Некоторые проявления культа святых у башкир


Источник: Ю.А.Абсалямова. Некоторые проявления культа святых у башкир Восточного Оренбуржья // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения М.Г.Муллагулова. – Уфа: Гилем, 2008. – С.64 – 70.

Примечание: Печатается с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

Одним из малоизученных аспектов духовной культуры башкирского народа является культ святых. У башкир он не получил четкой оформленности, как, например, в Средней Азии или на Северном Кавказе, и выражается в основном в паломничестве к могилам святых. В литературе имеются сведения о некоторых местах поклонения, представляющих собой захоронения святых, на территории Башкортостана [1]. В настоящей статье собраны сведения о проявлениях культа святых у башкир, проживающих в Восточном Оренбуржье. В ходе исследований 2004-2008 гг. в Гайском, Кувандыкском, Новоорском районах Оренбургской области было выявлено 8 захоронений, почитаемых местным мусульманским населением как святыни. Подобные места поклонения и паломничества у башкир называются аулия зыяраты (әүлиә зыяраты – могила святого) (варианты: әүлиә ҡәбере – могила святого, әүлиә ташы – камень святого, әүлиә тауы – гора святого). Слово зыярат – арабского происхождения (от арабского аз-зийара – посещение), и во многих восточных языках употребляется в значении паломничества к святым местам, таким, например, как мусульманских пророков, авторитетных богословов, святых, иногда просто посещения могил родственников (башкирское: зыярат ҡылыу – совершать паломничество, посещать могилы родственников, близких). У башкир, некоторых народов Северного Кавказа и Нижнего Поволжья словом зыярат стали обозначать и сами могилы святых, а в башкирском и татарском языках также обычные кладбища (башкирское: зыярат, татарское: зират) [2].

Словом әүлиә в тюркских языках обозначаются святые (от арабского: аулийа (ед.ч. – вали) – «святые», «находящиеся под покровительством (Аллаха)», «близкие, друзья (Аллаха)»). Культ святых широко распространен в исламском мире, его формирование тесно связано с суфизмом, в рамках которого создана особая концепция святости. В ранг святых возводились суфийские авторитеты, прославившиеся своим благочестием, глубокими познаниями и религиозными подвигами, а места их захоронений становились объектами культа [3]. Однако святыми у башкир могли стать не только суфии, но и обычные люди, отличившиеся благими делами. Могилы аулия наделялись даром чудотворства, считалось, что от них исходит духовная сила и божественная благодать. Другим источником формирования культа святых являются доисламские, или, вернее, неисламские верования. Исследователи тесно связывают паломничество к могилам святых с шаманистическими традициями, и возводят истоки почитания святых мест – гор, деревьев, и др. – к восходящим к домонотеистической эпохе культам, адаптированных и инкорпорированных исламом [4].

Могилы святых и места, связанные со святыми, имеются в каждой местности, округе. Они зафиксированы в следующих башкирских населенных пунктах: в с.Старохалилово, д.Ижберда, д.Яльчибаево (неофициальное название Әптрәш; ныне прекратило существование), д.Миртирек, д.Сарбай, д.Мало-Чураево (Тирәкле), д.Гумерово (Акбулат), д.2-е Юмагузино (Иментамак). Все святыни носят локальный характер, как правило, один памятник является местом паломничества жителей нескольких близлежащих пунктов.

В большинстве случаев население не знает, кем был святой, которому принадлежит могила, в какой период времени он жил. Исключение составляют две могилы – в д.Миртирек (Эткусюк), где по преданию заживо погребен 10 – 13-летний мальчик, и в д.Гумарово, где похоронен также мальчик 14 лет. Последний, как рассказывают информаторы, пас овец и очень проголодался. Ему встретился старик, но не успел принести еду – мальчик лишь произнес «Я голоден» и умер на молитвенном коврике (намазлыке) старика. Происхождение последних двух могил, видимо, относится к недавнему прошлому. Причисление к святым этих двух мальчиков является отражением распространенной в мусульманском мире традиции, когда святыми становились погибшие в мучении. Так, например, у туркмен это могли быть люди, умершие от жажды и голода в песках или в горах, безвинно погибшие во время военных столкновений или от рук преступников [5].

В народном сознании представления о происхождении святых в течение времени трансформируются. Так, аулия зыяраты в с.Старохалилово некоторые информаторы приписывают казахам или калмыкам, совершавшим набеги на башкир в XVII-XVIII вв., а кто-то – участникам событий гражданской войны. Между тем, могила представляет собой курганную насыпь из камней диаметром около 5 метров и высотой около метра. Интересно, что подобные культовые сооружения, являющиеся курганами кочевников I тыс. до н.э. – нач. I тыс. н.э., широко распространенны, у скотоводов гор Ферганы, и в целом характерны для религиозных верований ранних кочевников Средней и Центральной Азии. Они также представляют собой округлые в плане и невысокие груды камней и почитаются иногда как локальные культовые объекты. Называются они по-таджикски санг-туда и по-узбекски тош-туда, что на обоих языках означает «груда (куча) камней» [6]. А местность в километре восточнее старохалиловского аулия зыяраты носит созвучнoe и близкое по смыслу название Таш-ыуа (от башкирского: Таш y6a – башкирское: каменный курган). У рутульцев Дагестана большинство святилищ выглядят как бесформенные кучи камней высотой 1,52 м [7].

