Приоритетные направления активизации развития малого предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности Зауралья Республики Башкортостан


Источник: В.Я.Ахметов, Р.З.Ярмухаметов, Н.Х.Фатхуллина, Ф.В.Матинова, Н.Т.Янтилина. Приоритетные направления активизации развития малого предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности Зауралья Республики Башкортостан // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). М., 2016. №3. С.15-20.

Примечание: Печатается с разрешения одного из авторов статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.


Несмотря на то, что в целом Республика Башкортостан считается одним из ведущих регионов России, к категории депрессивных и дотационных относятся все его юго-восточные районы (Баймакский, Хайбуллинский, Зилаирский, Абзелиловский, Зианчуринский, Бурзянский, Учалинский) – так называемое Башкирское Зауралье.

Для вывода экономики этого субрегиона из кризиса при участии авторов данной статьи в 2010 г. была разработана «Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.02.2011 г. №38 [7].

Однако если к настоящему времени подвести определенные итоги выполнения вышеприведенной программы, то сейчас по данным Аппарата Правительства РБ, Башкортостанстата, Администраций муниципальных образований РБ можно констатировать, что многое из запланированного в ней, в силу многих объективных и субъективных причин, увы, не выполнено.

Социально-экономическая ситуация в районах Зауралья РБ остается критической из-за массового банкротства предприятий, высокого уровня безработицы, бедности, алкоголизации населения, роста количества суицидов. Моноструктурная экономика субрегиона до сих пор имеет ярко выраженную сырьевую направленность, слабо развиваются глубокая переработка леса, сельскохозяйственной продукции, малый и средний бизнес. Главной же проблемой данного субрегиона, как и многих периферийных сельских территорий нашей страны, является то, что подавляющая часть молодых, энергичных людей уезжает в другие города и регионы России. Например, за один только 2012 г. миграционная убыль населения здесь составила 3321 чел., в 2011 г. – 2691 чел. И это только официальная статистика [4].

Учитывая то обстоятельство, что практика директивной поддержки крупных предприятий субрегиона за счет средств федерального и республиканского бюджетов не всегда дает ожидаемые результаты, 22 августа 2015 г. Главой и Правительством Республики Башкортостан было принято решение доработать эту программу и продлить ее действие до 2020 г. В ней должны найти отражение дополнительные направления занятости и источники доходов населения, оптимальные организационно-экономические решения, которые, через механизм мультипликации, сыграли бы роль локомотива в выводе экономики Башкирского Зауралья на путь стабильного и устойчивого развития, способствовали бы диверсификации, определенной самоорганизации экономики субрегиона, более рациональному использованию его природных ресурсов и человеческого потенциала.

Так как только за счет государственных преференций полноценная реализация многих запланированных бизнес-проектов в Зауралье РБ невозможна, в новой редакции программы обязательно должны найти место вопросы активизации развития малого предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности субрегиона для частных инвесторов.

Основными проблемами, сдерживающими развитие малого бизнеса в исследуемых юго-восточных районах РБ до уровня, необходимого для существенного повышения вклада сектора малого предпринимательства в социально-экономические показатели муниципальных образований и активного включения предпринимательских структур в решение проблем развития территорий, являются:

– недостаточное, по международным нормативам, количество субъектов ма- лого предпринимательства (далее – СМП) для создания нормальной конкурентной среды в большинстве муниципальных образований, за исключением г.Сибай и Абзелиловского района. На остальных территориях число функционирующих СМП находится в пределах 60-70 % от необходимого количества для начала процесса саморазвития без существенной государственной поддержки;

– несовершенство предпринимательского климата потребностям малого бизнеса, в частности, параметров налогообложения; величины тарифов на подключение к электросетям и ставки арендной платы за производственные помещения;

– отсутствие целевых программ по формированию кластеров в муниципальных образованиях Зауралья и несформированность кластерной структуры экономики, в рамках которой могло бы активизироваться развитие малых предприятий во взаимодействии с крупными и средними на своих и соседних территориях.

Поэтому сейчас необходимо формирование доступной инфраструктуры поддержки малого бизнеса для улучшения предпринимательского климата и повышения инвестиционной привлекательности Зауралья РБ.

Как нам представляется, для этого необходимо поэтапное выполнение следующего комплекса мероприятий:

1. Для выявления реальных проблем и перспектив развития малого бизнеса в городах и районах целесообразно проведение опроса и анкетирования предпринимателей, различных возрастных и профессиональных групп населения, в том числе через интернет-сайты городов и районов. Это позволит устранить односторонний взгляд на программные мероприятия по развитию бизнеса в субрегионе и наладить диалог между предпринимательским сообществом, населением и органами власти.

