Изготовление войлока у юго-восточных башкир (история и современность)


Источник: З.М.Давлетшина. Изготовление войлока у юго-восточных башкир (история и современность) // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения М.Г.Муллагулова. – Уфа: Гилем, 2008. – С.122 – 136.

Примечание: Печатается с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру, с некоторыми сокращениями, постраничные сноски заменены на общий библиографический список.

 

В последнее время стало доброй традицией возрождать старинные народные ремесла по изготовлению бытовых и обрядовых изделий. В хозяйстве башкир испокон веков ведущее место принадлежало войлоку, который широко использовался в быту, применялся во многих традиционных обрядах, в т.ч. семейно-бытовых, свадебных и религиозных. Обработкой шерсти занимались не только кочевые, но и оседлые башкиры, в хозяйстве которых большую роль занимало овцеводство. Древние навыки выработки войлоков вручную еще сохранились и  в южных башкирских аулах.

Изготовление войлочного ковра – очень трудоемкий и древний способ обработки шерсти. Только шерстяные волокна обладают таким ценным свойством, как валкоспособность, дающая возможность получения разнообразных валяльно-войлочных изделий. Войлоком покрывали стены и купол юрты: он не только утеплял жилище степняка, но и защищал от палящего солнца, ливневых потоков, ветров и ураганов. Позднее, с переходом башкир к оседлости, кошмами застилали пол и нары в домах. Из войлока изготавливали молитвенные коврики, чепраки, чехлы, переметные сумы. Узорные кошмы вместе с чепраками, одеялами и подушками, сложенные в стопки, размещались на расписных деревянных подставках или сундуках, внося особый уют в жилище башкир. Использовали войлок и в изготовлении одежды, головных уборов. Красотой и нарядностью отличались обрядовые и праздничные изделия, в первую очередь, свадебные. В состав приданого в южных и восточных аулах Башкортостана традиционно включали однотонные и узорные войлоки. Под седло нарядно убранной лошади стелили свадебный чепрак на войлочной основе (серге, сергетыш), а через седло перебрасывали коврик (ҡыҙыл түшәк). Красочным войлоком покрывали сундук с вещами невесты. У башкир, как и у других кочевников-скотоводов Евразии, предпочтение отдавалось белому войлоку. В некоторых районах Башкортостана до наших дней сохранился древний обычай стелить белый войлок под ноги невесты в момент прибытия ее в дом жениха. По прибытию невесты свекровь приглашала ее пройти в комнату и сесть на нары, застеленные (белым) войлоком. По мнению исследователей, эти действия уходят вглубь веков и объясняются магической силой войлока: «Сидение на войлоке невесты гарантировало, прежде всего, благополучное достижение непосредственной цели создания семьи – продолжение рода».

С давних пор использовались и целебные свойства шерсти. Как показывают результаты иглотерапии и акупунктуры, воздействуя на биоактивные точки, войлок может не только производить массаж, но и вырабатывать статическое электричество. Как видим, многофункциональность использования войлока в семейно-бытовых обрядах способствовала сохранению традиций кошмоделия.

Традиции изготовления войлока у башкир имеют общие корни с народами Средней Азии и Кавказа, прежде всего, с казахами и киргизами. Об этом писали многие исследователи прошлых столетий и современности. Об умении башкир «валять войлок» и об «узорчатых войлоках» есть упоминания исследователей и путешественников XVIII и XIX вв. (И.Г.Георги, В.М.Черемшанский, Н.Казанцев, П.И.Небольсин). В XX в. эти сведения пополнились наблюдениями и заметками этнографов С.И.Руденко и Н.В.Бикбулатова, а также членов этнографических экспедиций, организованных Институтом истории, языка и литературы УНЦ РАН. В этот период оригинальными войлочными изделиями пополнялись и фонды Башкирского национального музея, Музея археологии и этнографии УНЦ РАН, Российского этнографического музея (Петербург).

В 2006 г. появилась работа известного этнографа С.Н.Шитовой, в которой автор, опираясь на многолетние полевые исследования, музейные экспонаты и литературные источники, впервые рассмотрела полный процесс изготовления войлоков и кошмоделие у башкир. Несколько позже появилось пособие «Художественный войлок: учебно-методическое пособие», подготовленное на кафедре художественно-графического факультета БГПУ им.М.Акмуллы.

