О поклонении башкирами-мусульманами могилам святых (әүлиә)


Источник: З.Г.Аминев. О поклонении башкирами-мусульманами могилам святых (әүлиә) // Зайнулла Расулев – выдающийся башкирский мыслитель – философ, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира: Материалы международной научно-практической конференции (5 – 7 июня 2008 г., г.Уфа). – Уфа: РИЦ БГУ, 2008. – 392 с. – С.10 – 15.

Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

На вершине горы Ауш недалеко от башкирского аула Ауш в Учалинском районе РБ имеется древняя могила, надмогильная плита на которой, по преданиям местных башкир, установлена в 1904 г. по поручению Зайнуллы ишана Расулева. Местные башкиры считают, что здесь похоронен святой (әүлиә). О совершении мусульманскими богомольцами и больными  паломничества к этой могиле и, проводимых ими здесь ритуалах, оставил свои записи известный дореволюционный краевед Р.Игнатьев [6].

По имеющейся на надмогильном камне надписи с арабской графикой, можно установить, что здесь в 651 году (по хиджри) во времена хана Берке нашел свой последний приют человек по имени Мухаммад Рамазан Алауши шейх Наджмитдин Алакбар.

У подножия горы имеется родник, воду которого верующие считают святой. По сообщениям наших информаторов, этот родник бьет из-под земли только однажды, всего несколько недель в году, в конце мая – начале июня. В это время у горы собираются многочисленные паломники не только из ближайших башкирских селений, но и из самых дальних краев, даже из казахских степей. Паломники читают молитвы у могилы похороненного на вершине горы святого, прося всех благ себе, родственникам; на ветки березы, растущего у родника, вешают тряпичные лоскутки. Уезжая, они берут с собой воду из святого родника. Паломники берут у подножия горы камень и кладут его у могилы святого и, таким образом, у могилы возник довольно внушительных размеров каменный холм.

Подобные могилы святых (әүлиә), куда башкиры-мусульмане до сих пор совершают паломничество, имеются практически всюду, где проживают башкиры.

Одно из самых ранних сообщений о поклонении башкир-мусульман могилам святых, относится к XVIII в. Это сообщение оставил английский купец Гок, который по пути к каракалпакам прошел через башкирские и казахские земли. В местах, где добывали илецкую соль, этот купец ходил смотреть, как добывают соль местные казахи и башкиры и видел там большую соляную гору, которую киргиз-кайсаки называли «святою». Гок пишет: «что-де в той горе есть их святой из старых ногайцев и лежит на самом наверху той горы, и к нему имеются норы, такие как человеку, ходить можно до самого низу, о которых кайсаки ему сказывали: акиб напредь сего у башкирцев бывало такое обыкновение, что они показанному святому приносили жертву бросанием в те норы денег, серебра, шерсти, лоскутьев суконных и протчего, кто что может. И как они кайсаки о том сказывают, то надобно думать, что тут таких денег и протчего великое множество находится; оную же илецкую соль ныне добывают российские люди…» [5, С.206-207].

По преданиям, сохранившимся у юго-западных башкир-минцев, на вершине горы Нарыстау в Миякинском районе РБ похоронен эпический батыр Идукай – персонаж башкирского эпоса «Идукай и Мурадым». Могила эта считается святым, у подножия горы бьет ключ, вода которого считается целебной. Сюда издревле совершали паломничество не только местное население, но и люди из таких далеких тюрко-мусульманских краев как Казахстан, Средняя Азия. Известно, что Идукай был реальным историческим лицом Ногайской Орды. Мы не можем сказать: реальный ли Идукай похоронен на вершине башкирской горы Нарыстау, или же кто-то другой. В данном случае для нас важен не сам факт принадлежности могилы реальному историческому Идукаю, а интерес представляет факт поклонения данной могиле, как отражение культа святых предков в традиционной культуре башкир. Даже, если в могиле захоронен кто-то другой, сам факт целенаправленного посещения тюрко-мусульманским миром могилы, считающегося святым, с чтением здесь молитв из Корана, с принесением различных жертвоприношений в виде монет, лоскутков тряпок, клочков шерсти, сложение куч из камней, купание в священном источнике, с одновременным прощением у святого помощи в решении тех или иных жизненных коллизий (избавления от болезней, от бесплодия и т.п.) – все это указывает на то, что в данном случае, мы имеем дело с культом святых предков – защитников.