2. Кроме муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства необходима разработка (в развитие федеральных и региональных программ) отдельной субрегиональной «Среднесрочной концепции развития малого предпринимательства Зауралья РБ на 2015-2020 годы». Для этого целесообразно создать в каждом муниципальном районе рабочие группы, в которую бы входили члены Координационных советов по развитию малого бизнеса, представители администрации городов и районов, союзов предпринимателей городов и районов, бизнес-инкубаторов, научных и образовательных учреждений (ВУЗов, Академии наук РБ). В структуре данной концепции обязательно надо предусмотреть роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства, вопросы их финансово-кредитной поддержки и страхования, устранения административных барьеров в их регистрации и деятельности.

3. Отдельное внимание должно быть уделено развитию молодежного предпринимательства и его селективной поддержке, в том числе грантовой. Грантовая конкурсная поддержка может осуществляться не только за счет бюджетных средств, но и за счет заинтересованных представителей бизнес-сообщества. Развитие молодежного предпринимательства должно стать одним из приоритетных направлений отделов по работе с молодежью муниципальных образований.

4. Необходимо организовать обучение, консультирование начинающих предпринимателей на базе бизнес-инкубаторов, ВУЗов, ССУЗов и создание в дальнейшем сети Бизнес-школ в городах и районах Зауралья РБ для активизации предпринимательства, в том числе среди молодежи. Бизнес-школы позволят привлекать в качестве лекторов успешных предпринимателей, бизнес-тренеров, в том числе, из других регионов. Например, на базе Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета и территориального бизнес-инкубатора МУП УК «Деловой мир Зауралья» в г.Сибай в перспективе возможна организация различных краткосрочных курсов для предпринимателей, предоставление консалтинговых услуг, связанных с ведением бухгалтерского и налогового учета, а также составлением статистической отчетности.

5. Необходимо проведение ежегодных «Недель предпринимательства», городских, районных, региональных конкурсов бизнес-идей и бизнес-проектов, привлекая частных потенциальных заинтересованных инвесторов в рамках организуемых в республике различных Инвестиционных форумов. Эти конкурсы могут послужить базой для формирования банка бизнес-проектов, адаптированных к условиям городов и районов, конкретных населенных пунктов Зауралья РБ. При этом необходимо предусмотреть сохранение авторских прав на объекты интеллектуальной собственности, помощь в доведении бизнес-идей до реализации.

6. Для информационной поддержки развития предпринимательства должны быть отдельные передачи на местном телевидении, радио, посвященных развитию малого бизнеса в приоритетных для субрегиона направлениях (туризм, агробизнес, народные промыслы и ремесла и т.п.). Назрел вопрос выпуска бизнес-газет или/и бизнес-журналов, буклетов, публикация статей в местной прессе о предпринимательстве в отдельных городах и районах. Также целесообразно создание отдельного сайта или обогащение сайта территориального бизнес-инкубатора информацией о проблемах, перспективах предпринимательства в городах и регионе бизнес-идеями, методической помощью предпринимателям, базой данных начинающих предпринимателей.

7. Необходим постоянный мониторинг и критический анализ динамики увеличения доли малого предпринимательства в бюджетах муниципалитетов и сопоставление с выделяемыми денежными средствами, эффективностью их использования, количеством созданных предприятий в отраслевом разрезе и рабочих мест.

8. Целесообразно активное использование инструментария территориального маркетинга и брендинга для улучшения имиджа городов и районов для их позиционирования как территорий, благоприятных для развития предпринимательства, что будет способствовать повышению их инвестиционной привлекательности. В этом плане активно надо практиковать бенчмаркинг, опыт других регионов, выезды предпринимателей городов и районов для освоения опыта развития предпринимательства и улучшения инвестиционного климата других муниципальных образований и регионов.

9. Необходимо проведение «мозговых штурмов» среди предпринимателей и студентов, молодежи города по поиску и выявлению приоритетных для Башкирского Зауралья направлений малого бизнеса в отраслевом разрезе применительно к конкретным населенным пунктам и территориям.

В настоящее время из запланированных мероприятий «Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы» не реализованными, но еще имеющими хорошие перспективы заполнить относительно пустующие рыночные ниши в субрегионе являются:

1) Организация производства и реализации экологически чистой национальной этнопродукции (талкан, курут, буза, кумыс, башкирский мед и др.) премиум-класса.

2) Организация сети кондитерских предприятий и фаст-фудов под единым брендом «Башкирская кухня». На принципах франчайзинга возможно тиражирование башкирских национальных продуктов и технологии их производства по всему миру. Необходимо предварительное закрепление брендов и авторских прав на названия блюд и технологии их изготовления в Роспатенте.

3) Создание кожевенного производства по централизованному сбору кожевенного сырья и производству изделий из натуральной кожи.

4) Организация сети этно- и агродеревень в Башкирском Зауралье для развития этнографического, сельского, историко-ландшафтного, экологического и других видов туризма. В этнодеревнях могут быть построены музеи, цеха для развития народных промыслов и ремесел, ипподромы, поля для соревнований по национальным видам спорта. Должна быть организована продажа сувенирной продукции, фотографирование в национальных одеждах и другие услуги [3].