Способ изготовления войлока, распространенный на юго-востоке Башкирии и известный другим народам, в т.ч. казахам и киргизам, традиционно состоит из следующих последовательных этапов:

– подготовительный этап, включающий обработку шерсти,

– свойлачивание шерсти или создание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока,

 – декорирование войлока или нанесение узора,

– «валяльная» работа («вкатывание» внешнего слоя нанесенного изображения в основу и уплотнение войлока),

– заключительный этап, включающий обработку и отделку войлока.

Древние башкиры для изготовления войлока (кейеҙ баҫыу), предназначенного для покрытия юрт и используемого в качестве постилочного материала, употребляли овечью шерсть осенней стрижки, которая легче скатывалась и хорошо уплотнялась. По данным исследователей, на изготовление больших войлоков шерсть собирали в течение нескольких сезонов или покупали готовые кошмы на стороне, например, у казахов. Небольшие узорные кошмы и свадебные чепраки изготовляли из однородной мягкой шерсти. В качестве постели использовались специальные мягкие кошмы, для чего шерсть стелили в три слоя: вначале расстилали слой осенней шерсти, затем весенней, потом вновь осенней шерсти.

Обработка сырья в ходе предварительного этапа работы заключалась в одновременном процессе «трепания» и «разрыхления» шерсти. В ходе трепания шерсть вручную очищали от сора, комочков грязи, мусора и пыли (йөн тетеү). Для придания ей пушистости использовали «битье», трепанье при помощи длинных прутьев (йөн сабыу, сыбыклау), т.е. разрыхляли волокнистую массу, распушали ее. Это способствовало улучшению взаимосвязи волокон и облегчению размещения шерсти по раскладываемой поверхности. Для создания накладного узора юго-восточные башкиры применяли первый способ, хотя он и требовал большей затраты времени. Далее промывали сначала в теплой, а затем холодной воле. Однако мастера ковровщики из Хайбуллинского района РБ для лучшего сцепления волокон во время «валяния» войлока исключают этап промывки и стирки шерсти. Из распушенной взбитой шерсти вытягивали полосы толщиной в полтора пальца, которые иногда для удобства сматывали в клубок. Готовое сырье неплотными рядами складывали в заранее подготовленные короба, мешки.

При необходимости изменения естественного цвета шерсти промытое влажное волокно, преимущественно белого цвета, окрашивали. На юге и юго-востоке Башкортостана, в частности в Хайбуллинском районе, для этого использовали натуральные красители: луковую шелуху, зверобой, кору дуба. После окраски шерсть промывали в теплой и холодной воде и раскладывали для просушки. Окрашенную и просушенную шерсть сортировали вторично и затем прочесывали с помощью гребешков и чесок для получения мягкого и шелковистого волокна.

В старинных войлоках чаще сочеталась некрашеная шерсть. Несмотря на почтительное отношение башкир к белому войлоку, в кошмах, изготовленных в прошлом столетии, основа могла быть как светлой (белой), так и темной (черной). Поэтому наиболее естественным способом орнаментации кошмы было сочетание темной и светлой шерсти в процессе скатывания войлока. Для этого шерсть, предназначенную для орнамента, в виде полос или прядей «внедряли» в разложенный основной слой. Разметка орнамента производилась на глаз. Хотя и предусматривалось симметричное построение узора, при уплотнении волокон отдельные элементы слегка смещались, полосы теряли жесткую линейность, создавая тем самым рисунок с размытыми контурами.

Выделка войлока, будучи ручным производством, представляла собой трудоемкий и напряженный процесс. На изготовление одного войлока средних размеров (120×240 см) привлекалось 3-4 человека, которые в силу трудности процесса сменялись другими участниками обряда.

