Есть ли версии и варианты эпоса «Урал батыр»


Источник: З.Г.Аминев. Есть ли версии и варианты эпоса «Урал батыр» // «Урал батыр» и духовное наследие народов мира. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию записи эпоса «Урал батыр» (Уфа, 30 ноября 2010 г.). Ч.1. Уфа. 2010. С.66-70.

Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.


Представления древних людей о возникновении, становлении как мира в целом, так и его частей, нашли отражение в их космогонических мифах. Как пишет известный российский исследователь мировоззрения древних людей В.Н. Топоров, космогонические мифы и космологические представления занимают особое место среди других форм мифо-поэтического мировоззрения, поскольку описывают пространственно-временные параметры (стр.66) вселенной, то есть условия, в которых протекает существование человека и помещается всё, что может стать объектом мифотворчества. Космологические представления концентрируются, прежде всего, вокруг актуального состояния вселенной: структура мира – набор, связь и функции его частей, иногда – их количественные параметры (синхронический аспект описания космоса). Космогонические мифы описывают, как возникла вселенная (диахронический аспект). Актуальное состояние вселенной в мифопоэтическом мышлении связывается воедино с её происхождением как следствие с причиной; ибо определение и объяснение состава мироздания и роли, которую играют в нём его объекты, равнозначно ответу на вопрос «как это возникло», описанию всей цепи порождения этих объектов («операционная связь» синхронического и диахронического описаний). Таким образом, эти аспекты представляют лишь два проявления одной сущности: то, что порождено в ходе создания и устроения космоса, и является его составом; всё, что входит в состав космоса, возникло в ходе его развития [4, С.6-9].

В мире, наверное, нет народов, которые бы не задавались  вопросом: как, когда каким образом возник мир и кто его создатель?; что было до возникновения мира? Люди задавали эти вопросы издревле и в мифологической картине мира процесс сотворения мира, то есть вопросы космогонии  являются одним из главных концептуальных моментов. Как отмечает Е.М. Мелетинский  «превращение хаоса в космос составляет основной смысл мифологии, причем космос с самого начала включает ценностный, этический аспект» [2, С.169].

Считается установленным, что в основе традиционного мировоззрения конкретного народа не могут лежать несколько взаимоисключающих друг друга мифа, так как мифология каждого народа образует цельную систему, части которой в большой мере взаимосогласованы [1, C.14-27], в его основе  должен лежать один космогонический миф. Он играет фундаментальную роль в мировоззрении людей, в их материальной и духовной культуре. Миф о сотворении мира рассказывает, каким образом возник мир, что он имеет упорядоченную структуру и четкие формы [3, С.78].

Башкирский народ обладает огромным фольклорным наследием, которое является бесценным источником по изучению его мифологических и космогонических воззрений. Эпос «Урал батыр», являющийся древнейшим фольклорным произведением башкир, служит одним из таких основных источников. В этом эпосе наиболее полно и цельно сохранились космогонические воззрения предков (стр.67) башкир. В космогонических мифах, содержащихся в этом эпосе, через аллегорию, символы и коды объясняются – как возникли пространство и время, и Мир (по-башкирски: «Донъя», «Тормош») в целом, а также появление в этом Мире человека, человеческого общества, социальных и морально-этических норм. Так же как и в космогонии других народов, здесь основное внимание уделено процессу сотворения мира, который происходит во времена мифические (по-башкирски: «борон-борон борондан» или же «әльмисактан»). То есть, эпос является результатом поиска древними предками башкир ответов на вопросы: «кем, когда и как был создан мир и человек в нем?». Эти вопросы в древних обществах всегда составляли наиболее сакральную часть их культуры. Сакральность означает закодированность и недоступность чужим и поэтому миф и информация, в нем содержащаяся, была недоступна для посторонних. «Урал батыр» для башкир был именно сакральным произведением, где описывались деяния их богов во времена зарождения мира. Сказания о богах для членов традиционного общества были слишком важны, чтобы чужие могли иметь свободный доступ к ним, поэтому текст его не мог быть воспроизведен где угодно и  перед кем угодно. Его нельзя было переписывать, переиначивать. Как сакральный текст, этот эпос был недоступным для непосвященных, воспроизводили его только во время сакральных праздников в определенное время и в определенном месте. Именно в силу своей недоступности для непосвященных, эпос долгие годы оставался неизвестным, пока его в 1910 г. не зафиксировал выдающийся башкирский собиратель фольклора Мухаметша Бурангулов.

