История народного образования и культурно-просветительской работы Зауралья Башкирской АССР в 1960-1970 гг.


Источник: Г.Ш.Исмагилова. История народного образования и культурно-просветительской работы Зауралья Башкирской АССР в 1960-1970 гг. // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. – Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2008. – 162 с. – С.68 – 72.

 Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

Пути развития народного образования, перехода к всеобщему среднему образованию были определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». Постановление наметило перспективы перехода школ на новое содержание обучения, подчеркнуло необходимость осуществления в стране в основном к 1970 г. всеобщего среднего образования.

В Башкирской АССР, как и по всей стране, развернулась напряженная работа по выполнению этих исторических директив. В феврале 1967 г. состоялся республиканский актив работников народного образования с участием партийных, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных руководителей, были проведены республиканские педагогические чтения, где лучшие учителя делились опытом своей работы. В декабре 1967 г. был проведен V съезд учителей Башкирии, в октябре 1969 г. состоялся VI съезд учителей республики, где были рассмотрены задачи учителей и органов народного образования в связи с подготовкой к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина и состояние и меры по улучшению работы сельских школ республики.

В Зауралье Башкирской АССР была проведена большая работа по осуществлению восьмилетнего всеобуча детей и подготовке условий для внедрения всеобщего среднего образования. В результате принятых мер в Зауралье Башкирской АССР количество средних школ увеличилось в 1966/67 учебном году по сравнению 1956/57 учебным годом почти в два раза, что видно из следующей таблицы:

 

Таблица №1.

 

Район                       1  956/56 учебн. год                            1966/67 учебн. год

                         Всего               в т.ч.:                          Всего             в т.ч.:

                                      нач.  семилет.  средн.                       нач.   семилет.   средн.

Абзелил.            90       66         19            5                   86      63          14            9

Баймак.             109      75         28            6                   97      57          28           12

Учалин.             80       44         29            7                   76      48          18            10

Хайбул.             74       52         16            6                   64      40          15            19

Итого:               353    237        92           24                 323    208         75            40

 

В осуществлении всеобщего среднего образования большую роль играли вечерние (сменные) и заочные школы. Они играли важную роль в получении среднего образования работающей молодежи. В республике, в том числе в районах Зауралья Башкирской АССР была проведена значительная работа по претворению в жизнь постановлении партии и правительства о развитии вечернего и заочного образования работающей молодежи. В 1961/62 учебном году решением Совета Министров Башкирской АССР были открыты первые в республике заочные отделения в девяти районах, в том числе в Абзелиловском, Баймакском и Хайбуллинском. Основным контингентом этих школ являлись колхозники, рабочие совхозов, бригадиры полеводческих и тракторных бригад,  животноводы. Практика показала, что заочное обучение было одной из форм получения среднего образования работающей молодежи. В школах Зауралья в те годы распространялся опыт работы Ахуновского учебного комбината колхоза «Красный партизан» Учалинского района. За 5 лет на комбинате получили среднее образование более 200 колхозников.

Обком КПСС и Совет Министров республики в 1960-1970 гг. принял ряд постановлений по развитию обучения работающей молодежи. Так был утвержден перспективный план развития обучения работающей молодежи, приняты конкретные меры по улучшению вечернего и заочного образования работающей молодежи и укреплению учебно-материальной базы школ работающей молодежи в республике. Следует отметить, что вопросы организации обучения взрослого населения систематически обсуждались на пленумах райкомов партии и комсомола, профсоюзных активах и совещаниях исследуемых нами районов.

В июле 1967 г. было принято совместное постановление бюро Башкирского обкома ВЛКСМ, коллегий Министерства просвещения и Министерства сельского хозяйства Башкирской АССР о включении во Всесоюзный смотр работы комсомольских организаций и органов народного образования по развертыванию массового движения молодежи под девизом «Каждому молодому труженику – среднее образование!».

В районах Зауралья Башкирской АССР сложились разнообразные и достаточно гибкие формы организации учебно-воспитательной работы. Ежегодно выполнялись планы комплектования вечерних и заочных школ учащимися, сократился отсев учащихся из школ работающей молодежи, повышался уровень успеваемости. Вопросы обучения молодежи на предприятиях Учалинского и Баймакского районов вошли в планы социального развития производственных коллективов.

