К истории пуховязального искусства у башкир (на примере юго-восточных башкир)


Источник: Т.Я.Абдулгазина. К истории пуховязального искусства // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию С.Н. Шитовой. – Уфа: Гилем, 2006. – С.55 – 59.

Примечание: Печатается с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

Родиной пуховых платков считают степные районы Южного Урала. В с.Исянгулово Зианчуринского района Республики Башкортостан пересказывают «историю о приезде в казачью деревню Редут императрицы Екатерины. Задержалась императрица там совсем недолго, ехала дальше. Но к моменту посещения местные жители приготовили ей драгоценный подарок – тончайший ажурный пуховый платок, который у нее на глазах протащили через золотое кольцо» [1].

 О большом мастерстве башкирских пуховязальщиц и высоком качестве самих изделий жители южных сел Башкортостана говорят так: «...наши башкирские «паутинки» не хуже оренбургских. Те тонкие, нежные, но не пушистые, а наши мягкие, шелковистые. Слава у оренбургских давняя, конечно, и заслуженная, но наши платки, кажется, ничуть не хуже. Я башкирскую пуховую шаль ни на какую другую не променяю» [2].

 Разведение мелкого рогатого скота, в том числе и коз, было широко распространено среди башкир и их далеких предков с древнейших времен. Это было в первую очередь связано не столько с мясо-молочной продукцией, которой обеспечивали в изобилии разводимые крупный рогатый скот и коневодство, сколько в обработке шерсти мелкого рогатого скота и производстве домашней одежды примитивным ткачеством, а также различными приемами вязания или плетения.

 Во многих курганах эпохи бронзы Южного Урала и Северного Казахстана среди прочих элементов материальной культуры срубников, андроновцев и других обнаруживаются каменные и костяные пряслица, в центральное отверстие которых вставлялись деревянные веретена и таким образом пряли пряжу из овечьей и козьей шерсти. Судя по находкам, мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. Верхняя одежда также изготавливалась из шерстяной пряжи и ткани [3].

 Скотоводство, в том числе и козоводство, сохраняется как основной вид занятий южно-уральского сельского населения с древнейших времен (с эпохи бронзы) вплоть до наших дней. Согласно данным, приводимым в «Очерках по истории Башкирской АССР», в губернии в 1845 г. числилось 1852 тыс. голов лошадей, 1290 тыс. голов крупного рогатого скота, 2649 тыс. мелкого рогатого скота. В среднем по губернии на один двор приходилось 7 голов лошадей, 4 головы крупного рогатого скота и 9 голов мелкого рогатого скота [4].

 В архиве сохранились материалы, свидетельствующие о том, что в 1889 г. в Орском уезде, где преобладающим населением были башкиры и татары, жители занимались хлебопашеством и скотоводством. О масштабах разведения скота башкирским населением говорят такие данные: 24862 головы лошадей, 24898 голов рогатого скота, 32883 овцы, 5383 коз, 1574 свиньи. Специальным занятием женщин в селениях было изготовление замечательных пуховых изделий, главным образом, пуховых платков из козьего пуха. Платки сбывались на Нижегородскую и Самарскую ярмарки и во все города России. Торговые обороты составляли до 25516 руб. в год.

 Благодаря архивным данным мы можем проследить состояние скотоводства в Оренбургской губернии и в начале XX в. Так в 1906 г. в губернии насчитывалось 1041506 голов овец и 99526 голов коз. Как видим, количество коз было значительным меньшим, чем количество овец. Больше всего коз содержали в Орском уезде – 41323 головы, несколько меньше в Верхнеуральском – 28221, Троицком – 11457, Челябинском – 6бб9 голов.

 Несмотря на небольшую численность, поголовье коз в хозяйстве башкир относительно табунов лошадей и большого количества овец, почти в каждом хозяйстве доходило до 10-15 и более голов. Информаторы отмечают, что в Кувандыкском районе Оренбургской области встречались семьи, в хозяйствах которых содержали до 30 пуховых коз. Такая численность поголовья коз обеспечивала башкирских рукодельниц достаточным количеством пуха и пряжи для вязания изделий.

 В последние годы с укреплением фермерских и индивидуальных хозяйств в республике началось возрождение козоводства, в результате чего в подворье юго-восточных башкир поголовье коз возросло до 10-15 и более голов. Сходная ситуация отмечается и в соседних районах Оренбургской области.

