О некоторых особенностях технологии декорирования древней башкирской обуви сарык


   Источник: Г.Ф.Тажитдинова. О некоторых особенностях технологии декорирования древней башкирской обуви сарык // Социально-экономические проблемы Уральского региона Республики Башкортостан: республиканская научно-практическая конференция (26 сентября 2008 г.). В 2-х частях. Ч.2. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. – 195 с. – С.91 – 94.

   Примечание: Публикуется на историко-краеведческом портале Ургаза.ру с указанием ссылок, но без представления списка литературы.

 

  Самым своеобразным видом обуви с тканевыми голенищами у башкир является сарык. «Сарык – это единственная древняя и примитивно скроенная башкирская обувь» писал С.И.Руденко [6, с.117]. Сарык одевали и мужчины, и женщины, и дети. Сарык – «самобытная суконная обувь с низом из сыромятной кожи» [2, с.133]. Кожаная часть состояла из двух полуовалов, большой предназначался для подошвы меньший – для носка. Длинные голенища подвязывались плетеными шнурками. По способу декорирования мужские и женские сарыки сильно отличались. Если женские сарыки украшались богатым орнаментом в технике аппликации, то на мужские нашивали кожаные полуовалы сзади и с боков, и для мужчин такая обувь была повседневной, рабочей [2, с.133]. Наподобие мужских шились и сарыки для мальчиков (НМ РБ, оф.3/41). Сарык для девочки (НМ РБ, оф.3/42) украшен аппликацией по всему голенищу в виде полос узоров из треугольников, зубчиков из зеленого и красного сукна, а сзади шов закрыт полоской красного сукна.

Особенности башкирской обуви отметил побывавший у башкир Д.П.Никольский: «что касается обуви, то она носит характер простоты и удобства для ноги – просторна и почти совсем без каблуков» [5, с.54]. Этим он объясняет тот факт, что «почти ни разу не пришлось наблюдать башкир с неправильными ступнями, искривленными и сложенными один на другой пальцами и т.д.» [5, с.54]. Очевидно, он имел в виду сарык, которых шили на одну ногу, носили с войлочными чулками внутрь стелили стельки из травы или соломы, поэтому их шили просторными. По технологии изготовления сарык самая примитивная древняя обувь башкир, а по способу декорирования подобной обуви, как сарык, у народов Волго-Уральского региона нет. Похожая обувь под названием «чарык» с верхом из сукна или холста характерен для Северного Алтая [9, с.59]. Также у башкир бытовал еще один вид обуви с тканевыми голенищами и украшенной аппликацией – ката – обувь с твердой подошвой и каблуком и с высоким голенищами [4, с.245]. Над подъемом у головки или по всей длине шва соединения голенища с головкой ката украшалась разноцветными кистями из шерстяных ниток (НМ РБ. оф.13612, 17761/1, БХМ Б-290, УИКМ, оф.4634). Ката являлась праздничной обувью молодых женщин и девушек.

Об орнаменте аппликации на сарык и ката неоднократно писали С.И.Руденко (1925, 1955), Н.В.Бикбулатов (1964), С.Н.Шитова (1962, 1968, 1976, 1995).

Анализируя литературные источники, подлинники музеев можно выделить особенности, характерные для сарык и ката:

1. Район распространения – Восточное Зауралье, горный Башкортостан [1, с.117].

2. Общим для женской обуви сарык и ката является суконное голенище с красочной аппликацией, поэтому при рассмотрении особенностей аппликации на сарыке, далее будет подразумеваться и ката.

3. Аппликацией в виде арки, состоящей из центрального поля, каймы и дугообразной полосы украшались только женская обувь. Г.Х.Казбулатова выдвигает предположение, что «арочная композиция на пятке женской обуви ...выполняла ...охранно-магическую роль» защищая «вход в арку, именно там находятся проекции органов воспроизведения жизни у женщины-матери» [3, с.47]. При этом нужно отметить, что аппликация в виде арки была не единственным композиционным решением. В архиве УНЦ РАН хранятся записи и зарисовки Г.И.Мухаметшина, участвовавшего в экспедициях 1958-1960 гг. В одной из зарисовок, выполненной в деревне Баимово Абзелиловского района РБ, можно увидеть голенище сарыка, полностью украшенной аппликацией [Ф.3. Оп.2. Д.424. Альбом №2. С.26. Рис.1, 2]. Он приписал, что такие сарыки носили около 200 лет назад.

4. Орнаменты, применяемые для аппликации считаются наиболее древними – это узоры I-II комплексов, связанные с предметами кочевого быта [1, с.234-236].

5. Для аппликации основным цветом всегда является красный цвет. Для башкир красный цвет символизировал тепло, огонь, кровь. Они считали что, красный цвет защищает хозяина от злых сил и дурного глаза.

6. Для узоров характерна устойчивая терминология [1, с.120].

7. По технологии выполнения можно выделить три способа выкладывания узоров: а) узоры вырезались из цельного куска ткани по карандашному рисунку или по бумажному образцу; б) узоры составлялись из тонких полосок сукна (для узоров центрального поля полосы выкраивались пошире и узоры получались более крупными и рельефными по сравнению с дугообразной полосой по краю аппликации); в) узоры состояли из скрученных спиралью полос, которые очень плотно заполняли фон. При выполнении аппликации эти способы комбинировали. Кайму выкраивали из цельного куска ткани, остальные узоры составляли из полос, пришивая их косыми стежками с обеих сторон (НМ РБ, оф.1761, 2104, БХМ, Б-290, МАЭ, Э-16-7) или кайму и центральное поле составляли из спиралевидных кругов, а дугообразную полосу выкраивали из цельного куска ткани (УИКМ, оф.4634). C.H.Шитова отмечает, что «из множества подобной обуви не найти и двух пар с абсолютно одинаковым узором», так как «изготовление сарыков каждый раз становилось для мастерицы увлекательным творчеством» [10, с.147].

8. Аппликации выполнялась на фоне го фабричной ткани белого, желтого, черного цветов. Черный цвет в основном применялся для фона центрального поля. Материалом для узоров служили фабричное сукно кармазин, иногда бумажные и шелковые ткани [1, с.117]. По мнению С.Н.Шитовой фабричные сукна на территории Башкирии появились после присоединения Башкирии к Русскому государству [10, с.17].

9. Голенище обуви выкраивалось из целого куска ткани, при этом кромка ткани оказывалась по верхнему краю голенища. Шов соединения всегда располагался сзади, который примерно на 2/3 высоты закрывался аппликацией. Значит, сначала голенище сшивали в виде трубы, потом на нем выполняли аппликацию.

10. Для сшивания кожаных деталей применялись конопляная дратва или конский волос [10, с.147].

11. Сарык одновременно выполнял несколько функций одежды. Кожаная головка предохраняла ноги от промокания, валяное сукно, применяемое для голенища, отличалось высокими теплозащитными свойствами, аппликация на голенище выполняла роль оберега и придавал кpacивый внешний вид в соответствии с эстетическими требованиями. Являясь просторным и удобным, сарык отвечал и гигиеническим требованиям.

Таким образом, можно сказать, что башкиры изготавливали сарыки наиболее рациональным для имеющихся географических и климатических условий образом. И в древней башкирской обуви сарык нашли отражение многие исторические процессы, природно-географические и социально-экономические условия, т.е. специфические особенности культуры повседневности народа.


Условные сокращения:

 НМ РБ – Национальный музей Республики Башкортостан

 БХМ – Башкирский художественный музей им. Нестерова

 МАЭ – Музей археологии и этнографии УНЦ РАН

 УИКМ – Учалинский историко-краеведческий музей