О тарханах башкирского племени тунгаур


Источник: Ф.М.Сулейманов. О тарханах башкирского племени тунгаур // Урал-Алтай: через века в будущее: Материалы IV Всероссийской научной конференции, посвященный III Всемирному курултаю башкир. – Уфа, 2010. – 334 с. – Т.2. – С.247 – 252.

Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

В историографии разных периодов можно встретить множество документальных, научных, научно-популярных публикаций о башкирских тарханах. Профессором А.З.Асфандияровым написана монография [Асфандияров, 2006]. По его мнению, башкирские тарханы представляли собой служилых людей, главной обязанностью которых была военная служба. Тарханы были двух видов: наследственные и личные. Основными источниками тарханства явились: бывшие башкирские бии, князья, мурзы, диваны-дуваны. Кроме представителей высших слоев башкирского общества и рядовые башкиры-общинники могли заслужить звание тархан.

Численность тарханов определяется трудно, ибо очень мало источников. По И.Г.Акманову, в конце XVII в. тарханов насчитывалось 155, в т. ч. 134 по Ногайской, 13 по Сибирской, 8 по Казанской дорогам [Акманов, 1993, С.40]. В 1743-1745 гг., по А.З.Асфандиярову, был 1431 тарханский двор, а на 1 двор приходился 28 человек и башкирских тарханов всего было 40068 человек. [Асфандияров 2006, С.31].

В своей монографии А.З.Асфандияров указывает на многие проблемы, оставшиеся нераскрытыми в исследовании истории башкирского тарханства [Асфандияров 2006, С.100]. Соглашаясь с автором, скажем, что слабо исследованной является история башкирских тарханов по отдельным башкирским волостям. Интересным вопросом является прослеживание дальнейшей судьбы тарханских фамилий после отмены института тарханства.

Изучение истории тарханов по отдельным волостям (или родам и племенам) на основе исторических, документальных, этнографических фольклорных и иных источников (в особенности шежере башкирских племен), по нашему мнению, должно способствовать более углубленному раскрытию истории всего башкирского народа.

В данной статье мы попытались обратить внимание на некоторые стороны истории тарханов башкирского племени Тунгаур.

Наиболее раннее указание о башкирах-тарханах Тангаурской волости относится к 1690 г.: «по челобитью Башкирцев Тингаурской волости Ямметова с товарищи о написании в тарханы. Бурайка Ямметов с родственниками служа вам Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу тарханскую службу и в тарханы не записан. Пожалуйте меня, холопа своего, на Уфе записать в тарханы». Ямметов написан в тарханский список. [Асфандияров, 2006, С.114]. И по данным И.Г.Акманова в 70-90-е гг. XVII в. в Тангаурской волости Ногайской дорога числился 1 тархан [Акманов 1991, С.27].

После организации Оренбургской экспедиции в 1734-1735 гг. власти провели своеобразную перерегистрацию тарханов. На основе предъявленных воеводе грамот и записей в тарханских книгах были признаны в тарханстве 773 человека [Акманов 1991, С.27-28].

По подсчетам A.З.Асфандиярова, в 1730-х гг. по Ногайской дороге звание тархана было пожаловано 80 рядовым башкирам и 7 башкирам калмыцкого происхождения. Из общего числа тарханов Ногайской дороги, рядовых башкир из Тунгаурской волости, обладавших тарханными грамотами было 4 человека [Асфандияров, 2006, С.26-27]. О характере их тарханства судить трудно. По мнению А.З.Асфандиярова, наследственное тарханство касалось не всех. Если в грамоте указывались только конкретные имена, то можно усмотреть пожизненное тарханство, т.е. без права передачи звания своим наследникам. А если указывались и дети – «...и детям его», то уже можно говорить о наследственном характере этого титула [Асфандияров, 2006, С.27].

В «Указе ис канцелярии Оренбургской Экспедиции Уфимского уезду тарханам и башкирцам», приводимом В.В.Вельяминовым-Зерновым, в разделе «Ногайской дорога Тенгаурской» волости, относящимся к 8 февралю 1735 г. под номером 92 содержится информация о подтверждении звания тархан: «Башкирцу тархану Уразгулу Акчувашеву, и сыну ево». Далее под номерами 94, 95, 96 звания тархан признавалось за следующими тунгаурскими башкирами: «Башкирцам тарханам Бякиру, Умиру, Иману Теникеевым и детям их»; «Башкирцу тархану Умеру Умешову, и племяннику ево»; «Башкирцу тархану Кулукаю Тлепееву, детям ево». За то, что оных Бякира с товарищи деды и отцы были в Крымском Азовском и в Свеском походех». [Асфандияров, 2006, 134|. Из этого следует, что подтверждение звания тархана получали лица, являющиеся потомстненными тарханами.

