По легендарной дороге «Канифа юлы» и о древнейших торговых связях нашего края (по результатам экспедиции 2008 г.)


Источник: Ю.А.Минишев. По легендарной дороге «Канифа юлы» и о древнейших торговых связях нашего края // газета «Сибайский рабочий». – №140. – 9 сентября 2009 г. – С.2.

Примечание:

1. Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

2. Газетная версия названия статьи «По «шелковым» путям».

 

Три года назад наш городской музей предложил проект «Канифа юлы» – легенда или историческая реальность?». Высказывалось предположение, что легендарная «Дорога Канифы» является одной из северных ветвей караванной дороги известной более под названием «Великого шелкового пути». Была поставлена задача восстановления ее маршрута, изучения, а в дальнейшем и организации по ней туристическо-познавательных маршрутов.

В начале проекта было много скептиков считающих проект неперспективным. Ссылались в основном на редкое упоминание в устном народном творчестве караванных дорог и на скудность письменных источников подтверждающих выдвинутую гипотезу. Однако вскоре ситуация стала коренным образом меняться. В 2006 году проект «Канифа юлы – легенда или историческая реальность?» был признан победителем республиканского смотра-конкурса государственных и общественных музеев.

Почин музея вызвал большой интерес общественности и в научных кругах. Статьи посвященные «Дороге Канифы» появились в республиканской прессе, стали обсуждаться на различных научных конференциях, радио и в сети Интернет. Так, на секционном заседании Всероссийской научно-практической конференции «Феномен евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа» прошедшей в мае этого года в городе Сибай, научный сотрудник Института Гуманитарных Исследований АН РБ З.Г.Аминев подчеркнул, что тема о традиционных путях сообщения башкир пока остается малоизученной и высказался о необходимости дальнейшего исследования данной проблемы.

Начиная с 2008 г., городской музей, при финансовой и организационной поддержке администрации города, приступил к непосредственной работе по реализации проекта «Канифа юлы». С 1 по 5 июля 2008г. была организована экспедиция по «Дороге Канифы» в составе научных сотрудников (Р.Б.Ишбулатова, Ю.А.Минишев), фондовика (С.М.Каримова) и директора музея (Р.Я.Абдулгафаров). Начальником экспедиции был назначен директор музея Р.Я.Абдулгафаров. В том же году в составе студенческой этнологической экспедиции Сибайского Института (Филиала) БашГУ, работавшей в Бурзянском районе, приняла участие и младший научный сотрудник музея З.Г. Хасанова, для сбора сведений о крае.

Думаю читателям газеты, будет интересно узнать о результатах работы экспедиции экспедицией. Ведь легендарная «Дорога Канифы» очень привлекательна для туристических маршрутов и семейного отдыха. Она простирается по живописным местам вдоль водораздела рек Сакмары и Таналыка, петляет по степи, проходит у озера Талкас направляется к верховьям реки Большой Кизил у хребта Крыктытау, при этом оставляя удобные для передвижения боковые пути на северо-запад и северо-восток. В этом мы убедились, пройдя по маршруту от деревни Антинганово Хайбулинского района до деревни Ахметово Абзелиловского района РБ.

Наш маршрут пролегал по территории Хайбулинского, Зилаирского, Баймакского и Абзелиловского районов РБ. Направление выбрали, руководствуясь советами известного башкирского литератора, ветерана педагогического труда Т.А.Булякова и директора музея, возглавившего экспедицию Р.Я.Абдулгафарова. В общей сложности членами экспедиции было пройдено более 500 км. Нам очень «помогла» машина марки «Газель», выделенная отделом культуры администрации города Сибай, а также ее неутомимый водитель Р.К.Адигамов.