Эти меры способствовали улучшению организации вечернего и заочного образования, росту сети школ и контингента учащихся. По сравнению с 1956/57 учебным годом на начало 1966/67 учебного года в Баймакском и Учалинском районах увеличилось количество школ рабочей и сельской молодежи и обучающихся, также рос контингент учащихся в Абзелиловском и Хайбуллинских районах.

В 1960-1970 гг. постепенно улучшается материально-техническая база школ республики. Государственный план строительства школ в 1966-1970 гг. за счет госкапвложений был перевыполнен: построено 139 школ на 73 тыс. мест. Кроме того, инициативным путем построено 124 школы на 24 тыс. мест и пристроек, дошкольных учреждений. В 1960-е гг. в Абзелиловском районе были построены типовые школы в Михайловке, Янгельском, Халилово – по 320 мест каждая, Халилово – на 240 мест, пристрой к школам в Давлетово – на 160 мест, начальные школы в Альмухаметово, Еникее, Теляше, Аумыше и других деревнях, всего на 2960 мест. Начато строительство новых типовых школ здании Аскаровской, Краснобашкирской, Баимовской, Кускаровской школ. Достижения Абзелиловского района в области народного образования были достаточно высокие и в 1970-е гг. За четыре года (1973-1977 гг.) в районе построены типовые здания 3 средних, 4 восьмилетних, 14 начальных школ на 2678 мест, 2 пристроя – на 350 мест, интернаты на 320 мест, учебные мастерские – на 220 мест, два спортзала и 21 квартира для учителей, строились еще три школы и 10 квартир для учителей. В 1960-е гг. в Хайбуллинском районе были построены типовые здания в Макане, Целинном, Илячево, Абишево, Подольском, Татыр-Узяке и десятки зданий начальных школ. Впервые в истории народного образования района современная типовая средняя школа на 250 мест была построена в 1962 г. в с.Акъяр. В 1960-1970 гг. за высокие показатели в социалистическом соревновании за лучшую подготовку школ к новому учебному году Башкирия 5 раз была награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, а Баймакский и Учалинские районы – переходящими Красными знаменами.

Учитывая эти положительные результаты и в целях дальнейшего совершенство новых программ и учебников, в 1971 г. в школах Учалинского, Абзелиловского Баймакского районов были проведены педагогические эксперименты научными сотрудниками Башкирского филиала НИИ национальных школ Минпроса РСФСР. Результаты исследований и обобщения передового опыта учителей нашли свое отражение в учебных программах, учебниках и учебно-методических пособиях.

В эти годы значительно активизировали свою работу и пионерские организации зауральских школ. Педагогические коллективы таких школ, как Мулдакаевская Учалинского района, Бурибаевская средняя школа Хайбуллинского района, школа №1 Баймака и др. всегда рассчитывали на инициативу пионерских отрядов, дружин и на внеурочную воспитательную работу. В школах работали профильные звенья и отряды «Красных следопытов», «Юных дзержинцев», «Юных друзей милиции», «Юных друзей Советской Армии», интернациональной дружбы туристов, а также спортивные клубы «Олимпия», «Кожаный мяч», «Золотая шайба». Улучшение воспитательной работы в школах повлияло на развитие художественной самодеятельности. В 1967 г. интересно и содержательно прошел в республике смотр художественной самодеятельности учащихся, посвященный 50-летию Октября.

Одной из форм воспитательной работы летом стали комсомольско-молодежные лагеря труда и отдыха учащихся. Хорошо зарекомендовали себя комсомольско-молодежные лагеря школ Баймакского, Хайбуллинского районов. Учащиеся трудились в поле, заготавливали корм для скота, ремонтировали животноводческие помещения.