Как правило, аулия зыяраты находятся на вершинах гор или других возвышенностях. Они представляют собой каменные или земляные курганы, иногда с надгробным камнем, реже обложенные вкруговую камнями. Так, в с.Старохалилово аулия зыяраты находится на вершине г.Калмак-караул – самой высокой точке в округе; в д.Сарбай – на вершине горы Курагаш-тау; на возвышенном месте находятся могилы в деревнях Яльчибаево, Ижберда. В д.Гумарово могила находится на низменности, у речки Бызаусы, а в д.2-е Юмагузино святилище оказалось внутри деревни после того, как она поменяла месторасположение.

Иногда рядом с могилой святого хоронили и простых людей, так как подобное соседство считалось благоприятным. Обычно начинали хоронить родственников святого, а со временем это место перерастало в обычное кладбище (например, в д.Ижберда). Захоронение близ святыни – явление в целом широко распространенное в исламском мире. Могила святого, почитавшегося татарами станицы Таналыцкой (ныне не существует, оказалась в зоне затопления Ириклинского водохранилища), также со временем превратилась в обычное кладбище, несмотря на то, что она находилась на довольно далеком расстоянии от станицы на возвышенности.

В двух случаях информаторы сообщали о звуках, издаваемых на аулия зыяраты. В д.Старохалилово рядом с курганом, который находится на вершине горы, слышен иногда гул, говорят, что могила издает звук («тауыш сығарып ята»). А в д.Гумарово звук издает черемуха, посаженная у могилы.

Цель посещения аулия зыяраты – обращение к святым с просьбами о ниспослании здоровья, потомства, хорошего урожая и т.д. Ритуал паломничества заключается в круговом обходе вокруг могилы, чтении молитв святому, привязывании лоскутков материи к дереву, растущему у могилы, жертвоприношении около могилы. На аулия зыяраты в д.Старохалилово, представляющей собой курганную насыпь из камней на вершине горы, растет небольшое деревце. Радом еще два высохших деревца, на которых повязаны лоскутки материи. Надо отметить, что посадка деревьев на могилах – давняя традиция у башкир.

Для выздоровления необходимо обойти могилу три или семь раз (подобным образом, например, лечили лихорадку). Иногда к могиле приводят захворавшую скотину. На могилы святых, которые находятся у дорог, вышедшие в путь бросают мелкие монеты в качестве хайер (жертвоприношения). Так, в д.Яльчибаево, ныне прекратившей существование, аулия зыяраты находилось на окраине деревни, у развилки дорог, так, что каждый выезжающий в дальний путь мог оставить хаер.

Также у могилы закалывают жертвенных животных. Так, в июле 2008 г. у аулия зыяраты в с.Старохалилово был проведен обряд «kорбан ашы». В качестве жертвоприношения заколот баран. На горе были совершены молитвы, собралось пожилое население, дети и часть взрослого населения. Устроена коллективная трапеза.

Башкиры в Восточном Оренбуржье живут в тесном соседстве с другими мусульманскими народами – татарами, казахами, у которых паломничество к могилам святых также имеет широкое распространение. Кроме упомянутой могилы святого станицы Таналыцкой можно назвать также захоронение в казахской деревне Чилекта (Новоорский район), которое принадлежит святому Алжану (Әлжән әулиә). В целом, формы проявления культа у этих народов не отличаются. Необходимо отметить лишь, что у казахов он более ярко выражен. Так, кроме традиционных чтений молитв и жертвоприношений у них часто практикуется ночлег у могилы (Новоорский район, д.Чилекта).

В настоящее время аулия зыяраты почитаются в основном пожилым населением. Часто информаторы даже 60-70-летнего возраста знают о них только со слов своих родителей. Это стало результатом антирелигиозной политики советской власти, когда многие святыни предавались забвению, так как почитание их осуждалось. В целом, в Восточном Оренбуржье культ святых, несмотря на повсеместное распространение, утрачивает свое значение.

 

Литература:

1 Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. – Уфа, 1999. – С.31-33: Заманов Р.М. Надмогильные сооружения зауральских башкир // Народы Урало-Поволжья: история, культура, этничность. – Уфа, 2003. – С.172.

2. Башкирско-русский словарь / Под ред. З.Г.Ураксина. – М., 1996. – С.198.

3. Сызранов Л.В. Культ мусульманских святых в Астраханском крае // Этнографическое обозрение. – 2006. – №2. – С.127.

4. Хусаинов Г.Б. Башkорттарза шаманизм kалдыkтары // Духовный мир башкирского народа. – Уфа, 2003. – С.107 – 109, 112-113.

5 Демидов С.М. Овлия // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. – М., 2006. – С.315.

6. Огудин В.Л. Гора Бобои-об – древняя святыня народов северо-западной Ферганы // Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. – М., 2003. – С.44 – 45.

7.  http://www.caucasica.ru/?pageID=181

8. Представлен список информаторов.