Национальный костюм и предметы-атрибуты на праздниках и в обрядах башкир


Источник: Л.И.Нагаева. Национальный костюм и предметы-атрибуты на праздниках и в обрядах башкир // Традиции башкирского народного искусства в современной одежде: Сборник статей. – Уфа: БНЦ УрО АН СССР, 1988. – 106 с. – С.36 – 41.

Примечание: Печатается на историко-краеведческом портале Ургаза.ру с некоторыми сокращениями. Печатается на Ургаза.ру с целью популяризации научных исследований по юго-востоку Башкортостана.

 

Во все времена костюм являлся одним из важных художественных компонентов народных праздников и обрядов. Праздничный костюм был связан, прежде всего, с эстетическими представлениями народа. Вместе с тем он обладал знаковой символикой, отмечая социальную, этническую, возрастную принадлежность человека.

На празднике ҡарғатуй, проводимом на северо-востоке среди башкир-катайцев, распорядительница, выбираемая из наиболее уважаемых пожилых женщин, была одета в специальный костюм: длинное платье с аппликационным узором, камзол, декоративные нагрудник и наспинник, ушитые серебряными подвесками, ракушками. На голову она надевала платок, поверх него – цилиндрический колпак из березовой коры, украшенный бисером, раковинами, монетами. В данном случае костюм был наделен четкой знаковой функцией. Его могла надеть женщина, считавшаяся знатоком ритуалов, песен, плясок, игр и всего хода праздника. Отличия в одежде имела и группа женщин, наиболее активных в исполнении игр, хороводов. На их костюмы также были нашиты речные раковины, издающие в движении мелодичный шум. Эти женщины помогали распорядительнице следить за тем, чтобы на празднике не угасали азарт, веселье [1].

Неповторимую красочность придавали празднику яркие женские платья с пышным подолом, украшенным атласными лентами, разноцветными полосками, аппликационными узорами, оборками. В Челябинской и Курганской областях, отчасти и на северо-востоке Башкирии женщины украшали платья вышивкой цветными шерстяными нитями тамбурным швом; поверх платья надевали камзолы, праздничные халаты. В северо-западных районах в начале нашего века праздничной одеждой стали белые вышитые фартуки.

Символический смысл имели многие атрибуты празднества, которые изготавливались женщинами заранее: кисти из разноцветных нитей, вышитые платочки, нанизанные на нитку монеты, бисер, гвоздики, лоскутки ткани. На празднике ҡарғатуй все это навешивалось на ветви деревьев с целью имитации плодородия в наступающем году.

Платки и полотенца имели во время праздников и обрядов особое значение, их функции были самые различные. Так, на сабантуе полотенце являлось символом благополучия, плодородия, считалось самым ценным призом. Оно использовалось и как атрибут различных игр (например, в игре тәстәм бир), соревнований, служило предметом украшения праздничного майдана. Платок являлся залогом верности. Платками обменивались юноши и девушки на вечерних гуляниях киске уйын после сабантуя. Девушки дарили юношам вышитые носовые платки, юноши девушкам – головные. Платок являлся одним из наиболее распространенных подарков на праздниках, свадьбах, различных семейных торжествах и обрядах. Как атрибут платок использовался в женских играх и плясках на праздниках ҡарғатуй, кәкүк сәйе. С платком исполнялись игры йәшерәм яулыҡ, яулыҡ осороу, яулыҡ йүгертеү, лыбыр-лыбыр уйыны и др. Знаковой символикой обладали предметы одежды, выступавшие в качестве свадебных подарков. Невеста дарила жениху рубаху, украшенную вышивкой по воротнику и рукавам, тканые штаны, тюбетейку. Расцветка играла в свадебной одежде особую роль. Чаще употреблялись яркие цвета: красный, алый, синий, зеленый. В праздничных коралловых нагрудниках преобладал красный цвет. Кушаком красного цвета подпоясывался жених. Свадебный пояс невесты на юго-востоке Башкирии шили из лоскутков ярких тканей, а его длинные концы из материала красного цвета.

