Туризм как один из факторов повышения конкурентоспособности Башкирского Зауралья


      Источник: В.Я.Ахметов. Туризм как один из факторов повышения конкурентоспособности Башкирского Зауралья // Социально-экономические проблемы Уральского региона Республики Башкортостан: республиканская научно-практическая конференция (26 сентября 2008 г.). В 2-х ч. Ч.1. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. – 212 с. – С.75 – 81.

       Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

Туризм может рассматриваться как одна из перспективных «точек роста» повышения конкурентоспособности экономики Республики Башкортостан, в том числе районов Башкирского Зауралья.

Во всем мире туризм является высокодоходной отраслью, занимая третье место после торговли нефтью и оружием в экономически развитых странах. На долю туризма приходится свыше 10% мирового валового продукта, каждое двадцатое рабочее место, 10% суммарных налоговых поступлений в мировую экономику. Доходность туризма в мире растет быстрее, чем число туристов и число прибытий. Каждый клиент туристской фирмы в 1990-е гг. принес ей доход в 7,5 раза больше, чем 40 лет назад. Доля туризма в ВВП составляет (в %): в Австрии – 8,5, Португалии – 6,5, Испании – 4,2, Греции – 4,5, Великобритании – 1,9, ФРГ – 0,9, США – 1,0. Доля туризма в конечном потреблении представлена еще больше (в %): Австрия – 8,9, Норвегия – 6,7, Швейцария – 5,6, Дания – 5,4, США – 3,2. Доля туризма в импорте составляет (в %): в Австрии – 10,7, Исландии – 11, Швеции – 7,2, Швейцарии – 7,0, Новой Зеландии – 9. Ни в одной из экономически развитых стран она не опускается ниже 6%. В России доля туризма в ВВП составляет всего 1%.

Интересен феномен Турции, которая из отсталой аграрной страны всего за тридцать лет превратилась в высокоразвитую туристскую державу.

Каждый турист обеспечивает рабочими местами от 10 до 20 человек в обслуживающих сферах: в гостиничном бизнесе, сфере питания, производстве сувениров, индустрии развлечений. Туризм выступает каналом перераспределения валового национального продукта между регионами. Кроме того, он выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.

Многие страны мира создают особо благоприятные условия для развития туризма: снижают налоги, создают свободные экономические зоны, упрощают визовые формальности, реализуют крупные национальные и интернациональные проекты. Используются, таким образом, в основном методы экономического стимулирования развития туризма в расчете на будущие поступления, которые ввиду высокой доходности туризма дадут этим странам гораздо более высокий доход, нежели затраты. Состояние национального туризма является одним из индикаторов качества жизни населения страны.

Несмотря на огромный природно-рекреационный потенциал, темп роста туризма в районах Башкирского Зауралья сравнительно невысокий. Низкая привлекательность региона для российских и иностранных туристов связана со слабым развитием туристской инфраструктуры, высокими ценами по сравнению с качеством предоставляемых услуг, недостаточной информацией о рекреационных возможностях и достопримечательности региона.

Сегодня западный турист уже пересытился «пляжным» туризмом. Цивилизованный человек стремится посмотреть мир, тянется к дикой природе, самобытной культуре различных народов (хотя в то же время требуются высокий сервис и уровень обслуживания). Башкирский Южный Урал в этом отношении очень привлекателен, поскольку имеет живописную природу, природные и исторические памятники является колыбелью башкирского народа, кладезем его самобытной культуры. Только здесь во всей первозданности сохранились исконные традиции народа, местный уклад жизни.

В нашем регионе неплохие перспективы имеют аграрный, экол-гический, горнолыжный, оздоровительный, рыболовный, историко-ландшафтный, деловой, научный, конно-верховой, пешеходный туризм.

Агротуризм может рассматриваться как одно из направлений диверсификации экономики села. Это наиболее перспективный и доступный вид туризма.