 Башкирские козы характеризуются хорошей конституцией, крупными размерами и правильными формами телосложения, подвижностью и хорошей приспособленностью к пастбищно-стойловому содержанию. Особая порода пуховых коз (башҡорт тоҡомо, ябай ялан тоҡомо, ябай тоҡомо) дает тонкий и одновременно крепкий пух, волокнисто-эластичный и с высокими прядильными свойствами В Зианчуринском районе РБ высоко ценится пух темных коз «баишевской» породы («баиш кәзәләре») из одноименной деревни этого же района. За пухом этих коз и козлятами для их разведения приезжали из многих соседних деревень и даже районов. Породу «баишевских» коз, по словам старожила деревни Баишево И.Г.Исхакова, во время войны завезли из заволжских степей. Это была порода длинношерстных черных коз, которые давали до одного килограмма пуха. Данная порода коз и сейчас распространена среди иргизо-камеликских башкир Самарской и Саратовской областей.

У пуховых пород коз из пуховых волокон состоит весь шерстный покров. Изделия из пуха обладают легкостью, мягкостью, красотой. К физическим свойствам пуха, имеющим существенное значение при его технологической переработке, относятся толщина, длина, крепость, эластичность, способность пушиться. Малая толщина, мелкая своеобразная извитость, упругость и эластичность волокон способствуют очень слабой теплопроводности козьего пуха.

 Пух – темно-серый и серый; длина пуха – 4-6 см. С каждого животного начесывают по 350-450 г ценного пуха и настригают до 400 г грубой шерсти. Однако в зависимости от районов разведения начесы пуха могут быть и выше (450-480 г).

 Начес и качество пуха зависит от правильного питания и содержания коз, от соблюдения сезонных сроков вычесывания пуха, а также от возраста коз. Продуктивность повышается до 3-4-летнего возраста, а после 7 лет она снижается. Вместе с тем, высокие начесы пуха получают с отдельных животных и после 7-9 лет, но у старых животных пух становится ломким, мене эластичным и более коротким, чем у молодых. Пух появляется у коз в августе. Наиболее быстро он растет в осенние месяцы – сентябрь-ноябрь, а к концу января его рост прекращается, в феврале начинается его линька. Обычно на спине пух короче, чем на лопатке и боку, а на шее, брюхе, ляжке короче, чем на спине. Длина отдельных пуховых волокон неодинакова. Чем меньше эта разница, тем более уравнен пух. При обработке из такого пуха получается больше пряжи и меньше очесов.

 У различных пород коз пух неодинаков по своим свойствам. Самыми высокими показателями обладает пух башкирских коз, заметно различающийся в районах изучаемого нами региона по своим характеристикам. Хорошими технологическим качествами характеризуется, например, пух местных коз, так называемых «ялан кәзәһе». Он имеет несколько огрубленное, недостаточно эластичное, но длинное волокно при его обработке трудно отделить ость от пуха.

 Довольно бурное развитие пуховязального ремесла наблюдается в середине-второй половине XIXв. Информация об этом сохранилась не только в народной памяти. Она содержится и в литературных источниках, в частности, в «Очерках по истории Башкирской АССР» есть запись о том, что в начале 70-х г. XIX в. в Оренбургской губернии стало быстро развиваться «производство изделий из козьего пуха. Толчком этому послужили проведенные в Москве политехническая (1872 г.) и художественно-промышленная (1882 г.) выставки, на которых оренбургские пуховые платки заняли видное место и пользовались большим спросом. Уже в 80-х гг. число вязальщиц в губернии составляло около 4-х тысяч, а к середине 90-х гг. оно достигло 9,4 тыс. чел.

 Продажа пуховых изделий всецело находилась в руках скупщиков. Разъезжая по селам и деревням, они заказывали вязальщицам пуховые платки, шали, шарфы, косынки и чулки и выдавали им задатки, обеспечивающие получение заказанных изделий по ничтожной цене. Готовые изделия скупщики сбывали в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге. В середине 80-х гг. оренбургские пуховые платки стали встречаться на выставках и в продаже за границей: в Берлине, Париже, Лондоне и даже в США.

 Сильный толчок вязанию пуховых шалей дала политехническая выставка, проведенная в 1872 г. в Москве. Оренбургские пуховые платки впервые заняли тогда выдающиеся место в кустарном отделе выставки. Изделия были раскуплены в первые же три недели по открытии выставки. Такой усиленный «спрос вызвал в значительной мере и усиление самого производства, которое началу 70-х гг. выражалось общей суммой заработка 2-х или 3-х сотен вязальщиц от 20 до 25 рублей». В 1916 г. число пуховязальшиц доходило до 4 тысяч, а выручаемая продажею их изделий сумма далеко превышала 100 тыс. [8].