Эпос «Урал батыр», отражающий доисламские космогонические воззрения башкирского народа в наиболее полном виде, не имеет версий, вариантов, то есть дошел до нас только в одном, единственном тексте. Дошедшие до нас несколько фольклорных произведений, которые также называются «Урал батыр», являются сказками или легендами, содержащими некоторые мифологические мотивы общие с эпосом «Урал батыр». Их с эпосом «Урал батыр» объединяет только общее название.

Указанные произведения не могут быть названы вариантами или версиями эпоса «Урал батыр», по той причине, что в них не освещаются те проблемы, которые ставятся и объясняются в одноименном эпосе, и в них нет поиска ответов на такие основополагающие вопросы человеческого бытия, как – «кем, когда и как был создан этот мир и человек в нем?» (стр.68).

Для башкир, до принятия ими ислама, эпос «Урал батыр» представлял ту же ценность, что для арабов их священная книга «Коран», так как объяснял мир, требования, предъявляемые к человеку, человеческому обществу в целом. В этом эпосе предки башкир сформулировали общие для всех башкир системы ценностей, которые направлены на воссоздание, поддержание и воспитание соответствующего общества. Понимание космогонических мифов как текста сакрального, имеющего магическую силу, налагает запрет на изменение текста, на замену слов. Поэтому в текстах тщательно все сохранялось, даже давно вышедшие из употребления архаические лексемы. Изменение текста или даже замена одного слова другим (пусть даже синонимичного значения) может вызвать нежелательные последствия для древнего общества, так как считалось, что молитва утрачивала свою мистическую силу. Именно по этой причине раньше запрещались переводы Корана на другие языки, а уже имеющиеся переводы не могут считаться Кораном, так как не имеют его святости, и являются только тафсирами, то есть комментариями и разъяснениями.

Примерно из-за таких же причин идут споры в русском православии. Некоторые православные священнослужители желали бы приблизить язык православного христианского богослужения со старославянского на современный русский язык, чтобы расширить круг своей паствы, но боязнь вызвать раскол среди верующих не дает им возможности перехода на современный русский язык, так как большинство верующих признает священными текстами только те, которые написаны и произносятся на старославянском языке.

Существуют в единственном тексте не только эпос «Урал батыр» или священная книга мусульман всего мира Коран. В другом, далеком от Южного Урала конце Земли древнеиндийские риши создали «Ригведу», в которой  содержится 1028 гимнов (примерно 10560 мантр, или 74000 слов), и, несмотря на такой огромный объем, практически за три тысячелетия она не подверглась  искажениям; как сакральный текст, ее всячески оберегали от посторонних и внесения в нее неточностей, поэтому «Ригведа» существует в единственной версии.  На протяжении всех этих лет Веды передаются из поколения в поколение как неизменный постоянный текст с помощью мнемотехнических приемов, являющихся составной частью устной традиции. Даже сейчас, несмотря на наличие письменности, авторитет Вед покоится на произнесенном, а не на записанном и прочитанном слове. Способы мнемотехники  во всех культурах практически были схожи. Владели (стр.69) этими способами, думается, и башкирские сэсэны, которые именно благодаря таким знаниям, сумели сохранить и донести до нас эпос «Урал батыр». Эти же способы мнемотехники позволили киргизам сохранить и донести до нас огромный по объему эпос «Манас».

В глазах традиционного общества тексты как эпоса (в данном случае «Урал батыр»), так и Священного Корана или же христианской Библии являются священными и не могут быть подвергнуты какому-либо изменению. Это считается кощунственным святотатством. Как пишет крупнейший специалист по мифам В.Б. Иорданский: «Живой изменчивый тысячелетний миф кодифицировался, застывал в навечно определенных рамках. К нему боялись прикасаться, тысячи жрецов наблюдали за тем, чтобы в священное предание больше не вносились кощунственных, еретических поправок».

Вышеперечисленные обстоятельства стали причинами, из-за которых эпос «Урал батыр» с древнейших времен до наших дней дошел в единственном тексте безо всякого изменения и без широкого афиширования, оставаясь известным узкому кругу посвященных.

Наличие же различных легенд, преданий, сказок, где имеются те же мотивы и сюжеты или фигурируют персонажи эпоса «Урал батыр» является подтверждением того, что эпос «Урал батыр» составляет фундаментальное, базисное произведение башкирской культуры.


Список использованной литературы.

1. Клейн Л.С. Легенда Геродота об азиатском происхождении скифов и нартский эпос // Вестник древней истории. 1975. №4. С.14-27.

2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

3. Муйтуева В.А. Религиозно-мифологическая картина мира алтайцев. Горно-Алтайск, 2004. С.78.

4. Топоров В.Н. Космогонические мифы // Мифы народов мира. Т.2. М., 1988. С.6-9.