Заранее подготовленную шерсть раскладывали на какой-либо подстилке, например, конопляном полотне, старом покрывале, рогоже, старой шкуре или на тряпичном половике «тырпыса», который предварительно расстилали на земле или на дощатом помосте. На разостланный материал, несколько больших размеров, чем предполагаемый войлок, равномерно раскладывали шерсть в виде ровного настила высотой 3-5 см. Для этого опытная мастерица, руководящая работой, брала шерсть в левую руку и прикладывала ее к материалу, держа руку ладонью вверх. Правой рукой, отрывая шерсть щипками, она настилала ее ровным слоем на материал, следя все время за равномерностью покрытия поверхности. Застелив первый слой, определяющий размер войлока, мастерица приступала ко второму и т.д.

Затем приступали к свойлачиванию, т.е. к подготовке основы для будущего войлока. Готовую основу увлажняли, смачивали горячей водой. По нашим полевым данным для увлажнения войлока использовали кипяток, а по данным некоторых исследователей – горячий мыльный раствор (1/5 часть куска хозяйственного мыла на 6 л воды). Затем войлок аккуратно накрывали сверху тонкой тканью и все вместе туго наматывали на круглую скалку диаметром не менее 6 см и длиной на 30-40 см больше ширины будущего войлока. Полученный рулон перевязывали в трех-четырех местах тесьмой. Далее рулон катали возвратно-поступательными движениями рук по направлению от кистей к локтям и обратно. В процессе 40-50-минутного катания рулона брезент раскрывали несколько раз, и войлок снова сбрызгивали горячей мыльной водой.

Полученный войлок поливали еще раз горячей водой, расправляли, если нужно, выравнивали и вытягивали смятые или неровные края. Таким образом, в результате свойлачивания получали «основу» для войлочного изделия, которая пока еще представляла собой рыхлый материал-полуфабрикат. На эту основу наносился рисунок путем накладывания на нее, предварительно заготовленной шерсти.

Вваливание (вкатывание) в основу прядей или слоев шерсти другого цвета – наиболее древний способ изготовления войлоков, знакомый в Евразии и преобладающий у алтайцев, каракалпаков, балкарцев, карачаевцев и у башкир.

Вваливание узора производилось следующим образом: удерживая шерсть нужного цвета в одной руке, мастерица раздергивала эту шерсть и выкладывала из нее узор по уже готовой основе. Для того чтобы шерсть возможно плотнее прилегала к основе, она одновременно с укладкой узора постоянно прихлопывала той же рукой, прибивая шерсть. Ей помогали и другие женщины, которые заполняли шерстью внутриконтурные участки намеченного узора и разравнивали поверхность войлочного изделия. В связи с тем, что данный обряд проводился на открытом воздухе, по мере выкладывания орнамента готовые части кошмы сразу же прикрывались тканью, чтобы шерсть не сдвинулась и не оказалась растрепанной ветром.

После нанесения рисунка войлок вновь туго сворачивали в рулон и начинали валять (катать) на брезенте, располагая на земле, полу или дощатом помосте. Рулон катали руками, с силой надавливая на него. Через 3-5 минут катания работу разворачивали и при необходимости поправляли рисунок и подкладывали шерсть. В зависимости от толщины будущего войлочного ковра процесс валки длился не менее часа. Войлок неоднократно раскрывали, переворачивали то на одну, то на другую сторону и увлажняли при этом горячей мыльной водой. В результате механического воздействия на войлок он уплотнялся и прессовался. Чем дольше изделие подвергали такой обработке, тем плотнее оно становилось. Однако необходимо учитывать, что в результате длительного валяния рисунок мог размыться.

Как отмечают специалисты, «...в технологии изготовления кошем выявляется древняя основа, объединяющая в один ареал монгольские, многие тюркские, некоторые ираноязычные, отдельные яфетические (кавказские) народы. У тюрков эти традиции затрагивают почти всю северо-западную (кипчакскую) ветвь народов (башкир, казахов, киргизов, каракалпаков, ногайцев, кумыков, карачаевцев, балкарцев, южных алтайцев), частично северо-восточных (хакасов и скотоводов тувинцев), юго-восточных (кочевых узбеков, раньше – уйгуров), юго-западных (туркмен)». Повсюду соблюдался коллективный характер труда по выделке кошем с использованием обычая взаимопомощи, были известны одинаковые приемы «взбивания» шерсти и «катания» кошем. Одни из них тяготели к традициям коневодов Центральной Азии (работа верхом на лошадях), другие (ручное валяние) – вели в оседлый быт овцеводов Средней Азии и Северного Кавказа. Если говорить о башкирах, то исследователи отмечают, что они, «зная все способы получения войлоков, предпочитали тот или иной, руководствуясь целесообразностью: количеством шерсти в хозяйстве, назначением и размерами кошмы. Тяжелые войлоки для юрт катали на лошадях, домашние – руками и ногами. Иногда начинали уплотнение с более интенсивной обработки, затем переходили на ручную отделку».