 В 1882 г. в Москве состоялась промышленно-художественная выставка, на которой оренбургские вязальщицы вновь продемонстрировали свое искусство. Изделия были распроданы в течение первых же 10 дней [9].

 Козий пух, пряжа и пуховые платки-шали продавались в значительном количестве на специальных базарах («шәл базары»), устраиваемых в г. Оренбурге, Саракташе, Кувандыке, Акьяре и других местах.

 В 1893 г в Чикаго проводилась всемирная выставка. Оренбургская губерния по приглашению учрежденного в Петербурге дамского комитета для устройства русского отдела женского труда сделанному в 1892 г., также приняла в ней участие. Стараниями администрации и с помощью учреждении и частных лиц была подготовлена внушительная коллекция из более чем 200 предметов местного производства. В основном здесь были представлены предметы женского рукоделия, выполненные в оренбургских учебных заведениях, женских монастырях, произведения крестьянского ткачества и вязания. Оренбургские пуховые шали вновь обратили на себя внимание, как покупателей, так и производителей. Значительная часть экспонентов удостоилась наград. На этой выставке они получили 6 бронзовых медалей и дипломов. Среди призеров и награжденных были и вязальщицы. В тексте одного из дипломов так обозначена цель получения награды: «Американские Соединенные Штаты, по постановлению конгресса, уполномочили Всемирный Колумбов комитет при международной выставке, устроенной в Чикаго, штат Иллинойс в 1893 г., выдать медаль госпоже Рыковой (Оренбург, Россия) за присланные на выставку пуховые платки. Выставленный материал состоит из козьего пуха, искусно подобранного и расчесанного рукою, он отличается необыкновенной легкостью и шелковистостью. Изделие замечательно по своим оригинальным и богатым узорам, что свидетельствует о большой опытности в ручном вязании» [10].

 Пуховые платки из Оренбургского края были также очень высоко оценены и на всемирной выставке в Париже.

 Всемирная известность пуховязания, распространенного в Оренбургском крае, привела к тому, что предприимчивые люди из разных стран решили закупить племенных козлов и маток из Оренбуржья для развития в своих странах. В числе таких государств были Германия, Швейцария, Финляндия, Канада. Хотя оренбургские козы вскоре приспосабливались к климату этих стран, но сам пух быстро терял свои ценные свойства и качества. Как видим, только оренбургская коза обладала таким «золотым» пухом.

 Еще в конце XIX в. в казачьих (женских) школах Оренбургской губернии были введены уроки ручного труда и рукоделья, особое внимание при этом обращалось на вязание пуховых платков. За хорошее выполнение вещи и искусные работы выдавались награды (книги, похвальные листы, денежные премии). Проводились аукционы по распродаже ученических изделий [11].

 С учреждением при Оренбургской женской прогимназии рукодельных классов предполагалось введение обучения вязанию изделий из козьего пуха.

 Информация, полученная от местных жителей, архивные данные и археологические исследования указывают на древность прядильного дела и вязания в регионе, в том числе, и у башкир. Подтверждением данного тезиса является, например, то, что в башкирских деревнях Абзелиловского, Баймакского районов по сей день при прядении пуха вязальщицы пользуются каменными пряслицами, так как они обеспечивают мощность и высокую скорость вращения веретена.

 Одним из первых ученых, рассказавшим об Оренбургском крае и его богатствах, а также заинтересовавшимся козами, их шерстью и пухом, стал путешественник и исследователь, академик П.И.Рычков. В своем исследовании «Опыт о козьей шерсти» ученый пишет: «Козы под волосьями или под наружную шерстью имеют у себя другую, мягкую, кою называют пухом, или подсадом, почему в самое нынешнее время, в декабре 1765 года велел я, взяв одну козу, чесать ее при себе гребнем, каким чешут волосы. Сим способом достали из нея пух такой тонкий и мягкий, что схож почти с хлопчатой бумагой» (1766).

 Об изготовлении башкирскими женщинами вязаных шалей из козьего пуха для своей семьи и на продажу впервые упоминает С.И.Руденко [12].

 С.А.Авижанская в своей работе предполагает, что «вязание пуховых шалей распространилось у башкир под влиянием русского казацкого населения» [13]. Однако, вполне логично предположить, что русские казаки и другие народы, переселившиеся в Оренбургский край из различных губернии Российского Государства в течение XVI-XVII вв. и в более позднее время, постепенно, адаптируясь к новым природно-климатическим условиям, переняли у башкир местные, более рациональные методы и навыки ведения хозяйства, в том числе, и разведение коз. Переселенцы переняли у местного населения немало обычаев и элементов материальной культуры. По-видимому, многие способы и приемы заготовки пряжи и вязания пуховых изделий, в том числе, и пуховых шалей, также были восприняты переселенцами от местных башкир.

