересы ограничивались, лишь этой, вполне прозаичной сферой деятельности, мир забыл бы о них, как о сотнях и тысячах других, весьма крупных фабрикантов, промышленников. Крупнейшие меценаты своего времени, Шакир и Закир Рамиевы, построили на собственные средства десятки школ, больниц, медресе, мечетей, являлись соучредителями многочисленных благотворительных фондов. По велению сердца братья Рамиевы помогали талантливым представителям татарской и башкирской молодёжи получить достойное образование, в том числе и за рубежом. Не обошла стороной помощь Рамиевых и будущего вождя башкирского народа. Заки Валиди так описывает свою вторую встречу с Закиром Рамиевым, которая произошла во время его обучения в медресе «Хусаиния» в Оренбурге: «В этом году на обложке журнала «Шура» было напечатано стихотворение Алишера Навои. Я сказал Закир-бею о том, как хороша эта поэтическая выдержка, и прочитал наизусть ещё кое-что из Навои, оставшееся у меня в памяти. Он тут же записал эти стихи в свою тетрадь. Кстати, я прочитал также стихи Навои, которые мне самому очень нравились. Закир Рамиев, бесспорно, понял, что смысл стихотворения весьма соответствует моему состоянию и настроению. Я рассказал ему о своем желании отправиться в Казань и поступить там, в школу по подготовке учителей русского языка для инородческих школ. Он одобрил мое намерение. Я не стал ему объяснять свое жалкое материальное положение. Тем не менее, он предложил мне встретиться с редактором газеты «Вакыт» Яруллой Валиевым. На другой день тот вручил мне от имени Закир-бея 50 рублей».

Братьев Рамиевых рано начинают занимать проблемы духовного возрождения нации, ее просвещения. Они мечтают о профессиональной татарской литературе, собственной газете, об открытии в столице Оренбургского края мусульманского медресе. В Стамбуле, где будущий поэт в течение двух лет изучает турецкий язык и литературу, а также восточную классику и философию, он активно интересуется вопросами книгоиздательства, организацией периодической печати, а в письме Шакира из России содержатся просьбы о закупке учебной и художественной литературы, типографского оборудования. Братья Рамиевы неоднократно пытались учредить собственную газету. Но царские чиновники не желали предоставлять татарам Волго-Уральского региона такую возможность. Лишь революция 1905 г., всколыхнувшая Россию, заставила правительство пересмотреть свои взгляды на духовные потребности народов России, и среди издательств и периодических изданий разных направлений впервые за тысячелетнюю историю России возникло «инородческое». Татарские газеты и журналы, книжные издательства, типографии оказались самым заметным явлением национально-культурного возрождения российских народов. Рамиевы наконец добиваются разрешения на открытие татарской газеты, которая под названием «Вакыт» («Время») с 21 февраля 1906 г. начинает выходить в Оренбурге. Её редактором становится один из пионеров татарского книгопечатания в Оренбурге писатель Фатах Карими. А 10 января 1908 г. выходит в свет первый номер основанного Рамиевыми общественно-политического журнала «Шура» («Совет»), бессменным редактором которого становится видный религиозный деятель, талантливый ученый и беллетрист Ризаэтдин Фахретдин. Оба издания сразу же превратились в своеобразный центр притяжения не только татарской творческой интеллигенции, но и представителей тюркской молодёжи. Отсутствие какого-либо диктата со стороны хозяев, неукоснительное следование девизу: «Служить делу ещё большего распространения среди мусульман научных знаний и просвещения», а также щедрое материальное вознаграждение, которое Рамиевы платили журналистам, – всё это способствовало успеху газеты и журнала. «Вакыт» и «Шура» много внимания уделяли проблемам образования, языка и литературы, культуры, поддерживали развитие национального театра и музыки, последовательно защищали обучение в государственных школах. «Вакыт» и «Шура» читали не только татары и башкиры, но и другие тюркоязычные народы, например, узбеки, казахи.

