КОЧЕВНИКИ ИРЕНДЫКА


КОЧЕВНИКИ ИРЕНДЫКА



 

НАУЧНАЯ РАБОТА

ученицы 3 «Б» класса

Аксаковской гимназии №11 города Уфы



 

САВЕЛЬЕВОЙ АРИНЫ



 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Древнейшее прошлое Ирендыка.

Глава 2. Древние и средневековые кочевники.

Глава 3. Башкиры Ирендыка.

Карта хребта Ирендык



 

ВВЕДЕНИЕ

      Ирендык – это уникальная территория, горная страна с очень древней и богатой культурой. Всего на маленьком участке хребта Ирендык, который очень плотно исследовался учеными (Баймакский район Республики Башкортостан), найдено более 500 древних памятников (поселений, городищ, мастерских, могильников, заброшенных деревень и т.д.).

Ирендык богат полезными ископаемыми – металлами и различными камнями, горными речками, ручьями и родниками, пастбищами, а также многочисленными стадами, в первую очередь – лошадями и овцами. Ирендык является одним из красивейших уголков Яшмового пояса Урала. Разноцветная яшма встречается здесь на каждом шагу.

Кочевники пришли в горные долины Ирендыка еще 3000 лет назад. Их привлекала богатая растительность, многочисленные водопои и то, что в горах они были надежно укрыты от врагов – других племен и от сильных степных ветров. Сейчас в долинах Ирендыка, о которых я рассказываю в своей работе, живут башкиры. Это деревни Баишево, Мансурово и Галеево, а рядом с горами выросли города Баймак и Сибай.

Я хочу рассказать о кочевниках Ирендыка – очень древних и тех, которые живут на этих землях до сих пор.

 

Глава 1

 ДРЕВНЕЙШЕЕ ПРОШЛОЕ ИРЕНДЫКА

Хребет Ирендык, окруженный со всех сторон степями, привлекал людей с древнейших времен. Именно здесь известны самые ранние следы появления человека не только в Башкортостане, но и на всем Урале. Самый ранний памятник на Ирендыке – мастерская Кызыл-Яр, расположенная под огромной скалой. Около 200 тысяч лет назад неандертальцы – наши далекие предки, - добывали здесь яшму, из которой делали каменные орудия – топоры, рубила и наконечники копий. Так продолжалось на протяжении всего каменного века, до конца III тысячелетия до нашей эры.

В это время люди узнали тайну плавки металла и началась эпоха бонзы. Она длилась на протяжении почти двух тысяч лет. Постепенно люди начали заниматься скотоводством и жить в больших поселениях – деревнях. 3500 лет назад в степях Южного Урала появились богатые и очень хорошо укрепленные крепости. Самый богатый и известный среди них – Аркаим, являвшийся центром целой области, получившей название «Страна городов». На Ирендыке также известны две древние крепости – ученые их назвали Улак и Селек. Если смотреть на них с воздуха, то больше всего они похожи на огромные колеса. Входы в крепости были защищены сторожевыми башнями. Люди, жившие в этих крепостях, не только пасли скот, но и добывали в горных долинах Ирендыка медную руду.

 

Глава 2

 ДРЕВНИЕ И СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КОЧЕВНИКИ

В начале I тысячелетия до новой эры в степях Евразии возникают кочевые культуры. Основным центром их сложения были степи на северных окраинах Китая. Китай в то время был сильным государством, постоянно нападал на кочевников и захватывал новые территории. Поэтому кочевые народы уходили из своих родных мест на север и попадали в Великий пояс степей. Большинство из них достигали Уральских гор, часть оставалась жить здесь, а другие уходили дальше на запад, до самого Причерноморья, и основали там Скифское государство.

Шедшие с востока и оставшиеся на Южном Урале кочевники-скифы поселились на Ирендыке. Это было в VII веке до новой эры. Они жили в юртах и пасли свои стада в богатых травой горных долинах. Своих умерших они хоронили в ямах с деревянными крышами. В этих погребениях ученые находят предметы быта (горшки, блюда, ножи, зеркала), оружие (мечи, наконечники стрел и копий) и украшения (бусы и серьги). Над могилами строились большие каменные гробницы – мавзолеи. Постепенно они разрушались и становились похожи на холмы. Археологи называют эти холмы курганами. Сейчас на Ирендыке известно более 200 таких курганов. Исследовано даже захоронение женщины-шаманки, в нем был найден целый набор гадальных костей.