 Кстати, это подтверждается и самой исследовательницей. Она, ссылаясь на известного специалиста в области пуховязания, С.А.Давыдову, отмечает, что «вопрос о происхождении русской оренбургской шали, судя по многочисленной литературе, остается до конца не выясненным. С.А.Давыдова считает, что «казацкое население заимствовало эту работу у кочующих калмыков, с которыми находилось в постоянных сношениях; калмыки же всегда носили вязаные платки из пуха своих коз» [14].

 От местных информаторов приходилось слышать о том, что суровый климат здешних мест, постоянно дующий резкий ветер заставили русских переселенцев заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов Калмыки и казахи под легкой верхней одеждой носили теплые шарфы, связанные из пуха. Такая мера предусмотрительности была воспринята впоследствии оренбургскими казаками. В состав полевой казачьей формы вошли пуховые шали. Шаль повязывалась под верхнюю одежду (гимнастерку), концы ее перекрещивались на груди и завязывались узлом сзади, на спине.

 Естественно, что эти шали у кочевников-скотоводов в те далекие времена не отличались красотой, ажурностью вязки. Все это пришло к ним значительно позже, и вполне возможно, что некоторые приемы узоротворчества в пуховязании башкирские мастера переняли у русских, хорошо владевших основами кружевоплетения.

 Постепенно эта отрасль женского ремесла превратилась в уникальный вид искусства, слава которого распространилась по всему миру.

 О давности пуховязания у башкир свидетельствуют, например, экспонаты, приобретенные С.И.Руденко во время поездки по территории Южного Урала: самодельные тканые шали из козьего пуха, а также большие пуховые шарфы. Несколько таких изделий он приобрел для коллекций, которые ныне хранятся в фондах Русского этнографического музея в Петербурге [15].

 Несколько позже, в 1958 г., во время этнографической экспедиции БФАН СССР были получены данные о бытовании задолго до Октябрьской революции в деревне Башкирские Чумазы Зилаирского района Башкирии «больших толстых домотканных суконных шалей из овечьего пуха» («тула шәл») [16].

 Этнографам удалось наблюдать процесс изготовления тканых пуховых шалей не только в Зилаирском, но и в Хайбуллинском, Баймакском, Абзелиловском, Бурзянском районах Башкирии.

 Это большой пуховый шарф «тавыт яулыҡ», приобретенный в 1906 г. в деревне Махмутово бывшей Катайской башкирской дачи Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (РЭМ, №1002-28), связан из козьего пуха. Правильнее было бы называть его «дебет яулыҡ», по аналогии с пуховым тканым платком. Шарф представляет собой чисто белое полотно, украшенное четырьмя полосками по краям и бахромой из нитей серого цвета. На вязание такого платка (сюда входит и прядение ниток) башкирка тратит около полутора месяцев. С.И.Руденко в своей монографии «Башкиры» свидетельствует о том, что такого рода изделия в начале XX в. были широко распространены в данном районе. Исследователь отмечает, что во второй половине XIX в. в связи с расширением торговых отношений в Башкирии «башкиры продавали пуховые шали из козьего пуха» [17].

 Интересные данные о возникновении и современном состоянии пуховязания, широко распространенного на юге Башкирии, о наиболее талантливых башкирских вязальщицах, о соблюдении ими традиций по вязанию уникальных изделий приводятся Л.В.Соколовой в очерке «Башкирский пуховый платок» [18].

 Ценные данные в этом плане можно получить из архивных материалов. Так, например, имеется справка канцелярии Оренбургского губернатора от 15 января 1893 г., в которой говорится, что казаки в свободное от земледельческо-скотоводческого хозяйства время занимаются, казалось бы, «немужскими» местными промыслами, в частности, вязанием изделий из козьего пуха.

 На 1 января 1893 г. в Оренбургском казачьем войске на 100 душ населения приходилось 235 лошадей, 0,06 верблюдов, 45 единиц рогатого скота, 59 коз и овец. Для удовлетворения потребностей в предметах первой необходимости в некоторых станицах открывались периодические ярмарки, торжки и базары, на которых сбывались и изделия, местных вязальщиц. Среди них необходимо отметить пуховые шали, платки, шарфы, перчатки, вуали («паутинки») и прочее. Заработок в отчетном (1893) году составил 31730 рублей [19].