В том же 1735 г. 20 марта в разделе «Ногайской дорога Тенгаурской» звание тархана пожаловано под номером 168 «Башкирцу Сулейману Кырмаеву и братьям ево двоюродным». По всей видимости, они являлись рядовыми башкирами. 27 марта тот же года в разделе «Тенгаурской» звание тархана пожаловано под номером 180 «Башкирцам Улмятяку, Тевлекею Улеевым и детям их». Видимо, и эти тарханы прежде являлись рядовыми башкирам. В тот же день звание тархана было подтверждено под номером 196 «Башкирцам тарханам Аласю, Раману Татлыбаевым, детям их и внучатам», которые должны быть являющиеся потомственными тарханами.

Таким образом, нам стало известно имена 11 тунгаурских башкир, которые удостоились титула тархан или подтвердили его в 1735 г., у еще 4-х тарханов имена остались неизвестными, неизвестными остались и имена и количество тарханских детей, внуков, о которых сообщается в документе, что они получили звание тархана. В каких аулах они жили, к какой группе тунгауров они относились, какова их родословная линия и судьба их потомков и т.д.? Ответы на эти и другие вопросы следует искать в шежере племени Тунгаур, ревизских сказках и других материалах.

Интересный документ с указанием численности дворов башкирских тарханов опубликован С.Таймасовым. В нем имеются сведения и о Тунгаурской (Тангаурский) волости Ногайской дороги. По этому документу, старшиной Тангаурской волости служил Мамыт Кучюков, который «К Курану приведен и указ дан в Уфе 742 году августа 12 дня» [Таймасов, 2009]. Мы проследили потомков Мамыта Кучюкова по VII ревизии (1816 г.). Мамыт Кучюков являлся одним из первых старшин южных тунгауров. Его потомки проживали в д.Кашкарово Тунгаурской волости Оренбургского уезда и губернии (ныне – д.Кашкарово Зилаирского района РБ – автор) отставной сотник Кашкар Мамутов (в возрасте 74 лет) и его сыновья – походный старшина Габбяс, сотник Баязит, Абдулмазит и Абдулатыф со своими семьями. В том же ауле проживали еще двое сыновей Мамыта: Махмут (68 лет) и Ренн (67 лет) со своими семьями [ЦГИА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.145]. В опубликованном документе С.Таймасовым, в Тунгаурской волости названия и количество деревень не указаны, но даны сведения о числе дворов: башкирские – 20, тарханские – 30. Итак, по данному документу в период образования Оренбургской губернии у южных тунгауров числилось 30 тарханских дворов. Если учитывать тот факт, что в 1743-1745 гг. по А.З.Асфандиярову на 1 тарханский двор приходился 28 человек, то получается, что во дворах тунгаурских тарханов Ногайской дороги проживало 840 человек.

Анализ имен в шежере Ялан-тунгауров (южных), в материалах ревизских сказок башкирских аулов Тунгаурской волости Оренбургского уезда и губернии, составленных 1816-1859 гг. и некоторых другие документов нас привели к выводу о том, что большинство имен тарханов тунгаурских башкир (9 имен) и их потомков, перечисленных в материалах, приводимых В.В.Велъяминовым-Зерновым в разделах «Ногайской дороги Тенгаурской» волости, происходят из старинных аулов южных тунгауров расположенных на территории нынешних Зилаирского, Баймакского и Хайбулллинского районов Республики Башкортостан.

Родословную линию башкира «Тенгаурской» волости Ногайской дороги Сулеймана Кырмаева с его братьями ево двоюродными, по шежере южных тунгауров и материалов ревизских сказок восстановить не удалось. Возможно, ото происходят из другой группы, северных тунгауров, потомки которых проживают на северо-западе республики (Икские тунгауры) и в Абзелиловском, Бурзянском, Белорецком и Кугарчинском районах Башкортостана.

О принадлежности башкирского тархана «Тингаурской волости» Бурайки Ямметова с родственниками, известного из материалов 1690 г. (Асфандияров, 2006, С.114], о причастности к какому либо селению южных тунгауров ни по шежере, ни по архивным материалам нам также установить не удалось. Следует только предположить, что и Бурайка Ямметов с родственниками происходили из другой группы тунгауров.