В типографии братьев Рамиевых «Вакыт» печатали сочинения Ризы Фахретдина Шарифа Камала, Галимджана Ибрагимова, турка Ахмета Мидхатова, англичанина Конана Дойля, русского Леонида Андреева. Уважаемым автором был и Заки Валиди. Так, описывая период пребывания в Казани, З.Валиди отмечает: «В том году я перевёл с русского языка статью Ашмарина «Татарская литература», напечатанную в журнале министерства просвещения. Позднее эта статья была выпущена отдельной брошюрой оренбургской типографией «Вакыт» («Время»). Вспоминая эти годы активной научно-изыскательской деятельности в области литературы тюркских и монгольских народов, З.Валиди пишет: «В результате таких исследований было написано одно из первых моих сочинений под названием «Народные песенные четверостишия у тюркских племён». Спустя год я опубликовал свое исследование в журнале «Шура». Профессор Катанов был очень доволен этой моей статьёй». О том, что З.Валиди активно печатался в рамиевских изданиях, свидетельствуют также его следующие слова: «Я работал над циклом статей «Бурзянские башкиры», предназначенным для журнала «Шура». Они были напечатаны в четырёх номерах (19-22) этого журнала в 1913 г. Я писал о том, что хранителями древнейших образцов тюркской духовной культуры являются бурзянские башкиры. Все эти мысли я и отразил в своих заметках, которые оставили у просвещённых башкирских читателей весьма благоприятное впечатление. Хабибулла Абит и Сабирьян Курмаш, принявшие позже, в 1917 г., деятельное участие в башкирском национальном движении, поместили в том же журнале «Шура» (23-24 номера) свои статьи, написанные под воздействием моих заметок. Получил я также письма от многих людей. Влияние этих статей проявилось четыре года спустя, когда началось башкирское политическое движение». В главе «Пятнадцатимесячное сотрудничество с советами» первого тома «Воспоминаний» есть раздел «Учёный Риза Фахретдинов, поэт Закир Рамиев», где З.Валиди с волнением описывает последнюю встречу с Дэрдмендом: «В этот свой приезд я встречался со знаменитым учёным восточных тюрков Ризаэтдином Фахретдином и великим поэтом Закиром Рамиевым, который жил раньше в Орске. Закир-бей был болен, лежал на диване, и подушка под его головой оказалась плохонькой. Он сказал, что по утраченному богатству не горюет, но тревожится за судьбу своего народа. Я сказал ему, что дал хазрету Ризаэтдину некоторую сумму золотых и бумажных денег, и, если поэт позволит, хотел бы оказать посильную помощь и ему».

Воспитанный по канонам тюркской народной морали и исламской этики, Заки Валиди умел быть благодарным и сам стремился помогать людям. Ведь в трудные моменты жизни сам он не раз получал материальную поддержку со стороны окружавших его людей разных национальностей, в том числе, как он пишет в «Воспоминаниях», от татарских купцов. В предисловии к «Воспоминаниям» Заки Валиди отмечает: «публикацию удалось осуществить с помощью одного из моих земляков. В свое время он окончил лицей, преуспел в делах накопления капитала, имел не только возможность, но и желание помочь прессе, однако не пожелал, чтобы его имя было упомянуто в этом предисловии». Не будем гадать о причинах нежелания благотворителя назвать своё имя, но здесь невольно вспоминаешь Дэрдменда, который также никогда не занимался саморекламой Не вёл дневник-отчёт по своей меценатской деятельности. Некоторые современные историки утверждают, со слов свидетелей тех событий, а также опираясь на обрывки некоторых документов, о помощи Дэрдменда в создании Башкирского правительства, о выделении им золота З.Валиди для покупки оружия для создаваемой в то время Башкирской армии. Эти свидетельства требуют отдельного изучения и документального подтверждения. Позже, в годы репрессий, следователи НКВД обвиняли многих татар и башкир, в том числе Заки Валиди и Закира Рамиева, в пантюркизме, в панисламизме. Сын Дэрдменда Искандер Рамиев, арестованный в З0-е годы по ложному обвинению, был репрессирован и расстрелян. В душах многих Рамиевых на долгие годы поселился страх. Но всего этого уже не увидел поэт, назвавший смертью страсть людей, сошедшихся в классовых боях революции под знаменем великого отречения и лютой ненависти. Великий поэт и миллионер начала века, мечтавший не о бешеных прибылях и о саморекламе, а об открытии национальных газет и школ, расцвете искусства, осенью 1921 г., после поездки в Оренбург на похороны умершей от тифа старшей дочери Уммагульсум, от пережитого горя и осеннего холода заболевает и через неделю покидает этот мир.

 

Использованная литература:

1. Дэрдменд. Стихи / Пер. с татар. / Дэрдменд. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1970. – 95 с.

2. Заки Валиди Тоган. Воспоминания. В 2-х томах: Т.1 / Заки Валиди Тоган. – Уфа: Китап, 1994. – 400 с.

3. Госманов М.Г., Мэрданов Р.Ф. «Шура» журналынын библиографик курсэткече. – Казан: Милли китап, 2000. – 264 б.