При соблюдении всех технологических процессов поверхность войлочного изделия становилась ровной, гладкой, плотной, без отслаивающихся волокон, без дыр и щелей. По окончании валки готовый войлок стирали, полоскали, сушили и придавали ему товарный вид.

В силу своих уникальных свойств войлок становится в последние годы популярным не только в странах Азии, но и в Европе. Об этом свидетельствуют постоянно организуемые в разных уголках света симпозиумы, конференции, школы, посвященные войлоку. В Великобритании создана Международная ассоциация мастеров по войлоку. В 2001 г. в Кыргызстане прошел международный симпозиум по войлоку, в Дании – конференция по вопросам производства и применения войлока для изготовления одежды, в Монголии – II международная школа по войлочным изделиям.

Комплексные мероприятия, направленные на изучение войлочного ремесла, проводятся и в нашей республике. Возрождение, сохранение и обогащение народных традиций в области искусства войлока – важное явление культурной жизни нашей республики. Ежегодно в РБ проводится научно-практический семинар художественного войлока. На этих семинарах осуществляется передача народными мастерами богатого опыта по созданию войлочных изделий. Важно, то обстоятельство, что участники таких мероприятий не просто наблюдают за процессом создания войлока, но и, вобрав в себя народные традиции, впоследствии творчески воплощают их в жизнь: становятся непосредственными создателями новых изделий, имеющих высокое художественно-эстетическое значение. Один из таких семинаров был организован Республиканским центром народного творчества совместно с художественно-графическим факультетом БГПУ им.М.Акмуллы в д.Бурангул Абзелиловского района осенью 2003 г. На этом мероприятии каждый желающий имел возможность освоить азы войлочного искусства. Такие же мероприятия проводились в Зилаирском, Баймакском и других районах Башкортостана.

Главным занятием у древних башкир было отгонно-пастбищное скотоводство, при котором с наступлением весны башкиры со своими многочисленными стадами и скарбом покидали деревню и возвращались лишь поздней осенью. Перед уходом на летовку башкиры праздновали сабантуй. Это «один из древнейших земледельческих праздников – обрядов, устраиваемых ежегодно, смысл которых заключается в задабривании многочисленных богов и духов природы, от милости которых зависела полноценная, гарантированная жизнь башкирского народа». Проведя сабантуй и получив благословение от богов, башкиры отправлялись на летовки. Летние периоды были ответственным периодом, от которого зависело будущее. Необходимо было не только откормить скот, приготовить продукты на зиму, но и заготовить ковры, кошмы и войлочные покрытия для юрты.

Ярким примером современного обряда, посвященного изготовлению войлока, стал фольклорный праздник «Аҡ кейеҙ бастыҡ» в д.Тушаул (Түш ауылы, Беренсе Мырҙа) Хайбуллинского района. Свидетелями этого зрелищного мероприятия, организованного по старинным башкирским обрядам (боронғо башҡорт йолалары буйынса) стали и мы в июне 2008 г. во время нашей поездки по южным районам РБ. На него пришли почти все жители деревни, включая детей, женщин, мужчин и пожилых людей. Праздник торжественно открылся выступлением заведующей отделом культуры администрации Хайбуллинского района Л.Р.Мамбетовой, а также приветственным словом руководства Уфимской сельской администрации Хайбуллинского района. Представители местной администрации и руководства хозяйства подвели итоги весенне-полевых работ, отметили хорошее выступление местного фольклорного ансамбля и наградили наиболее активных участников художественной самодеятельности ценными призами и подарками.