 Для традиционного уклада жизни сельской труженицы наиболее приемлемой и естественной формой производства являлась надомная. Она позволяла женщине заниматься любимым занятием – вязанием, не отрываясь от ежедневных забот о своем хозяйстве и семье.

 В июле 1930 г. на базе 34 артелей был учрежден Оренбургский Губернский Союз Промысловой кооперации «Промсоюз», который затем был преобразован в специальный Пуховязальный союз Промкредита. На 1.04.1929 г. в составе сети числилось 33 пуховязальных кооператива с 7845 членами, 8721 кустарем, работающими на дому. В целях подготовки кадров для руководства женским пуховязальным промыслом, главным образом, по выработке экспортного (ажурного) пуха, платка при Союзе были организованы 6-ти месячные курсы (школа) и 2-х годичная кустарно-ремесленного образования на 75 чел. [20].

 Эти данные говорят о том, что значение кустарной промышленности в Оренбургской губернии в 30-е гг. ХХ в. стало возрастать, что было связано с большим спросом пуховых платков не только на территории СССР, но и с экспортом их за границу.

 В 60-е гг. XX в. в составе Оренбургского пуховязалъно-трикотажного комбината Облместпрома числилось 32 артели, среди которых можно отметить: Кувандыкское пуховязальное производство Орское, Гирьялское, Красногорское, Желтинское, Никольское, Ново-Орское, Перволоцкое, Черкасское, Саракташское, 2-ое Александровское, Троицкое пуховязальные производства.

 В 60-70-е гг. в стране широкое развитие получило комплексное обслуживание предприятиями сервиса на селе. С этой целью в районных центрах и крупных сельских населенных пунктах создавались комбинаты бытового обслуживания населения (КБО), при которых были созданы артели вязальщиц, работавших на предприятии или на дому. На производстве на специальных пуховязальных станках одни работницы предприятия готовили середину платков, а другие вручную на спицах вязали (кайму) края будущей шали на дому. В настоящее время КБО закрылись, и теперь вяжут только на дому для удовлетворения потребностей членов своей семьи и родственников, а также на продажу.

 Один из таких комбинатов находился в Зианчуринском районе в с. Исянгулово. Здесь работало около 1200 мастериц-надомниц. В 60-е годы, когда там работали башкирские этнографы, было осуществлено рациональное разделение труда и механизированы отдельные процессы. В вязальном цехе комбината на специальной машине изготовлялась середина платка, а надомницам поручалась вязка художественной узорной каймы на спицах. «Сырье – пух и белую бумажную нитку – мастерица получает от комбината. Готовые платки окрашиваются затем в специальном красильном цехе комбината в желаемый цвет. Готовые шали вывозятся в города и реализуются через торговую сеть» [21].

 Таким образом, вязание было одним из древнейших традиционных домашних занятий у башкир. Вязальное дело обеспечивало, как личные нужды населения, так и предназначалось для обмена и торговли. Можем отметить, что искусство пуховязания у башкир существовало издавна, параллельно с традицией других кочевых народов, в частности калмыков и киргизов, а во II половине XIX в. и на протяжении XX в. получило очень широкое распространение. Предположение этнографов о том, что вязание пуховых шалей у башкир развивалось под влиянием русского казацкого населения, не подтверждается данным исследованием. Хотя необходимо отметить, что отдельные элементы в узоротворчестве могли иметь место. Но это уже более позднее явление.

 В последнее время башкирские вязальщицы активно перенимают опыт других народов, широко осваивают технологию вязания целого круга новых изделий: свитеров, джемперов, шапочек, безрукавок, костюмов, салфеток, сумок, кофточек и т.д. Таким образом, идет процесс обмена опытом между башкирскими, русскими, татарскими и другими мастерицами пуховязального искусства.

 Далеко по стране и за рубежом идет слава о знаменитых оренбургских пуховых платках. О популярности и востребованности этих изделий среди населения говорят уже названия тех выставок, на которых экспонировались эти шали и получили высокие награды. Москва, Санкт-Петербург, Чикаго, Париж – везде оренбургские платки получили признание и раскупались очень быстро.

 Все это говорит о том, что необходимо возродить традиционное древнейшее ремесло башкирских и оренбургских пуховязалыциц, которое приносило немалые доходы не только самим мастерицам, но и обеспечивало славу и прибыль всему нашему отечеству. Для этого необходимо провести целый комплекс мероприятий. В первую очередь, это организация кружковых занятий по обучению детей старинному ремеслу как в обычных школах на уроках домоводства, так и в специализированных группах при гимназиях, художественных школах и т.д.