Новый клиент туриндустрии – это человек, живущий в жестком временном графике, мобильный, информированный, но значительную часть своего времени ограниченный «нездоровым» урбанистическим пространством и условиями современного города. У него превалирует установка на «экологичность» во всем – месте проживания, питании, досуге; индивидуальный стиль времяпрепровождения, автономность. Специфика образа жизни клиента и его новая психологическая ориентация требуют нового подхода к организации отдыха и досуга, новой концепции и нового наполнения турпродукта. Происходит переход от модели «Море – Солнце – Пляж» к модели «Знания – Ландшафт – Досуг». Агротуризм сейчас переживает настоящий бум в Европе, уставшей от собственной урбанистической цивилизации, В некоторых регионах Северной Европы эта сфера дает от 40 до 60% работающих в местной экономике. Впрочем, отмечают эксперты, сельский туризм нельзя назвать сверхприбыльным бизнесом – скорее, это способ уменьшить социальную напряженность и позволить сельчанам обеспечить себе достойную жизнь и снизить уровень бедности. То есть сельский туризм – это один из эффективных видов туристской деятельности с отчетливо выраженным социально-экономическим эффектом. Одной из причин развития агротуризма в Европе явилось также снижение конкурентоспособности основной сельскохозяйственной продукции на международном рынке и необходимость реструктуризации сельского хозяйства с целью повышения его эффективности, что неизбежно ведет к сокращению числа занятых в основном производстве и ставит проблему создания рабочих мест на селе.

В настоящее время на территории Бурзянского и Белорецкого районов функционирует ряд агротуристических хозяйств. Обслуживание туристов, исходя из проведенного нами опроса, приносит селянам до 50% семейного дохода. Потенциал же намного больше. Например, предоставив 5 мест проживания в неделю одно хозяйство за 3 месяца (июнь, июль, август) может получить свыше 135000 рублей дохода (питание и проживание на одного туриста в сутки – 300 рублей).

Сельский туризм может существенно улучшить инфраструктуру нашей деревни, привлечь туда дополнительные средства из города создать новые рабочие места и послужить стимулом для налаживания экологически приемлемой индустрии отдыха для самих сельских жителей.

 Наиболее предпочтительным в настоящее время является ориентация башкирских деревень в районах «Золотого кольца РБ» на обслуживание туристов. Там следует воссоздать и развивать бортничество, коневодство, скотоводства, традиционные способы земледелия животноводства, рыбоводство и рыболовство, народные промыслы ремесла, башкирскую национальную культуру, производство экопродукции.

 Одним из перспективных направлений туризма также является горнолыжный. Его развитию в Уральском регионе республики благоприятствует ряд факторов. Среди них: возрастающий спрос на горнолыжные услуги; высокая доходность горнолыжного туризма; длительная зима (5-6 месяцев) по сравнению с коротким летом (2-2,5 месяца); относительно спокойная с точки зрения террористических угроз обстановка в регионе по сравнению с регионами российского Кавказа; хороший перепад высот (300 м) и протяженность трасс (1500 м) по сравнению с горнолыжными центрами Санкт-Петербурга (70-110 м и 500 м соответственно).

 К факторам, препятствующим развитию данного вида туризма, можно отнести неразвитость инфраструктуры – дорог, отелей, кемпингов, общепита. Здесь возникает необходимость в осуществлении территориального маркетинга, т.е. комплекса мер по повышению инвестиционной привлекательности региона. Учитывая относительную дороговизну классического горнолыжного туризма, надо к его развитию подходить комплексно и поэтапно.

 Применительно к конкретной рекреации Уральского региона РБ следует отметить, что основной задачей является восстановление на должном уровне бассейнов рек Белая, Урал, Сакмара, Таналык, Туяляс, Кизил и др., а также многочисленных озер. Необходимо создание каскада специализированных на определенных видах рыб водохранилищ, строительство домов рыбаков, рыболовных баз, более широкое развитие зимней рыбалки, проведение соревнований среди профессионалов и любителей.

 Экологический туризм – это целенаправленные путешествия на территории с относительно ненарушенными экосистемами и этнокультурными комплексами.

 Анализ зарубежного опыта показал, что возникновение и развитие экологического туризма тесно связано с историей выделения природных территорий, особенно привлекательных с эстетической и рекреационной точек зрения и разработкой нормативов их охраны. В настоящее время многие развитые и развивающиеся страны выделяют обширные участки своей территории под заповедники и национальные парки, создают специальные организационные структуры, чтобы привлечь экотуристов, а с ними и их капиталы. Коста-Рика объявила 30 % своей территории природоохранной зоной. Туризм в этой стране становится ведущим источником дохода.