Основными участниками этого обряда стали опытные мастерицы-ковровщицы, пожилые жительницы деревни Тушаул, возраст которых варьировал от 60 до 87 лет. Это не только уважаемые жители, труженицы села и заботливые родители и бабушки, талантливые мастерицы, но и замечательные артистки, активистки местного фольклорного ансамбля.

В подготовке данного мероприятия принимали активное участие мастерицы Ишмуллина (Рыскильдина) Фатима Умурзаковна (1921 г.р.), Раимова Марьям Мустафовна (1934 г.р.), Рыскильдина Хамдия Абдулъменовна (1948 г.р.) и другие жители села.

Как и в далеком прошлом у подножия горы, где бьет родник с хрустально чистой водой, раскинулось гостеприимное «йәйләу» башкирских родов «түнгәүр» и «бөрйән». В огромных котлах варится баранина для угощения народа, кипят самовары, украшающие чаепитие, организованное прямо на лужайке. Расторопные хозяйки готовят кушанья для угощения собравшихся на майдане людей. Большие скатерти с угощением и традиционные постилки ждут, гостеприимно раскинувшись своих гостей на праздничный обед. Небольшой шалаш из веток (ҡыуыш) приглашает желающих отдохнуть в своей прохладе на специально расстеленных для этого красочных кошмах, ковриках и паласах (буй-балас). Здесь же, на импровизированной ограде можно ознакомиться с оригинальными изделиями местных рукодельниц: с вышитыми полотенцами, ткаными и связанными паласами, изделиями, выполненными в лоскутной технике.

 Хлебом и солью, песнями и плясками встречают гостей и приглашенных участники фольклорного ансамбля, одетые в национальную одежду. Ведущая программы, учительница башкирского языка Абсалямова Фарида, своей эмоционально-поэтической речью прекрасно дополняла атмосферу старинного башкирского «йәйләу» и народного праздника.

На это мероприятие нас пригласила Асма Мавлембердиевна Усманова, вышивальщица и портниха, известная своим рукоделием далеко за пределами Хайбуллинского района. К ней и обратились мы за комментариями этого обряда. Как объяснила Асма апай, перед началом работы по изготовлению войлока произносились благопожелания, которые по представлениям народа, магически воздействовали на успешность выполнения работы.

В связи с трудоемкостью и длительностью процесса по выделке войлока местные мастерицы предложили вниманию присутствующих заранее подготовленную основу с наложенным на него орнаментом, состоящим из надписи: Тушаул, 2008 г. Подготовленная основа из шерсти черного цвета с наложенным орнаментом из белой шерсти была разложена на тряпичном половике «тырпыса» и помещена на деревянный помост. Сверху, чтобы шерсть не сдвинулась и не оказалась растрепанной ветром, шерсть прикрыли тонким покрывалом. Показательное мероприятие открыли четыре пожилые ковровщицы, которые сменялись другими участниками обряда.

Для лучшей усадки шерстяной настил по мере необходимости сбрызгивали горячей водой через березовый веник. С этой целью в котле постоянно кипятили воду. Шерсть вместе с материалом аккуратно свертывали на скалку, следя за линией края, сворачивали в рулон, обвязывали и начинали катать. Для этого локтевой частью рук с силой надавливали на рулон, перекатывая его, двигая вперед и назад и следя за тем, чтобы не было перекоса. После этого заготовку развязывали, снова увлажняли, закатывая с другой стороны. Процесс изготовления войлока, протекая непрерывно, занимает обычно не менее трех часов. В нашем показательном мероприятии этот процесс длился в течение часа. Он сопровождался шутками и плясками участниц обряда, непрерывно сменявших друг друга. На заключительных этапах работы на помощь пришли и мужчины. Готовую кошму выстирали и повесили сушить на солнце.

Мы уже отмечали, этот длительный творческий процесс сопровождается импровизацией: поются шуточные песни, подбадривающие мастериц, другие участники мероприятия танцуют, весело комментируя обряд, шутят, зубоскалят, веселятся от души.