По прибытию в Хайбуллинский район, мы убедились, что дорогой продолжают активно пользоваться местные жители и память о ней сохраняется. В деревне Янтышево у берегов Сакмары, мы встретились со знатоком этих мест Р.А.Рахметовым. Он познакомил нас с незнакомой для нас оригинальной версией происхождения старинных дорог. По мнению Расих Ахметовича Рахметова, «Дорога Канифы» и «Куныр-буга» (Куныр-буги) абсолютно разные вещи. «Дорога Канифы идет от хребта Кырктытау до г.Орска. Это настоящий торговый путь – утверждал он. – А «Дорога Куныр-буги» связана с культом домашних животных. Она проходит через Оренбург – Аткапас – Аксуру – Ерекле – Беш Каса яра – Зианчуру – Мраково – Тукатово». И соединяются они возле Кувандыка образую крест, указывая на древность пути, считает Р.А.Рахметов. Если с направлением «Дороги Канифы» мы согласились, то маршрут «Куныр-буги» несколько смутил. Он шел в разрез с имеющийся у нас литературой и информацией. Весьма возможно, что рассказанная Р.А.Рахметовым дорога имеют свою историю, но она дублирует известное название.

Мы двинулись обратно к деревне Антинган – начальной отправной точке нашего маршрута по «Дороге Канифы». На окраине деревни увидели небольшой завод по разливу минеральной воды «Канифа», которую добывают здесь же со скважины. Ее мы взяли с собой в дорогу. Она оказалась очень высокого качества с содержанием суточной нормы йода и прекрасно утоляла жажду в пути.

Выехав из деревни, свернули мимо маяка направо на скромную проселочную дорогу, столь популярную в башкирском устном творчестве как «Канифа юлы». Далее маршрут шел только по ней. Проехали вдоль линии лесопосадки левее деревни Новопетровское и пересекли проселочную дорогу, соединяющую деревни Байгускарово с селом Новопетровским и деревней Пугачево. Пересекли линию ЛЭП, дорогу, соединяющие деревни Ивановку и Акташево, проехали правее деревни Ивановки, вдоль лесопосадки. Оставив позади границу Хайбулинского и Зилаирского районов и далее взяли правее деревни Михайловки и поехали вдоль насыпной дороги Михайловка – Байгужино. Заехали в деревню Байгужино, где машина на некоторое время вышла из строя (какое путешествие без происшествий!). Продолжая маршрут проехали левее деревни Бикьян, далее по гористой местности пересекли проселочную дорогу соединяющую деревни Аралбаево и Сидоровку. Миновали гору Уба, вдоль одиноких курганов, выехали к деревне Камыш-Узяк, через одноименный ручей проехали к деревне Япарсаз. Дорога в этих местах оказалась перепахана, но визуально хорошо просматривается (виднеется колея, по которой растут в два ряда сорных трав). По шоссейной трассе доехали до деревни Ямансаз и далее мимо гору Кустана в сторону села Юлдыбаево. Затем свернули направо в сторону города Баймак. Не доезжая до деревни Ишмурзино (Юкаляр) повернули налево в сторону села Акмурун. Проехали по дороге левее села Акмурун по вершине горы и спустились к небольшому ручью под названием «Малый Акмурун». Из-за невозможности переехать по нему отправились далее по насыпной дороге Акмурун – Каратал – Куянтаево.

Проехав село Куянтаево свернули направо на проселочную дорогу, носившую предположительно имя Канифы. Позднее выяснилось, что мы сильно сократили маршрут. Как поведал краевед г.Сибай Р.И.Утягулов, «Дорога Канифы» проходила восточнее села Акмурун, левее населенных пунктов Мамбетово, Актау, Куянтау. В настоящее время в результате хозяйственного освоения края дорога в основном не используется населением, а часть пути даже оказалась под куянтаевским прудом. Следуя дальше, из-за непроходимости дороги, пришлось свернуть с маршрута и выехать правее на шоссейную трассу, которая идет параллельно легендарному пути, через населенные пункты: Куянтаево – Бекешево – Темясово – Билалово – Семяново – Уметбаево – Кирдасово – Ахметово.

Начиная с деревни Билалово «Дорога Канифы» называется «Дорога Кунгыр-буги». Для нас это было в какой-то мере неожиданностью. И само имя Канифы стало встречаться реже при упоминании этого пути. Чаще звучало неопределенное «одна башкирская девушка». Хотя в деревне Ахметово информатор В.А.Махиянов (1927 г.р.) сообщил нам о том, что «Дорога Кунгыр-буги» спускается к деревне по горе под названием Канифа. Но откуда происходит это имя, информатору было неизвестно. Что интересно Абзелиловском, Хайбулинском, Зилаирском и  Баймакском районах есть отличительные особенности в произношении гласных и согласных в имени «Канифа».