Важным моментом на свадьбе было переодевание невесты в костюм женщины. В восточных районах этот обряд совершался перед исполнением сеңләү причитаний невесты, после чего девушку увозили в дом жениха.

Особое значение придавалось головному убору женщины. Часто на свадьбе девичий головной убор (таҡыя, маңлайса) заменялся женским. На юго-востоке Башкирии на голову невесте надевали платок, поверх платка – шлемообразный кашмау из кораллов и серебра. В северо-восточных районах, в Челябинской и Курганской областях набрасывали покрывало ҡушяулыҡ из двух больших «французских» платков. На севере республики, у башкир Татарии и Пермской области надевали колпачок, вышитый бисером, поверх повязывали яркий платок, который в свадебном переодевании являлся символом новой семейной жизни.

В предсвадебном обряде ҡыҙ күҙләү платок, по свидетельству М.Бурангулова, выполнял функцию симпатии, связи. Юноша, держа в руках платок, проходил в танце возле девушек.

Одна из девушек, которой нравился юноша, выходила в круг и, взяв в руки свободные концы платка, танцевала с юношей. Платок как бы связывал юношу и девушку, означал их согласие на брак [2].

В свадебной обрядности обнаруживаются и смутные пережитки тотемистических воззрений древних башкир, в основе которых были представления о происхождении человека от животных. Так, невесте под ноги бросали шкуру барана или, ступив на мягкую подушку, невеста должна была погладить спину живого барана (север Башкирии). На юго-востоке перед обрядом сеӊләү родственники невесты наряжались в «медвежьи шубы» – айыу туны, которые, однако, могли быть сшиты из шкур любых животных. Шубы перетягивались красными кушаками, в руках мужчины держали плетки с короткими ремешками на концах. Мужчины начинали пританцовывать, изображая повадки медведей, нападали на гостей, те одаривали танцоров, привязывая к концам ремешков деньги, подарки. Возможно, свадебные ритуалы с использованием шкур имели в прошлом магическое значение и исполнялись с целью положительного влияния почитаемых животных на совместную жизнь молодых [3]. Ряжение в развлекательных целях практиковалось в обряде ҡушылыу, когда невесту наряжали старухой, чтобы жених не сразу узнал ее среди убегающих женщин, в обряде показа источника hыу юлы, где все участники переодевались до неузнаваемости.

В последние годы наблюдается возрождение интереса к традиционным формам досуга, праздникам и обрядам с их красочным оформлением, своеобразной символикой праздничных подарков, атрибутов. Стали традиционными фольклорные фестивали, конкурсы народных талантов на приз Г.Альмухаметова и Ю.Исянбаева. Этим можно объяснить активизацию старшего поколения на различных праздничных мероприятиях и смотрах. Участие старшего поколения в обрядах, празднествах, концертах-смотрах способствует возрождению национальной одежды, популяризации лучших образцов народного искусства.

В связи с возрождением традиционной обрядности, использованием ее прогрессивных элементов в новых гражданских ритуалах встает вопрос об оформлении новых праздников и обрядов. Имеются в виду и общее украшение праздника, и праздничная одежда участников, и символика различных атрибутов, подарков, призов, наград. Разумеется, развитие праздничной одежды и атрибутики должно быть свободно от религиозно-магической символики.

В настоящее время наблюдается два пути возрождения национального костюма. С одной стороны, народ сам воссоздает на старинной основе национальные костюмы. Это явление характерно для тех районов республики, где особенно интенсивно идет процесс обрядотворчества: Абзелиловского, Зилаирского, Хайбуллинского и др. С другой стороны, над созданием новых вариантов национального костюма работают художники ряда учреждений и организаций. Оба пути естественны, имеют право на существование, оба направления следует всячески поддерживать.

Мы считаем более перспективным второй путь. Художники-модельеры должны умело использовать народные традиции в деле развития национального костюма, добиваясь созвучия его требованиям нашей жизни.