 Для развития туризма в регионе необходимо создание соответствующей методической базы, что предусматривает разработку четкой комплексной Концепции стратегического развития туризма в районах Башкирского Зауралья и детализированных программ развития отдельных видов туризма с учетом конкурентных преимуществ и недостатков рекреационных территорий. Догоняющая стратегия должна заменяться опережающей.

 Концепция комплексного развития туризма в Уральском регионе должна основываться на научно-системном подходе, органично включающем в себя рекреационную, экономическую, маркетинговую, инвестиционную, кадровую, социальную, экологическую, политическую составляющие.

 В рамках данной концепции необходимо провести туристское районирование региона, детализацию маршрутов и пунктов «Золотого кольца Башкортостана»; наладить целенаправленную подготовку кадров для сферы санаторно-курортного лечения и туризма; разработать концепцию, структуру и план деятельности учебного центра как составного элемента туристско-рекреационного кластера на базах вузов и ссузов региона, в котором должны готовиться кадры для регионального туризма со знанием местной специфики и с хорошим знанием иностранных языков.

 Необходима разъяснительная работа на местах для населения, обучение населения, проведение круглых столов, налаживание постоянно работающих научно-методологических, учебных семинаров с приглашением всех желающих по распространению опыта ведущих турфирм и агоротуристских хозяйств.

 В регионе сегодня назрела необходимость составления обоснованной схемы размещения конкретных туристских объектов как очагов концентрации туристского бизнеса в целях их последующего увеличения или развертывания.

 В качестве других направлений комплексного развития туризма в Уральском регионе можно рассмотреть:

 – формирование механизмов государственной поддержки туризма в регионе, энтузиастов туризма на местах;

 – создание типовой организационной структуры агротуристских хозяйств;

 – подготовку типовых бизнес-планов развития турфирм, arpoтуристских хозяйств;

 – издание методических материалов, буклетов, туристских карт как для организаций и населения, так и для потенциальных туристов, в том числе на иностранных языках;

 – отработку взаимодействия турорганизаций с финансовыми институтами, крупными предприятиями региона, государственными структурами;

 – создание фондов развития различных видов туризма, прежде всего, агротуризма;

 – разработка программ развития отдельных структурных элементов туристско-рекреационного кластера Башкирского Зауралья - рограмм развития пчеловодства, коневодства и кумысоделия; народных промыслов и ремесел и т.п., то есть всего того, что будет связано с туризмом в регионе;

 – совершенствование как федерального, так и регионального законодательства в области туризма.

 В туризме, равно как и во всякой экономической сфере необходимо избегать двух крайностей: а) абсолютно коммерческого чистогана и б) чисто административной системы организации. Все искусство хозяйственной деятельности современного туризма как раз и состоит в том, чтобы органично соединить два начала - рыночное и институциональное, регулируемое.

 В отделах экономики муниципальных образований целесообразно предусмотреть штатные единицы специалистов, которые бы курировали развитие сферы туризма и рекреации, осуществляли сбор информации, анализировали состояние и проблемы развития туристской отрасли, участвовали в разработке региональных программ развития туризма, организовывали методические и научно-практические семинары и совещания по вопросам туризма, туристические выставки, ярмарки, биржи.

 Мы не призываем туризм рассматривать как единственный или как самый главный фактор социально-экономического развития региона. Экономика региона должна развиваться комплексно. Но при продуманном и научно обоснованном подходе к развитию туризма, он может рассматриваться как своеобразный «локомотив», способный вызвать, через механизм мультипликации, своего рода цепную реакцию «точек роста» в экономике региона.


Литература:

1. Белолипцев И.А. Концепция развития горнолыжной туристической отрасли в Республике Башкортостан // Материалы НПК. – Уфа, 2001.

2. Воскобойникова Н.Н. Экологический туризм: особенности и перспектив развития // Труды Академии туризма. – Вып.3. – СПб.: Изд-во «Невский фонд», 2000. – С.211-215.

3. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004.

4. Квартальное В.А. Теория и практика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.