Таким образом, тунгаурские башкиры после присоединения в состав Русского государства наряду с башкирами других племен и родов широко привлекались в военную службу, являлись активными участниками в «Крымском, Азовском и в Свеском походах» и других войнах России XVII-XVIII вв., где за боевые заслуги немалое число из них удостоились привилегированного звания тархан.

Указ Сената от 16 марта 1754 г. о снятии ясака с башкир, мещеряков с заменой его обязательной покупкой казенной соли, по мнению исследователей, приводит к уравнению башкирских тарханов с остальными башкирами. К 50-60-м гг. XVIII в. башкирское тарханство на правовой основе было ликвидировано. Однако, несмотря на это, башкирских тарханов учитывали в документах второй половины XVIII в. и в начале и первой трети XIX вв. В некоторых восточных кантонах они даже освобождались почти от всех повинностей, кроме военной службы. В реликтовой форме тарханство просуществовало до 1845 г. [Асфандияров, 2006, С.99].

Пример этому можно привести и по Тангаурский волости. В ревизской сказке, составленной в декабре 1816 г. в д.Ишкужиной Тунгаварской (Тангаурской – авт.) волости Оренбургского уезда Оренбургской губернии зафиксирован двор тархана Джангильды Бытукова, которому было 69 лет (выходит, он родился до отмены института тарханства, в 1747 г.р. – авт.), жившего с женой (Газизой) и с сыновьями. Во дворе Джангильды Бытукова жили его 28-летний женатый сын, сотник Кульбай, его жена Кульбика и их новорожденный сын Умитбай. Кроме них во дворе зафиксированы неженатые сыновья Джангильды: Шагимрат – 18 лет, Султантимир – 14 лет. Таким образом, данный документ, возможно, представляет собой один из последних свидетельств о тарханах южных тунгауров [ЦГИА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.145].

Здесь важно указать и на один исторический источник – «Карта Верхнояицкой, Сакмарской, Орской и Уйской дистанций с показанием на тех дистанциях крепостей, редутов и других смежных с меньшими к ним местами 1755 года», свидетельствующей о существовании на территории южных тунгауров деревни Бытукова, расположенной на левом берегу реки Степной Зилаир [Оренбургская губерния, 1880], что, примерно соответствует месту расположения известной нам д.Ишкужиной Тангаурской волости. В целом, данный источник позволяет выяснить название, месторасположение древних аулов южных тунгауров, расположенных на территории современного Зилаирского района Башкортостана, ранее не известных исследователям название д.Бытукова, видимо, происходит от имени Бытука-тархана отца Джангальды, и возможно, предшествовало названию д.Ишкужа (современное Искужа – авт.). Кроме того, в данном источнике мы обнаружили названия и месторасположение и некоторых других населенных пунктов южных тунгауров, ранее не известных в науке. Так, по обоим берегам реки Степной Зилаир ниже по ее течению от д.Бытукова на карте указаны: Темирова, Юлушева, а на реке правом берегу р.Сакмара д.Мамбетова Зилаир [Оренбургская губерния, 1880]. Немного отвлекаясь от темы, следует сказать, что все эти названия прослеживаются по шежере южных тунгауров и отражают имена башкир племени Тунгаур. По нашему предварительному мнению, месторасположения деревень, указанных на карте 1755 г. примерно соответствуют месторасположению современных аулов таким образом: д.Бытукова – д.Искужино, д.Темирова – д.Максютово, д.Юлушева – д.Старо-Якупово, Мамбетова – д.Юлдыбаево и Сынташево (Малоюлдыбаево), расположенных на территории современного Зилаирского района, что наводит на мысль о том, что эти названия аулов могли предшествовать ныне нам известным названиям деревень, или они располагались на тех территориях до образования там новых селений. Однако, подробное рассмотрение этого вопроса оставим на будущее и вернемся к основной теме.

В ревизской сказке, составленной 1 апреля 1859 г. в д.Ишкузиной деревни 4-го Башкирского кантона 2-й юрты (Тунгаурской волости – авт.) Оренбургского уезда Оренбургской губернии мы обнаруживаем внука тархана Джангильды Бытукова Умитбая Кульбаева Зиянгильдина, которому, как указано в документе, было 44 года [ЦГИА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.707].