Накоплен положительный опыт в использовании народных традиций в пошиве сценической одежды. В разработке сценического костюма для творческих коллективов республики велик вклад художников Г.Имашевой, М.Арсланова, В.Плекунова, Б.Торика. По эскизам этих художников шьются костюмы для театров, государственного ансамбля народного танца и самодеятельных хореографических коллективов республики.

Подлинным изяществом, гармонией цвета, умелым использованием вышивки, аппликации, мехов, украшений отличаются костюмы, созданные для башкирских танцев, поставленных заслуженным деятелем искусств РСФСР Ф.А.Гаскаровым. Более 40 лет ансамбль пропагандирует как у нас в стране, так и за ее пределами лучшие образцы национального костюма. Оригинальны и тщательно продуманы костюмы для участников танцевального коллектива «Йәшлек» (с.Аскарово Абзелиловского района), где также работал Ф.А.Гаскаров.

Задача нравственного и эстетического воспитания советских людей, в особенности молодежи, выдвигает необходимость совершенствования художественных сторон праздников и обрядов, различных форм досуга. В работе по внедрению и совершенствованию новой обрядности «необходимо учитывать и использовать всю красочность и своеобразие, весь этнический аромат обрядовых форм», сложившихся в ходе исторического развития народа [4]. Важно, чтобы оформление обрядов отвечало эстетическим требованиям нашего времени, сохраняя ценные образцы народной культуры.

Среди традиционных праздников одним из первых получил право на современное функционирование һабантуй. В настоящее время входят в быт ҡаҙ өмәһе (гусиная помощь), һаумыһығыҙ аулдаштар! (здравствуйте, односельчане!), ҡыҙыл туй (красная свадьба), ҡарғатуй (праздник встречи весны, птиц), ҡәйнәләр – килендәр (свекрови, снохи) и др.

Сабантуй, как правило, открывается парадом ветеранов войны, труда, передовиков производства, участников состязаний художественной самодеятельности, игр. Юноши и девушки, одетые в яркие национальные костюмы, проходят по майдану со знаменами в руках. Майдан украшается яркими транспарантами; входит в традицию на месте празднества устанавливать красочно оформленные юрты, возле которых на шестах вывешиваются  предназначенные для победителей и собранные среди населения призы: вышитые полотенца, платки, перчатки, носки, маленькие подушки и другие изделия женского рукодельного искусства.

Полотенца не утеряли былого назначения и приобрели новое. К сожалению, сейчас их ткут и вышивают редко, по художественному уровню они уступают старинным. Иногда по просьбе организаторов праздника старинные полотенца с узорными концами заимствуются у старых женщин, но по окончании мероприятия возвращаются хозяевам. На таких полотенцах преподносят гостям торжества хлеб.

Несмотря на развитие программы сабантуя, до сих пор не продуманы костюмы участников скачек, борьбы, игр. Спортсмены состязаются в повседневной одежде, что значительно снижает зрелищность национальных видов спорта, стесняет движения борцов и участников аттракционов.

В отдельных районах Башкирии для украшения праздничного майдана используются тканые паласы, дорожки, скатерти. Особенно это распространено в селах по берегам Демы, а также в Зауральской Башкирии.

Старинные празднества и обряды, возрождающиеся в современных условиях, утратили прошлую социальную основу, религиозно-магические функции. В своей основе древние календарные праздники опираются на реальные наблюдения в природе, воспевали ее красоту и величие. Это непреходящее значение старинных праздников и обрядов должно быть использовано и в современных советских праздниках.

Такие праздники, как һабантуй, ҡарғатуй, ҡаҙ өмәһе, «hayмыhығыҙ, аулдаштар!» в большей степени, чем другие праздники и обряды, способствуют популяризации народных форм одежды, декоративно-прикладного искусства, самодеятельного творчества, а также национальной кухни. Однако еще немало предстоит сделать, чтобы они получили подлинно художественное оформление.