Возле деревни Ахметово, по словам Валита Ахтямовича Махиянова, дорога имеет разветвление в сторону деревни Кильдегулово Бурзянского района, а основной путь проходит мимо гор Иремель и Ямантау.

Как нам стало известно позднее из сообщения научного сотрудника З.Г.Хасановой, башкиры – кипчаки Бурзянского района свой участок дороги называют «Кара hыйыр юлы» или «Дорога черной коровы». Название имеет также культовое значение, связанное с культом домашних животных. Но в эпосе «Кусяк-бий» название пути объясняется просто: дескать, бурзянского батыра Каракулумбета провезли по этой дороге с позором на черной корове.

В то же время, согласно информации жителя деревни Семяново А.А.Ишмуратова (1927 г.р.) путь под названием «Дорога Кунгыр-буги» проходит мимо их деревни, а не через деревню Ахметово и далее идет возле деревень Кирдасово, Аскарово, Ташбулатово, Биккулово направляясь в сторону города Учалы. С такими несовпадениями, мы часто сталкивались в местах прохождения маршрута экспедиции. Еще в начале экспедиции руководитель проекта, Рафкат Янузакович Абдулгафаров, полушутя сказал: «складывается ощущение, что всякую хорошую дорогу называли именем Канифы».

По сведениям В.А.Махиянова деревня стоит у истоков реки Сакмары. Имеет очень древнюю и богатую историю: жители принимали активное участие в восстаниях XVIII в., рядом проводились курултаи – всебашкирские йыйыны, устраивались ярмарки. От себя добавим, после побега из Оренбургской тюрьмы в 1918 г. в этой деревне в шалаше бедного башкира скрывался некоторое время А.З.Валидов.

Было символично завершать экспедицию на горе Канифы, представляющий собой конечный пункт маршрута, рядом с деревней, имя которой связано с лидером башкирского национального движения.

Рассказывая о древних дорогах, мы их часто называем торговыми. Нельзя отрицать хозяйственную значимость исследуемого пути, об этом напоминает и имя «Куныр буга» («Бурого быка»). Героиня сказаний и песен Канифа, то идет в поисках пропавшего скота вдоль Уральского хребта или подымается с берегов Аральского моря, то бежит из казахского плена. Во всех вариантах героиня поет песню, обращаясь Кунгыр-буге – своего рода заклинание, с которыми в старину обращались к мифическим покровителям стада. Да и древних башкир обычно представляют как кочевников, у которых животноводство составляло основной образ жизни. Однако данные письменных источников и находки археологов показывают, что средневековые наши сородичи вели комплексное хозяйство и активно вели торговлю. Так, первый историк Геродот, живший в V вв. до н.э. упоминает постоянную торговую дорогу между скифскими племенами Южного Урала и Северного Причерноморья. Предметами экспорта, жителей Южного Урала – аргиппеев, как их называет Геродот, были золото и медь. Греческий историк также, упоминает реку Оар, которая созвучна с именем реки Орь, до которой дошел персидский царь Дарий во время своего неудачного похода против массагетов во главе с царицей Томарис. Если это предположение верно относительно локализации этой реки на Южном Урале, то Дарий шел, скорее всего, по широко известному торговому пути, связывающий наш край с Ближним Востоком. По мнению исследователей этот путь прочно оформился еще в бронзовом веке и усилился в эпоху раннего железа. Кроме того, в настоящее время археологами открыто и исследовано более 500 поселений на территории Башкортостана (до XIII в.). В этой связи большой интерес вызывает сообщение арабского путешественника ал-Идриси описывающего башкирские города: Карукия, Немжан, Гурхан. По Идриси город Карукия находился на реке Итиль (современная река Агидель или Белая) и в подтверждение достоверности источника в настоящее время в старой части Уфы археологами обнаружено средневековое городище. Города Немжан и Гурхан находились по сообщению арабского путешественника верховьях и низовьях реки Яик (Урал) соответственно. Идриси передает интересный факт о нахождения в 8 днях пути от города Немжана гор Аджика (Ирджика), которых современные ученые ассоциируют с Ирандыкскими горами. Для нас, жителей этих краев, будет интересно узнать, что «на склонах Ирандыка более тысячи человек занимаются металлообработкой» и далее указывает, что купцы из Хорезма приезжают к этим местам для покупки «меди и бобровых шкур». Медь – металл, которым наш край славился с эпохи бронзы. Записи Идриси говорят и об этнической принадлежности средневековых металлургов, продолжателей традиций металлургов эпохи бронзы ими были башкиры. А бобровые меха оставались традиционным товаром экспорта Башкортостана и в XVIII в. Спустя много времени «Первый летописец» Башкортостана П.И.Рычков писал: «их в Башкирии во многих реках ловят капканами, кожи их продают азиатским народам, ценою от двух рублей и выше каждую…».