Как и на весеннем празднике, сабантуй, древние башкиры искренне выражали радость единения с окружающей природой. Они верили, что «своим безудержным весельем, озорными плясками, различными шумными соревнованиями во время праздника «встряхивают» еще не проснувшуюся от зимней спячки природу, дают толчок ее дремлющим силам».

По рассказам старожилов, в этих играх происходили и забавные моменты: молодые парни незаметно подсыпали перец под руки тех девушек, которые им нравились. Перец, разъедая руки, заставлял девушек бежать к источнику, чтобы смыть его водой. Все это сопровождалось смехом, шутками. Во время таких коллективных мероприятий молодежь знакомилась между собой, выбирала себе будущих супругов. Около воды вновь веселились, пели, плясали, играли, затем шли угощаться.

После этого началась развлекательная программа праздника: концерт художественной самодеятельности, в котором приняли участие прибывшие из с.Акъяр участники художественной самодеятельности районного Дома культуры во главе с директором Н.Р.Кидрасовой, принимавшей самое активное участие в качестве певицы и исполнительницы народных песен. Состязание певцов, танцоров и музыкантов привнесло особую эмоциональную волну: веселая музыка, звуки гармони, песни, озорные пляски и частушки, детский смех способствовали воссозданию поистине народного праздника. Несколько позже майдан стал ареной много численных состязаний: бег наперегонки, различного рода шуточные соревнования, например, бег парами в мешках.

Все присутствующие на этом мероприятии стали не только свидетелями, но и непосредственными участниками древнего башкирского обычая, посвященного сохранению окружающей природы и созидательному началу в человеке, облагораживающему труду. В то же время они получили огромный заряд бодрости и хорошего настроения. Неоценима воспитательная роль древнего обычаи, демонстрирующего коллективность труда односельчан, мастерство башкирской женщины, ее трудолюбие и талантливость.

Такие мероприятия, как и работа краеведческого кружка при музее Юмабая Исянбаева МОБУ СОШ с.Уфимский, способствуют получению знаний о своем крае, народных традициях, самобытной культуре своего парода и воспитанию будущих этнографов и краеведов. Начало этому уже положено: участники кружковой работы под руководством педагога Кашкаровой Зили приняли участие в проведении республиканского конкурса «Юный этнограф», подготовив исследовательский проект «Мои земляки – хранители материальной культуры башкирского народа» и стали лауреатами этого конкурса.

Войлок – удивительно пластичный, универсальный и, несмотря на свое древнее происхождение, современный материал, привлекающий все больше и больше исследователей своей красотой и прочностью, мягкостью и естественностью. В современном обществе постепенно возрождаются приемы изготовления изделий из этого уникального материала, имеющего большое будущее. Навыки обработки шерсти и изготовления войлочных изделий, передаваясь из поколения в поколение, становятся достоянием не только молодых мастеров из народа, но и профессиональных мастеров и художников, возрождающих древнее ремесло, а также широких кругов общественности. И это не может не радовать и не вселять надежду, т.к. есть еще среди нас такие мастерицы, умудренные жизненным опытом и знаниями, сохранившие творческие и жизненные силы, с желанием и умением передающие свои навыки будущим поколениям. Эти прекрасные женщины с большой теплотой вспоминали, как совсем недавно они проводили здесь же, у подножия этой горы, весенний праздник «Ҡарғатуй», а также другие национальные праздники и мероприятия «Һабантуй», «Ҡыҙҙар уйыны». Праздник получился на славу.

 

Литература:

1. Кузеев Р.Г. Ганеева А.Р. Северо-западные башкиры: состояние изученности, задачи исследования // Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнокультурных процессах (тезисы докладов). – Уфа, 1989. – С.171.

2. Масалимов Т.Х., Ахадуллин В.Ф. Художественный войлок: учебно- пособие. – Уфа, 2007.

3. Полевой материал автора, 2006 г.

4. Полевой материал автора 2008 г., д.Тушаул Хайбуллинского района Республики Башкортостан.

5. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). – Уфа, 2006. – С.27-28.

6. Янгузин Р., Рахматуллина З. Башкирский сабантуй – праздник весны (история и современность) // Ватандаш. – 2003, – №6. – С.46.