О творчестве А.М.Усмановой и ее уникальной коллекции


Источник: З.М.Давлетшина. О творчестве А.М.Усмановой и ее уникальной коллекции // Историческое, институциональное и социокультурное развитие Уральского региона: история и современность: материалы региональной научно-практической конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – 326 с. – С.176 – 181.

Примечание: Печатается с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

В 2007 г., во время празднования 450-летнего юбилея по случаю добровольного вхождения Башкортостана в состав России, в историко-краеведческом музее с. Акъяр Хайбуллинского района РБ была презентована коллекция башкирских женских костюмов, автором которой является Асма Мавлямбирдеевна Усманова. Традиционные женские костюмы башкир, представленные в комплекте, – большая редкость даже в крупнейших республиканских музеях. Поэтому коллекция, подготовленная А.М.Усмановой, – это яркое и значительное явление в культурной жизни нашей республики. В ней представлены женские костюмы усерганского, кыпчакского, тамьянского, бурзянского, тунгаурского и юрматинского родов, а также самарских и курганских башкир. По целому ряду признаков эти костюмы отличаются как от музейных коллекций, так и от современных сценических костюмов.

Получив высшее образование, Асма Мавлямбирдеевна долгие годы работала в школе, обучая детей математике. Любовь к родному краю, своему народу дали ей силы и возможность сочетать свою профессиональную деятельность с большой общественной работой, с изучением истории родного края, местных обычаев и обрядов. С молоком матери впитав в себя любовь к народным песням и танцам, она до сих пор принимает активное участие в художественной самодеятельности, ездит по республике в поисках материала по традиционной культуре башкирского народа. Она является лауреатом I республиканского состязания сэсэнов, обладателем Гран-при I-го смотра колыбельных песен. Обладая организаторскими способностями, успешно руководит народным ансамблем «Кош юлы».

При общении с ней поражает то, насколько глубоки ее знания в области традиционного башкирского быта и культуры, в т.ч. женского костюма. О народных костюмах А.М.Усманова может рассказывать бесконечно и очень увлеченно. Не остаются без внимания не только детали костюмов, но и их украшения, узоры, технические приемы. Истоки ее познаний в области национальных костюмов лежат в детстве. Знание народных традиций, умение по одежде определять к какому родовому подразделению принадлежит тот или иной человек, судить о возрасте ее обладателя, его положении в обществе – все это впитала в себя Асма-апай от своих родителей. У своей матери и бабушки она обучилась всем видам женского рукоделия – шитью, вышиванию, вязанию. С неподдельным интересом изучала она одежду своих близких и односельчан, обращая внимание на материал, покрой и особенности в украшении одежды в целом и отдельных ее деталей. На классических примерах народного творчества училась мастерству Асма Мавлямбирдеевна: сначала училась эти изделия распарывать, распускать, а потом училась перешивать из них новые изделия. Так постепенно, по крупицам собирала она знания о костюме башкирского народа, бережно «нанизывая» их на ткани украшаемых костюмов. Серьезно и тщательно она изучала специальную литературу по башкирской народной одежде, в первую очередь, работы С.И.Руденко и С.Н.Шитовой. Посещения музеев Уфы, Ленинграда еще больше вдохновили ее. Этому увлечению помогла также и фольклорная деятельность, поездки по близлежащим селам, участие в конкурсах художественной самодеятельности и декоративно-прикладного искусства. Асма обращала внимание на самые мельчайшие детали костюмов других участников и на их украшения, в том числе и на тамги родовых подразделений, сравнивала их с музейными коллекциями и информацией, полученной от пожилых мастериц. Все это заметно обогатило ее творческую фантазию, пополнило ее знания. Именно так начинался долгий и увлекательный творческий путь мастера длиною в сорок с лишним лет.

Не вызывает сомнения тот факт, что родовые особенности в костюмах не могли оставаться в чистом виде. Естественно, что в ходе разносторонних взаимодействий родовых подразделений башкир и других народов костюмы видоизменялись, усложнялись, но основные черты, детали костюма бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Башкирскую народную одежду отличает ансамблевость и многослойность. Она состоит из нижней рубахи (платья), штанов и верхнего распашного халата. Туникообразный покрой одежды соответствовал местным климатическим особенностям, а также бытовым условиям. Свободная (распашная) цельнокроеная одежда или одежда с боковыми разрезами внизу обеспечивала свободу движений и была удобна при езде верхом, позволяла непринужденно сидеть на полу. В жаркое время в такой одежде было прохладно, в то же время многослойность в одежде предохраняла от холода. Длинная просторная одежда в соответствии с установками мусульманской морали максимально скрывала формы тела.