В это время, в VI-III вв. до н.э., в степях вокруг Ирендыка жили совсем другие племена. Ученые-археологи называют их сарматами, так как о них писал древнегреческий историк Геродот. Самый известный памятник культуры этих кочевников – Филипповские курганы. В них хоронили военных вождей, дружинников и царей. Царей хоронили в золотых одеждах и с очень дорогим парадным оружием. Скифы – кочевники Ирендыка и степняки-сарматы поддерживали друг с другом тесные отношения. Но сарматы были очень многочисленным народом и к середине III века до нашей эры горцы-скифы полностью смешались с сарматами и покинули долины Ирендыка. Эти благодатные пастбища надолго

опустели. Позже здесь изредка появлялись гунны, ранние тюрки, древнебашкирские племена и кочевники Золотой Орды – потомки воинов Чингисхана, завоевавшие полмира. Все они жили в степях и в горы старались не заходить, поскольку считали их опасными для себя.

 

Глава 3

 БАШКИРЫ ИРЕНДЫКА

Вероятно, Ирендык стал заново заселяться в XV в. н.э., и уже башкирскими племенами. С этого времени начинается новый расцвет Ирендыка как сокровищницы человеческой культуры. Уже к XVIII в. в долинах Ирендыка появилось много башкирских деревень, некоторые из них существуют и сейчас. Это Баишево, Мансурово и Галеево. В более раннее время башкиры кочевали круглый год и жили в юртах, поэтому археологических находок этого времени очень мало.

Башкирам, так же, как и скифам, жившим здесь 2 тысячи лет назад, очень полюбились эти богатые пастбища. Жившие на Ирендыке башкиры занимались разведением овец и лошадей. Они славились своим умением готовить кумыс – целебный напиток из кобыльего молока. Среди остальных башкирских племен башкиры Ирендыка имели самые большие стада и самые большие пастбища. А эти богатства надо было защищать от чужаков. Главными врагами башкир в это время были казахи, кочевавшие в степях южнее Ирендыка. Они нападали на башкир, уводили в плен людей и угоняли стада. Для своей защиты башкиры начали ставить на горных вершинах Ирендыка сторожевые посты, которые в случае опасности зажигали сигнальные костры, с помощью которых сообщали мирным жителям о приближавшихся врагах.

В XIX  начале XX вв. на башкирских землях в Зауралье стали появляться российские промышленники, а также русские и украинские крестьяне-переселенцы. Однако башкиры берегли свои горы и вплоть до настоящего времени в долинах Ирендыка не появилось ни одного завода и ни одной чужой деревни. До сих пор башкиры Ирендыка сохранили свою древнюю культуру, мифы и предания, кочевой быт и секрет приготовления чудесного кумыса.

 

Список использованной литературы:

1. Савельев Н.С. Курганы Баишевской долины в контексте культурогенеза ранних кочевников Южного Урала // Проблемы формирования прохоровской культуры. Материалы IV международной конференции. Самара. 2000. С.41-52.

2. Савельев Н.С. Горно-долинные ландшафты хребта Ирендык как фактор сохранения этнокультурных изолятов в эпоху ранних кочевников // Человек в пространстве древних культур. М-лы всеросс. науч. конф. Челябинск. 2003. С.15-16.

3. Шульгин П.М., Штеле О.Е., Лебедев А.И., Савельев Н.С. «Золотое кольцо Башкортостана»: обоснование и стратегия развития Национального туристского маршрута / Под ред. П.М.Шульгина. – М.: Институт Наследия, 2004. – 70 с.: с илл.

4. Свод археологических памятников Республики Башкортостан, выявленных в 1987-2000 годах / Авт.-сост. Н.С.Савельев. Уфа. 2004. 184 с.

5. Акбулатов И.М., Ахтарянова Д.И., Котов В.Г., Минеева И.М., Савельев Н.С. Исследования Ирендыкской комплексной археолого-этнографической экспедиции на юге Башкирского Зауралья // Археологические открытия 2003 г. М. 2004. С.296-301.

6. Савельев Н.С. Горы Южного Урала в эпоху раннего железа // Этнические взаимодействия на Южном Урале. М-лы II региональной научно-практ.конф. Челябинск: ООО «Рифей», 2004. 238 с.: илл. С.119-122.

7. Савельев Н.С. Ирендыкско-крыктинская группа кочевников Южного Урала: критерии выделения и поисковые признаки памятников // Этнические взаимодействия на Южном Урале: М-лы III регион. (с междунар. участием) научно-практ. конф. Челябинск, 2006. С.80-83.