Разговор о потомках и родственниках тунгаурских тарханов можно продолжить не только на основе архивных документов. Например, линия тархана Джянгильды Бытукова прослеживается и по шежере Ялан-тунгауров. В шежере родословная линия Джянгильды Бытукова выглядит таким образом: Тунгаур – Хакколай – Иламан – Кустэнэ – Хатыусал – Ситаяй – Шатияк – Бытук (Бњтњк) – Джангильды (Янгильды) тархан. Следует полагать, раз Джангильды (Янгильды) числился тарханом в начале XIX в. (1816 г.), то он, вероятно, унаследовал этот титул у предков. Значит, тарханство было наследственным, и оно распространяюсь и на других сыновей Бытука. Согласно шежере от Бытука (Боток) родился Суюндук. В ревизской сказке 1816 г. Суюндука нет, видимо к этому времени он уже умер. По шежере от него идет такая линия: Суюндук – Мухаметвалей – Галиахмет – Шахивали – Шахишариф и Хакимьян.

По архивным источникам выясняется, что Суюндуковы, как и их предки являлись влиятельными людьми своего времени. Среди них были военные, духовные лица. Так, Мухамедьяр Суюндуков являлся походным сотником и умер в 1814 г. [ЦГИА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.145|, вероятно, в Отечественной войне 1812 г. Мухаметвалий Суюндуков чистится в списке ветеранов Отечественной войны 1812 г., составленном в 1836-1839 гг. За проявленный героизм Мухаметвалий Суюндуков, воин 8-го полка 9-го башкирского кантона, был награжден медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 г.» и «1812 год». (Асфандияров, 2005). В 1859 г. он числился как отставной зауряд-хорунжий, а его сын Галиахмет Мухаметвалиев Суюндуков находился на должности указной муллы. Кроме того Мухаметвалий Суюндуков «по предписанию Господина Командующего Башкирскими войсками» в 1853 г. выступил основателем нового селения южных тунгауров – деревни Мухаметвалиево [ЦГИАРБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.707].

Шежере и сведения информатора позволили нам проследить дальнейшую судьбу одной из линий потомков Суюндука Бытукова. Так, от Шахишарифа Суюндукова родились: Фазыльян и Тухватулла. Фазыльян Суюндуков был известный в Башкирском Зауралье мулла и врачеватель народной медицины, свою деятельность не прекращавший и в советское время, кроме того он активно участвовал в Великой Отечественной войне, имел серьезные ранения и награды. От Фазыльяна родился Шамиль Суюндуков, педагог, долгие годы проработавший учителем истории и обществоведения и директором школ в Зилаирском районе. У Тухватуллы (по свидетельству информатора, в голодные годы из д.Искужа переехал жить в д.Мамбетово нынешнего Баймакского района – авт.) родились 4 сына: Гайса, Юлай, Халиль, Ялиль и дочь Галия.

Достойным образом сложились судьбы Гайсы, Юлая, Халиля, Ялиля Суюндуковых, которые сегодня проживают в городе Сибай и являются весьма известными людьми города. Ялиль Суюндуков – ученый, известный не только в республике, но и далеко за ее пределами, доктор биологических наук, профессор, директор Зауральского филиала Башкирского аграрного университета и директор Государственного автономного научного учреждения «Институт региональных исследований» Академии наук РБ. Интересным является и тот факт, что все они имеют отношение к военной службе, носят и носили офицерские звания: Ялиль Тухватович – старший лейтенант запаса, Юлай Тухватович – майор, заведующий судмедэкспертизой г.Сибай. Гайса и Халиль Тухватовичи – капитан и подполковник в отставке. Халиль Тухватович известен и как детский писатель, автор нескольких книг [Информатор Х.Т.Суюндуков]. Таким образом, на примере Суюндуковых ярко отражается судьба потомков тунгаурских тарханов, сохранивших славные традиции предков.


Литература:

1. АкмановИ.Г. Башкирские восстания XVII – начала XVIII вв. – Уфа,1993.

2. Акманов И. Г.Башкирия в составе российского государства в XVII – первой половине XVIII века. – Свердловск. 1991.

3. Асфандияров A.З. Башкирские тарханы. – Уфа, 2006.

4. Асфандияров А.З. Кантонное управление в Башкирии (1798 – 1865 тт.). – Уфа, 2005.

5. Информатор Х.Т.Суюндуков, 1957 г.р., пенсионер, проживает в г. Сибай (записано автором в 2009 т.).

6. Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по «Ландкартам» Красильникова и «Топографии» П.И. Рычкова 1755 года. – Оренбург, 1880. (Данный источник любезно предоставлен автору Р.И.Бакировым).

7. Таймасов С. О численности башкир, о старшинах и тарханах в период образования Оренбургской губернии // Ватандаш. – 2006. – № 10. – С.91 – 104.

8. ЦГИА РБ. Ф.И-138. Oп.2. Д.707.

9. ЦГИАРБ.Ф.И.-138. Оп.2. Д.145.