Популярность национального костюма в юго-восточных районах РБ объясняется тем, что там лучше сохранились фольклорные традиции. В этом регионе участницы фольклорных коллективов используют для выступлений не только старинные костюмы, но и шьют новые, создавая их по народным традициям. Они надевают платья с оборками и лентами, безрукавки с позументом, нагрудники, украшенные кораллами, бисером, монетами, а также не менее красочные головные уборы.

Для создания изделий с национальной спецификой необходимо владение этнографическими знаниями. Экспонаты сельских музеев (как краеведческих, так и школьных), а также полевые наблюдения свидетельствуют о том, что в недалеком прошлом (конец XIX – начало XX вв.) женские платья так же, как и в наши дни, шили чаще всего из цветастых тканей, а не однотонных. Видимо, сказалось широкое использование в быту покупных тканей. Коллекция А.М.Усмановой – наглядное подтверждение этих предположений.

При изготовлении бытовых предметов с давних пор применялось рациональное использование тканей, безотходный прием шитья. По сведениям информатора, на пошив одного платья с 3-мя оборками уходило около 5 м ткани, что могли позволить себе только обеспеченные люди. Менее состоятельные при нехватке ткани использовали оборки другого цвета или невидимые места одежды, например, детали спинки, рукава, манжеты, воротники и ластовицы кроили из другого материала или ткани другого цвета. Этот прием Асма-апай назвала «бүскәләп тегеү». Такие «уловки», широко практикуемые в прошлом среди сельских жителей, имели в то же время символическое значение, обережное.

Люди старшего поколения, преклонного возраста отмечали, что старинные платья не были однотипными, они заметно отличались по своему фасону. Башкирские женщины в зависимости от возраста и предпочтения носили «ҡатмарлы күлдәк», «бала итәкле күлдәк», «итәктән бөрөлгән күлдәк», «тубыҡтан бөрөлгән күлдәк», «мәскәүле күлдәк», «ҡанатлы күлдәк» «кәферткәле күлдәк», «ҡупайсыҡлы күлдәк». Платья таких фасонов представлены и в рассматриваемой нами коллекции. На платье тамьянских башкир оборки расположены ниже колен («тубыҡтан бөрөлгән күлдәк»), бурзянское платье украшено одной большой оборкой («бала итәкле күлдәк»), а тунгаурское платье дополнено буфами, нашитыми на рукава («ҡупайсыҡлы күлдәк»). Асма Мавлямбирдеевна пояснила, что в недалеком прошлом в Хайбуллинском районе в традиционный костюм женщин входили платье с рукавами-фонариками («ҡупайсыҡлы күлдәк») и фартук. Повседневные рабочие фартуки шили из ситца. Грудка и подол праздничных фартуков дополнительно украшались вышивкой, выполненной мелкой косой сеткой (ваҡ сәнсеп сигеү).

Со временем использование верхней халатообразной одежды привело к тому, что фасоны женского платья упростились, стали одинаковыми («итәкле күлдәк»). Это в настоящее время хорошо прослеживается по музейным и сценическим костюмам.

Цветные и позументные ленты нашивали не только на подол платья, они располагались полукругом и вокруг нагрудного разреза. Поверх платья надевали нагрудное украшение (иҙеү), которое также изготовлялось полукругом из позументных и цветных лент, дополнялось монетами, бисером. Они довольно часто встречаются в музейных коллекциях, также же как и тканевые нагрудные повязки (кукрәксә, тушелдерек), одеваемые под платье. У Усмановой мы видели несколько таких нагрудников, традиционно украшенных цветными полосами ткани в виде аппликаций.