С социалистической перестройкой села, с изменением мировоззрения сельских жителей связаны такие обряды, как ҡәйнәләр – килендәр, ҡыҙыл туй. Обряд ҡәйнәләр – килендәр способствует укреплению дружбы и взаимопонимания между старшим и младшим поколениями, раскрывает социальную не только общественного, но и домашнего труда; с этих обрядов наследуется ценный духовный потенциал развиваются прогрессивные традиции материальной культуры (ткачество, вязание, вышивание, шитье).

Возникнув в Абзелиловском районе, обряд ҡәйнәләр – килендәр стал популярным во многих районах Башкирии. К нему готовятся заранее, объявляется конкурс на лучшее приготовление национальных блюд. Пожилые женщины, выполняющие функции жюри, надевают платья с оборками, камзолы, нарядные платки, шали. Молодые одеты в современные платья, но поверх них все чаще надевают разноцветные вышитые фартучки, сшитые по старинным образцам (Абзелиловский, Дюртюлинский районы). Во время приготовления угощений невестки набрасывают на голову яркие платки.

Современные свадебные обряды включают новые и традиционные ритуалы. Традиционные элементы носят игровой, развлекательный характер. Это и веселые сценки выкупа, и преодоление женихом преград, устраиваемых женщинами-родственницами невесты, и показ молодой источника воды в селе жениха, и шуточный обмен свадебными гостинцами, в том числе особым печеньем и сладостями.

Как и прежде популярными на свадьбе являются такие подарки, как платки, шали, рубашки. Из традиционных подарков на юго-востоке до сих пор приняты наборы из нескольких обязательных предметов: нагрудника, вышитого харауса*, кисета. Обмен подарками имеет целью сближение роднящихся сторон, создание на свадьбе благожелательной, праздничной атмосферы.

Яркие национальные черты присущи семейно-бытовой части общественных празднеств. Они проявляются в убранстве жилища, приготовлении праздничных блюд, в праздничном этикете и т.д. В сельской местности пожилые женщины на праздники надевают нарядные платья, сшитые с использованием традиционных фасонов. Национальный костюм сохраняет рациональные элементы, наиболее приемлемые для пожилых женщин. Платья шьются с широкими рукавами, сборкой по талии, поверх платья женщины надевают камзолы из вельвета, шерсти или шелка. Все чаще в национальные костюмы одевают и детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Возросший интерес к народному творчеству, использование в новых обрядах традиционных элементов ставят задачи дальнейшего углубленного изучения народных праздников, обрядов, исполняющихся на них песен, танцев, музыки, художественного оформления праздничных площадок, особенностей национальной одежды и возможностей использования ее прогрессивных элементов не только в праздничных костюмах, но и в повседневной жизни.

 

Примечание:

1. Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – М.; Л., 1955. – С.186, 277 – 278; Полевые материалы автора.

2. Башкирские свадебные обряды / Составитель Бурангулов М.А. // Научный архив БНЦ УрОАН СССР. Ф.3. Оп.12. Д.215 а, Л.1-2.

3 Мингажетдинов М.Х. Этногенетические мотивы в башкирских сказках // Археология и этнография Башкирии. – Уфа, 1971. – Т.4. – С.302.

4. Бромлей Ю.В. Новая обрядность – важный компонент советского образа жизни // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. – М., 198l. – С.12.

* Продолговатая ткань, вышитая особым узором: предполагают, что она имитирует головную повязку – hapayыc.


Предлагаем Вашему вниманию:

Сохранение народных традиций: изготовление башкирских национальных нагрудников в г.Уфа (тел. 89279676583); творческая мастерская по пошиву башкирских национальных женских костюмов в с.Ишмухаметово Баймакского района РБ (тел. 89273562119, 8-34751-4-55-81); изготовление женских нагрудников от сельских рукодельниц в с.Ишмухаметово (тел. 89625430805); производство и реализация вязаных и платочно-шарфовых изделий в с.Ишмухаметово (тел. 89273178013); заказ на изготовление пимокатной продукции от башкирского производителя в с.Абубакирово Хайбуллинского района РБ (тел. 89276369159, 8-34758-2-50-31); изготовление жвачки из березовой бересты в домашних условиях в с.Самарское Хайбуллинского района РБ (тел. 89270898331).