Несмотря на достигнутые успехи, следует отметить, что решение задачи завершения перехода к всеобщему среднему образованию силами одной только общеобразовательной средней школы было невозможно. В целях реализаций решений XXIV съезда КПСС в 1970-е гг. в республике, в том числе и в Зауралье Башкирской АССР, наряду со средними общеобразовательными школами большое развитие получили средние профессионально-технические училища и расширение вечернего и заочного обучения, что помогло в успешном решении задачи всеобщего среднего образования молодежи. Расширение среднего образования основывалось на успешном осуществлении всеобщего восьмилетнего образования. В 1967 г. по республике 88% учащихся продолжали учебу в общеобразовательных средних школах, средних специальных учебных заведениях и профтехучилищах. По отдельным районам эта цифра еще больше: например, в Абзелиловском, Хайбуллинском, Учалинском – 85-90% выпускников были приняты в IX классы.

Средняя общеобразовательная трудовая политехническая дневная школа являлась основной формой получения общего среднего образования молодежи. В Башкирской АССР в 1978/79 учебном году школьная сеть характеризовалась следующим образом: всего было 3327 школ, в том числе 1437 начальных, 892 восьмилетние и 998 средних. В них обучалось 861,3 тыс. учащихся. На всех этапах развития среднего специального образования большое внимание уделялось педагогическим кадрам.

В 1970-е гг. деятельность сельской школы была тесно связана с колхозным и совхозным производством, что являлось одним из определяющих показателей учебно-воспитательного процесса. В числе задач, поставленных июльским (1978г.) Пленумом ЦК КПСС, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР о сельской школе, важное место принадлежало подготовке сельских учащихся к труду в сельскохозяйственном производстве. В школах зауральских районов республики велась значительная работа по реализации пой задачи, был накоплен положительный опыт трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся в сельскохозяйственных специальностях, и 1978 г. бюро Башкирского обкома КПСС одобрило инициативу коллектива колхоза «Сакмар» и Юмашевской средней школы Баймакского района по совместной работе. В целях подготовки учащихся школ к труду в сфере материального производства и обслуживания населения горкомам и райкомам КПСС было предложено провести необходимую организационную работу по широкому распространению этой инициативы во всех коллективах предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы обслуживания населения, в колхозах и совхозах, в общеобразовательных школах и учебно-производственных кабинетах.

Совместная работа по трудовой подготовке учащихся Уфимской средней школы и Матраевского совхоза Хайбуллинского района, Темясовской средней школы и Суванякского совхоза Баймакского района Зауралья Башкирской АССР была организована так же хорошо. Работа по трудовому обучению и воспитанию школьников Зауралья получили высокую оценку в республике.

В июне 1978 г. состоялся Всесоюзный съезд учителей – значительное событие в целом по стране. Съезд обобщил итоги развития всеобщего среднего образования в стране и в республике. Завершение в девятой пятилетке перехода к всеобщему среднему образованию, укрепление учебно-материальной базы школ, обеспечение последних квалифицированными педагогическими кадрами заложили основу для поднятия качества обучения и воспитания в последующие годы.

В 1970-е годы были ознаменованы большим подъемом образования и культуры. В Хайбуллинском районе была проделана большая работа по социальному развитию района. Укрепилась материально-техническая база школ. Было построено 16 типовых современных школ и 11 дошкольных детских учреждений. Большую роль в культурной жизни Зауралья Башкортостана и подготовке национальных кадров сыграли действовавшие в районе почти двадцать лет Темясовское педучилище и Баймакский горнометаллургический техникум. Они дали народному хозяйству республики сотни специалистов, многие из которых впоследствии стали крупными руководителями в различных отраслях народного хозяйства.

1960-1970-е гг. были поворотной вехой в развитии культурно-просветительных учреждений зауральских районов Башкирской АССР. В Абзелиловском районе построены и капитально отремонтировано 15 колхозных клубов и РДК, радиофицировано и электрифицировано свыше 20 населенных пунктов. Развернулось дорожное строительство, строительство школ, фельдшерских пунктов и других учреждений. Тем не менее, следует отметить, что учреждения культуры в 1960-е гг. были помещены в основном в маленьких приспособленных зданиях. В районе всего было 12 сельских, 25 колхозных клубов, 7 изб-читален, 10 сельских библиотек (книг 100 тыс. экземпляров), 9 стационарных киноустановок, 6 передвижных, 4 профсоюзных киноустановки.