В Кугарчинском районе РБ население близлежащих районов до сих пор посещает могилу святого, находящуюся на вершине горы «Аулия тау» у аула Тупсан (Төпсән). Посетители у этой могилы читают молитвы из Корана, приносят различные жертвы в виде лоскутков тканей, монет, а рядом с могилой кладут камни. По этой причине возле могилы святого, так же как и у могилы святого на горе у аула Ауш в Учалинском районе РБ, возник холм из камня. В этом же районе особым почтением пользуется также могила известного религиозного деятеля Шамигул хальфы Бикбаева (1876-1957 гг.), находящаяся на кладбище аула Саиткул. Шамигул хальфа еще при жизни пользовался огромным уважением среди населения не только своей округи. К нему приезжали из таких далеких мусульманских краев как Казахстан, Средняя Азия, Кавказ. Последователь тариката Накшбандийа Шамигул хальфа был не только религиозным деятелем, но был также прекрасным знатоком народной медицины и целебных трав. Как можно установить из множества благодарных воспоминаний людей, обращавшихся к Шамигул хальфе, у него лечились, в основном, люди с различными болезнями суставов (вывихи, растяжения, переломы и т.п.), а также, страдающие соматическими нарушениями. Несмотря на то, что после смерти Шамигул хальфы прошло более чем пятьдесят лет, он до сих пор в памяти народа. Поклониться могиле святого приезжают во все времена года не только из близлежащих башкирских районов, но даже из далеких казахских степей.

Из разных регионов совершают паломничество к могиле святого (әүлиә) Мужавир хазрята, похороненного на кладбище в башкирском ауле Манхыр в Баймакском районе РБ. Мужавир хазрят прожил долгую праведную жизнь и снискал уважение не только местного мусульманского населения, но и у представителей других религий. Мужавир хазрят обладал даром народного целительства и старался помочь всем кто к нему обращался, невзирая на национальную и религиозную принадлежность человека. По сохранившимся воспоминаниям многочисленных паломников, Мужавир хазрят обладал даром гипноза и мог излечивать многие заболевания, связанные с соматическими нарушениями. Это снискало ему заслуженное уважение. Умер хазрят в 1967 г. Несмотря на то, что прошло уже довольно много лет после смерти хазрята, народ до сих пор помнит его, чтит его память и посещает могилу святого, считая его әүлиә.  При посещении могилы люди читают молитвы из священной книги Коран, оставляют у надгробной плиты монеты, вешают на дерево, растущее там же, тряпичные лоскутки.

Недалеко от Уфы, в Аургазинском районе РБ имеется захоронение Ягафар ишана. Могила ухожена, огорожена ажурными металлическими решетками на деньги мусульманских купцов еще в XIX в. К могиле до сих пор не прекращается паломничество населения ближних районов. На растущих деревьях висят лоскутки тряпок, у надмогильного камня лежат монеты. Недалеко от могилы имеется родник, воду которого все считают целебным.

Подобные могилы святых (әүлиә), куда башкиры-мусульмане до сих пор совершают паломничество, нами во время полевых экспедиций зафиксированы практически всюду, где проживают башкиры. В частности, они были зафиксированы в Хайбуллинском районе (на вершине горы Турат), в Зианчуринском, Куюргазинском, Ишимбайском, Салаватском, Абзелиловском, Бурзянском и в других районах РБ. Все этой показывает, что  культ святых у башкир имеет широкое распространение, уходя своими корнями во времена доисламские. К сожалению, культ святых в башкирском исламе остается практически вне поля зрения научных кругов Республики Башкортостан. В основном, данной темой пока что увлекаются местные краеведы и журналисты. Находящиеся в местах проживания башкир могилы святых (әүлиә), считающихся святынями, не описаны, а связанные с этими захоронениями многочисленные  исторические предания и легенды, слабо изучены. Повезло в плане изученности мавзолеям Хусаин бека и Турахана в Чишминском районе РБ, которые являются наиболее известными и изученными захоронениями святых (аулия) в Башкортостане.

Изучение этой проблемы проблема не только научная, но и имеет практическое значение [1;2;3;4;]. С распадом Советского Союза, в некоторых мусульманских регионах бывшего СССР быстрыми темпами набирает силу движение ревнителей чистоты ислама. Особую непримиримость у них вызывают так называемые народные религиозные культы и обряды, в том числе и очень распространенный у мусульманских народов культ святых. По мнению сторонников чистоты ислама, поклонение могилам святых не вписывается в канонический ислам и с этим явлением необходимо бороться. Среди этих ревнителей чистоты веры своей непримиримостью к различным отклонениям от «истинного» ислама особо выделяются ваххабиты. Проблема ваххабизма не миновала и Россию, где в некоторых регионах мусульмане составляют довольно внушительную силу. Поэтому проблема изучения дальнейшего развития ислама и направленность этого  движения становится все более актуальной.

 

Список использованной литературы:

1) Абашин С.Н. Ислам и культ святых в Средней Азии // Этнографическое обозрение. – 2001. – №3. – С.128-131.

2) Абашин С.Н., Бобровников В.О. Соблазны культа святых (вместо предисловия) // Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. – М.: Наука, – 2003. – С.3-17.

3) Басилов В.Н. Культ святых в исламе. – М., 1970.

4) Басилов В.Н. Следы культа умирающего и воскрешающего божества в христианской и мусульманской агиологии // Фольклор и историческая этнография. – М., 1983. – С.118-151.

5) Документ №88 1742 г. 13 июня, запись показаний английского купца Гока о его поездке в Каркалпакию через казахские степи // Казахско-русские отношения в XVIXVIII веках. – А.-А.: Наука, 1961. – С.206-207.

6) Игнатьев Р. // Этнографическое обозрение. – 1899. – №4.