5) Создание сети предприятий по изготовлению сувенирной и подарочной продукции из природных материалов (яшмы, дерева и т.д.), музыкальных этноинструментов (курая, кубыза), юрт, национальной одежды, несущих в себе народные традиции. Как нам представляется, весьма перспективно рассмотреть развитие дилерской сети предприятий народных промыслов и ремесел по типу франчайзинга. Это приведет к образованию цельной региональной сети предприятий, объединенных общей стратегией развития и соблюдающих единые стандарты качества, технологии производства, ассортимента изделий.

В заключение хочется отметить, что необходимо уделить отдельное внимание перспективам организации малых предприятий при ВУЗах и ССУЗах или с их участием.

Использования научного потенциала научно-образовательных учреждений будет способствовать более эффективной коммерциализации бизнес-проектов.

Как нам представляется, Сибайский институт (филиал) Башгосуниверситета, в частности, его экономический и технологический факультеты, могут сейчас стать своеобразными центрами развития молодежного предпринимательства в Башкирском Зауралье, которые должны тесно взаимодействовать с территориальным бизнес-инкубатором – МУП УК «Деловой центр Зауралья», ССУЗами (Сибайский многопрофильный колледж, Сибайский колледж строительства и сервиса и др.), предпринимательским сообществом.

Для активизации молодежного бизнеса в субрегионе возможно проведение на базе СИ БашГУ, ССУЗов, а также в выездом в районы, краткосрочных курсов, тренингов по различным направлениям малого бизнеса, способствующим развитию предпринимательской и финансовой грамотности населения: основы организации собственного дела; бизнес-планирование; агробизнес; пчеловодство; садоводство; технологии производства и реализации этнопродуктов (кумыс, курут, казы, буза, талкан, башкирский мед и др.); основы агро- и этнотуризма; организация различных видов кооперативов (сбытовых, кредитных, сервисных, производственных и др.); производство изделий народных промыслов и ремесел (войлоковяляние, изготовление изделий из дерева, сувенирной продукции из яшмы и т.п.). Проведение обучающих курсов будет способствовать не только росту занятости молодежи, но и сохранению, возрождению исчезающих традиций производства изделий народных промыслов и ремесел.

По опыту других университетов на базе СИ БашГУ необходима разработка и реализация проекта «Школа молодого предпринимателя», которая должна предназначаться для выявления в молодежной среде лиц, способных на основе имеющихся знаний сформировать реальный личностный потенциал для успешной самореализации в предпринимательской деятельности.

Кроме того, Сибайский институт (филиал) Башгосуниверситета может стать Центром этнобизнеса (этнопредпринимательства) региона, являющейся одной из перспективных сфер этноэкономики регионов, так как оно способствует росту занятости, доходов населения, сохранению сел и деревень, уникальных технологий производства национальной продукции, традиций и обычаев народов.

Популярность этнотуризма, этнопродукции как экологически чистой, этноресторанов, изделий ручной работы, этномоды, этнодизайна, этномузыки в последние годы свидетельствуют о больших перспективах этнобизнеса как в нашей стране, так и за рубежом [1].

Данная проблематика становится еще более актуальной в связи с вступлением России в ВТО, активизацией международных торгово-экономических и культурных связей между странами.

Таким образом, активизация развития малого предпринимательства может сыграть одну из ключевых ролей в выводе решении многих проблем депрессивных территорий Республики Башкортостан и способствовать повышению их инвестиционной привлекательности.


Библиографический список:

1. Ахметов В.Я., Бердникова Г.И., Шагибалова Г.И. Этноэкономика и сельское развитие: опыт локального исследования в этнически однородном территориальном сообществе // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 29 (164).

2. Ахметов В.Я., Барлыбаев А.А., Насыров Г.М. Туризм как фактор диверсификации сельской экономики // Проблемы прогнозирования. 2009. №6. (117).

3. Ахметов В.Я., Барлыбаев У.А., Фатхуллина Н.Х., Хайруллин И.Р. Роль кооперации субъектов турбизнеса в создании туристско-рекреационного кластера на муниципальном уровне (на примере Бурзянского района Республики Башкортостан) // Научное обозрение. 2014. №11.

4. Выступление заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан – Руководителя Аппарата Правительства Республики Башкортостан И.А. Тажитдинова на совещании по вопросам реализации Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы // http://prt.pravitelstvorb.ru.

5. Министерство экономического развития Республики Башкортостан. Внесение изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2013-2018 гг.» // http://minecon.bashkortostan.ru.

6. Моджина Н.В. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан // Молодой ученый. 2014. №20.

7. Среднесрочная комплексная программа экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы (выдержка). Утверждено Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 февраля 2011 г. №38. Уфа, 2011. // http://www.tukaeva.ru.