Данные арабского путешественника подтверждаемые записями П.И.Рычкова, несомненно, свидетельствуют о том, что одна из ветвей караванного пути заходила на Южный Урал. И с большой долей вероятности можно утверждать, что с древности существовала дорога связывающая средневековые города Немжан и Гурхан, которая известна нам по видимому под именем «Канифа».

 О близости торговых путей косвенно подтверждает и маршрут секретаря посольства арабского халифата Ибн Фадлана в Волжскую Булгарию в начале IX в. Он проходил по традиционному караванному пути с территории Ближнего Востока через Среднюю Азию в Европу (Багдад – Нишшапур – Мерв – Бухара – Хорезм – приаральские степи – Яик (Урал) – Итиль (Волга)). В пути Ибн Фадлан дважды пересекал территории подконтрольные башкирам: южные отроги Мугоджарских гор (по одной из версий – южная оконечность Уральских гор, территория современного западного Казахстана, рек Черемшан и Кондурча (Самарская и Саратовские области РФ). Что интересно отрезок древней дороги из Хивы в Бухару имел схожее название с именем города Сибай – «Сибая». Как писал Ибн Батута, посетивший Среднюю Азию в XIV в. «ехали по дороге, известной как Сибайа…». Торговую дорогу через Южный Урал в Среднюю Азию активно использовали купцы и путешественники в последующие века. По описаниям путешественников и купцов XVI в. она проходила через верховья реки Урал на р.Иргиз, далее степью через казахские и ногайские улусы, от Пегих гор через Таласский Алатай в Хиву или Самарканд и оттуда в Бухару. Для прохождения степной дороги от Южного Урала до Бухары протяженностью в 2000 км им приходилось находиться в пути около двух месяцев.

Географические названия также показывают о наличие торговых отношений с Востоком. Например, гора Кустана у деревни Ишмурзино башкирском языке имеет значение «двигаться большой толпой» или «путь на летовку». Гора Хангала (на баш.яз. Ангала) у деревни Кирдасово толкуется как «величавая» или «священная». По мнению З.Г.Аминева, гора Рапат, расположенная у села Темясово переводе с арабского языка означает «место, где останавливаются для отдыха караваны».

Таким образом, данные письменных источников и топонимики (названия местностей, гор и т.д.) показывают о наличии торговых путей сообщения по Башкирскому Зауралью.

Подводя итоги экспедиции можно отметить, что, несмотря на большую протяженность исследуемого участка, в целом поставленная нами задача была выполнена. Была уточнено месторасположение «Дороги Канифы», а также собран источниковедческий материал (легенды, названия мест, происхождение деревень и т.д.) и экспонаты пополнившие фонды музея. Но само знакомство с дорогой задало нам больше загадок, чем ответов. Этот факт, несомненно, показывает сложность и многогранность проекта и, конечно же, перспективность дальнейший работы над ее темой. Необходима в будущем комплексная работа по изучению легендарной дороги в Абзелиловском, Белорецком, Учалинском районах республики, а также Оренбургской и Челябинских областей. Продолжить сбор и анализ этнографических материалов, по которым проходила легендарная дорога.

Сибайскому городскому краеведческому музею в работе над проектом могут помочь жители нашей республики. Если Вы обладаете сведениями по истории дорог «Куныр буга юлы», «Канифа юлы», «Мысыр юлы», «Казан юлы», «Актор юлы», «Кара hыйыр юлы» и других путей сообщения связанных с историей нашего края просим откликнуться по контактному телефону. 8-43775-3-47-59.

История края и республики взаимосвязаны. Раскроим их тайны вместе.