Особое внимание мастер уделяет украшению верхней одежды – елянов. Пошив еляна – очень трудоемкая и кропотливая работа. Чтобы сшить настоящий елян, надо быть не только профессиональной портнихой и искусной вышивальщицей, но и хорошо знать отличительные узоры, орнамент, аппликации, символику башкирских родовых подразделений. В старину еляны шили из конопляного холста или белого сукна. Позже с развитием торговли для изготовления елянов использовали покупные ткани: ситец, сатин, а для праздничных и свадебных – более дорогие ткани: шелк, атлас, шерсть или бархат, предпочтительно темных тонов, чаще черного цвета. Согласно родовой принадлежности они украшались строго определенными декоративными элементами, в т.ч. и узорами.

Рассмотрим, как украшает мастер елян башкир усерганского рода. Вдоль пол и подола черного еляна вышиты небольшие многолучевые розетки «мөһөр». Середина узора представляет собой аппликацию из цветной ткани, вырезанной в форме маленького круга. Аппликация дополнена вышивкой и декоративными деталями. Круг обшит крупным обметочным швом зубчиками в виде солнца (тешле элмәк сигеү). В качестве дополнительных швов в усерганском еляне исполнены тамбур (сылбырлы сигеү), стебельчатый шов (һырма сигеү) и чаще всего – козлик (эре ҡыя сәнсеп сигеү, ваҡ ҡыя сәнсеп сигеү). В отличие от елянов других башкирских родов усерганский елян дополнительно декорирован разноцветными кистями из шерстяных или шелковых нитей, к концам которых прикреплены «зерна» жемчуга, бисера или коралла. Асма Мавлямбердиевна поясняет, что семантику украшения костюма кистями можно объяснить, видимо, родовыми атрибутами, символами усерган, родовое дерево которых – рябина с плодами в виде пучка оранжево-красных ягод (кисти рябины). Борта и подол еляна обшиты цветной тканью в виде треугольников (йәтмә). Богатые вместо «йәтмә» использовали цветное сукно или позумент.

По декоративному оформлению усерганский елян очень похож на бурзянский. Узор «мөһөр» обшит обметочным швом (тешле элмәк сигеү), на каждый зубчик которого нанизана жемчужина. В украшении тамьянского еляна используется узор в виде восьмигранной розетки или звезды (һигеҙ ожмах асҡысы), юрматинского – 6-лепестковой розетки (тирә-як, тирә-яғы), карагай-кыпсакского – треугольника (бетеү). Причем на одном «бетеү» нашиты бисеринки одного цвета, а на другом – другого.

В старину, как рассказывает Асма-апай, для украшения холщовых и суконных изделий наши предки применяли подручные средства, например, ягоды и плоды растений, природные минералы, пух, когти и клыки птиц и животных. С помощью такого подручного материала они умели создавать наряды, радующие глаз и в тоже время служащие обережным средством. Значительно позже еляны стали декорировать бляхами или монетами, бисером, бусами, кораллами, жемчугом, сердоликом, яшмой, украшали позументом, кистями, эполетообразными нашивками.

Коллекция А.М.Усмановой демонстрирует не только безупречную технику исполнения и талант народного мастера, но и глубокие этнографические и фольклорные знания. Об этом красноречиво свидетельствуют и те призовые места, которые занимает Усманова в конкурсах. Так, к примеру, на фольклорном празднике «Дни Салавата» в 2004 г. она была удостоена диплома «За сохранение традиционного национального костюма башкир» и специального приза. Она стала победительницей конкурса «Утренняя заря Ашкадара» в г.Стерлитамаке.

Сценические костюмы нашего времени, сшитые без соблюдения местных традиций, декорируются чаще всего позументом, монетами и бляхами, что приводит к унификации и обезличиванию костюмов, делает их похожими друг на друга.

Уникальная коллекция А.М.Усмановой – это наглядное пособие для всех, кто интересуется башкирским костюмом. Это весьма оригинальный наказ молодым бережно сохранять и приумножать богатые традиции башкирского народного творчества. Именно поэтому эта коллекция востребована не только в историко-краеведческом музее с.Акъяр, но и в других музеях, например, Сибайском историко-краеведческом музее.

Мы разделяем точку зрения А.М.Усмановой по поводу того, что сохранившиеся в памяти народа сведения о женских костюмах разных башкирских родов – это наша национальная гордость, наше достояние и богатство, которые надо приумножать и бережно сохранять для будущих поколений. Этому она посвятила всю свою жизнь.