К началу 1968 г. в Абзелиловском районе было 75 библиотек. Книжный фонд составил 1221,1 тыс. экземпляров. В 1967 г. были сданы 2 типовых дома культуры (в совхозах «Красная Башкирия» и «Янгельский»), 2 сельских клуба. Работало 35 киноустановок, в том числе 5 передвижных. Из 95 населенных пунктов в 77 регулярно велась работа в клубах. 9 клубных работников имели специальное образование. В Хайбуллинском районе в 1960 г. насчитывалось 19 государственных массовых библиотек и 22 библиотекаря. Книжные фонды составляли 99990 тыс. экземпляров, читателей было более 11 тыс. человек. В 1966 г. в районе работали 19 массовых библиотек, 19 передвижек, 10 пунктов выдачи, 16 филиалов, 6 книгонош. В 5 сельских библиотеках библиотечную работу совмещали с клубной: в Акъюловской, Мамбетовской, Бакаловской, Мурзинской, Бузавлыкскои. В результате улучшились показатели библиотек, так, в 1965 г. число читателей возросло до 13 600 человек, количество книжного фонда – 157900 экземпляров, книговыдача составила 284900 экз.

В 1970-х гг. в районном центре было возведено типовое здание Дома культуры, быта и связи, школа с интернатом, детские сады, больница с поликлиникой, библиотеки. Кроме того, почти в каждом колхозе и совхозе были построены Дома культуры и клубы. В 1967-1968 гг. построены здания 4 СДК Уфимского, Ивановского Татыр-Узякского, Целинного и 10 клубов. Оживилась в эти годы деятельность культурно-просветительных учреждений и в Хайбуллинском районе. Хайбуллинская районная библиотека совместно с отделом культуры постоянно и целенаправленно занимались проблемами развития библиотечной сети и культурного обслуживания населения в районе, внедрением передового опыта работы, оказанием методической и практической помощи сельским библиотекам. Центральная библиотечная система (ЦБС) в районе была внедрена в 1978 г.

Добиваясь успеха в экономике, руководство Абзелиловского района во главе с депутатом Верховного Совета БАССР, членом Президиума Верховного Совета БАССР, первым секретарем райкома КПСС Ф.Ш.Хисматуллиным никогда не оставляло без внимания строительство объектов культуры, народного образования. Заметные успехов в районе были достигнуты в художественной самодеятельности. В 1973 г. танцевальный коллектив района выступил в Кремлевском Дворце съездов как победитель Всесоюзного смотра. Концерт транслировался по центральному телевидению. Триумф самодеятельных коллективов продолжался с 1975 г. В 1977 г. районный ансамбль «Йэшлек» («Молодость») впервые выехал за границу. До этого неоднократно выступал в правительственных концертах в Москве.

Как видно из этих материалов, 1960-1970 гг. были годами укрепления материально-технической базы учреждений культуры. Почти в каждом центре колхоза и совхоза были построены добротные дома культуры и клубы, в которых широко развивалась художественная самодеятельность. Эти годы стали и расцветом творческой деятельности народных танцевальных коллективов зауральских районов Башкирской АССР.

За активное участие в укреплении материальной базы учреждений культуры переходящее Красное знамя Обкома КПСС и Совета Министров БАССР и Министерства культуры БАССР было вручено Учалинскому району.

Башкирское Зауралье прошло трудный, но славный путь культурного развития. В Зауралье Башкирской АССР в 1960-1970 гг. была проведена большая работа по осуществлению восьмилетнего всеобуча детей и подготовке условий для осуществления всеобщего среднего образования.

Таким образом, период 1960-1970 гг. Зауралья Башкирской АССР стал поворотной вехой – временем расцвета культуры и образования. Увеличилось количество школ, обучающихся в них, выросло число клубов, библиотек, значительно пополнился книжный фонд библиотек. Отстающий в недавнем прошлом Зауральский Башкортостан выходит на новый, значительно качественный путь развития.