Этноэкономика и ее роль в устойчивом развитии регионов


Источник: В.Я.Ахметов, Г.И.Бердникова. Этноэкономика и ее роль в устойчивом развитии регионов // Устойчивое развитие территорий: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции (12 ноября 2009 г.). – Уфа: Гилем, 2009. – 310 с. – С.32 – 37.

Примечание: Публикуется с разрешения одного из авторов статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

В настоящее время одной из актуальных проблем экономики регионов России, в том числе Республики Башкортостан, является их моноструктурность, опора на сырьевые группы отраслей Современный финансовый кризис, сопровождаемый периодическим снижением спроса и цен на ряд энергоносителей, ярко показал такую ориентированность экономики большинства российских регионов стратегически неоправданной и остро поставил вопросы необходимости ее кардинальной диверсификации. С этих позиций попытка поиска новых «точек роста» экономики регионов, задающих новые векторы развития, вполне закономерна.

Необходим поиск и нахождение дополнительных направлений занятости и источников доходов, оптимальных организационно-экономических решений, которые, через механизм мультипликации, сыграли бы роль локомотива в выводе экономики регионов из кризиса на путь стабильного и устойчивого развития, способствовали бы определенной самоорганизации экономики регионов, более рациональному использованию их природных ресурсов и человеческого потенциала.

Как нам представляется, сейчас наряду с принципиально новыми, инновационными отраслями экономики, необходимо рассматривать в качестве одного из направлений устойчивого развития возрожденные на новой основе традиционные для тех или иных этносов виды хозяйственной деятельности, то есть этноэкономику.

Роль «этнических» регионов в экономическом пространстве России весьма значительна: на долю национальных республик и автономий приходится более 52% территориальных ресурсов страны, 18% ее населения, 21,7% основных фондов отраслей экономики [Тамбиев, 2000].

Существуют различные определения понятия этноэкономики. В узком смысле под этноэкономикой понимается сегмент национальной экономики, представленный традиционными архаическими хозяйственными укладами, в широком смысле – это специфическая форма национальной экономики [Денисова, Радовель, 2000].

В научной литературе сформировалось два подхода к определению категории «этноэкономика». Наиболее распространенным является трактовка этноэкономики как традиционного вида трудовой деятельности, развитого в соответствующих этнических сообществах и тесно связанного с традиционным образом жизни, хозяйственной ориентацией, семейно-бытовым укладом населения на данной территории [Киселева, 2007].

В соответствии с другим подходом выделяются две относительно самостоятельные и в тоже время взаимообусловленные, взаимосвязанные в единой экономической системе составляющие этноэкономики: традиционная, связанная с наследованием этносом типов, форм и способов хозяйствования, и новационная, обусловленная адаптационными способностями этноэкономики в условиях ее включения в глобальные воспроизводственные процессы [Колесников, 2005]. Данный подход позволяет определить как совокупность отношений складывающихся в процессе регионального воспроизводства на основе трудовых традиций этноса его производственного опыта, культуры, менталитета.

Также распространенным является толкование этноэкономики как традиционного (доиндустриального) типа хозяйствования. Подобное понимание характерно, в частности, для работ А.Х.Тамбиева, определяющего данную сферу как «традиционные виды трудовой деятельности развитые в соответствующих этнических сообществах. Они, как правило, тесно связаны с традиционным образом жизни, хозяйственной ориентацией, семеино-бытовым укладом населения на данной территории» [Тамбиев, 2000].

Этноэкономику также определяют как науку о взаимовлиянии традиций, обычаев, культуры, психологии, идеологии, религиозных воззрений различных этносов, а также уровня развития производительных сил и производственных отношений.

Этноэкономика представляет собой сложную, многоступенчатую систему, в которой можно выделить три уровня: макро- (экономика этнически однородных стран), мезо- (хозяйство регионов, краев, областей) и микро- (хозяйство отдельных производственных единиц) [Визер, 2008].

Характерными чертами этноэкономики являются:

– господство традиционных, преимущественно аграрных форм хозяйственной деятельности;

– сочетание натуральных и мелкотоварных форм производства, замкнутость домохозяйств;

– использование немобильных ресурсов, т.е. местных территориальных ресурсов среды обитания;

– доминирование эмпирического хозяйственно-трудового опыта, передаваемого из поколения в поколение, использование кустарных ремесел и надомного труда;

– неформальный характер обмена ресурсами и услугами;

– экстенсивный тип занятости с использованием сырьевой хозяйственной инфраструктуры и преобладанием ручного труда;

– регулирование рынка труда преимущественно неформальными институтами;

– низкая социальная и пространственная мобильность населения (Узденова, 2005).

    Этноэкономическая структура региона детерминирована национальным составом населения, природно-сырьевыми и рекреационно-климатическими условиями, геополитическим положением в стране.

Роль этноэкономики в развитии региона наиболее ярко проявляется в ряде ее специфических функций:

– стабилизирующая функция: этноэкономика выполняет роль структурообразующего каркаса аграрной сферы экономики полиэтнического региона;

– амортизирующая функция: этноэкономика смягчает разрушающее воздействие кризисно-деструктивных явлений на экономику региона;

– социально-экономическая функция: этноэкономика, впитывая высвобожденные из других сфер экономики трудовые ресурсы, способствует снятию напряженности в сфере занятости населения;

– функция сохранения традиций и обычаев этносов [Овчинников 2006].

      Выделяют три основных направления развития этконоэкономики: рыночно- этническое (этнотуризм), индустриально-этническое (промышленная переработка сельскохозяйственного сырья), традиционно-этническое (сельское хозяйство, народные промыслы и ремесла).

      В рамках данной статьи сделана попытка рассмотреть значение, роль и перспективы интеграции различных традиционных для народов Башкортостана форм и способов экономической деятельности в сегодняшнюю и будущую модернизированную экономику. Решение этой проблемы следует рассматривать как одно из важнейших условий сохранения самобытности народов и их национального самосознания.

Основными объектами этноэкономики коренного башкирского населения являлись природа и его ресурсы. Данный фактор предопределял отраслевые приоритеты хозяйственной системы (скотоводство, бортничество, рыболовство, охота). Отсюда берут свои начала экономический образ жизни башкир (отгонно-пастбищное скотоводство), материальная культура, воплощенная в орудиях и предметах труда, домашней утвари, хозяйственных сооружениях, жилище и одежде, технологические знания и трудовые навыки, экономические институты, проявляемые в укоренившихся обычаях, традициях и коллективном сознании, неформальных правилах и нормах, стереотипах экономического мышления. Многие из этих элементов сохранились и поныне, особенно в сельской местности, где компактно проживают башкиры.

В условиях рыночной экономики фактор конкурентоспособности и эффективности производства везде становится решающим. Возникает угроза того, что традиционные экстенсивные формы хозяйствования на земле постепенно будут вытеснены интенсивными сельскохозяйственными технологиями, а основанные на примитивной технико-технологической базе народные промыслы и кустарно-ремесленное производство не смогут выдержать конкуренции со стороны мощнейших предприятий.

Однако более подробное изучение современной модернизационной экономики позволяет видеть не только угрозы, но и выявить преимущества и возможности, умелое и целенаправленное использование которых может интегрировать элементы этноэкономики в новую систему хозяйствования и тем самым сохранить самобытность народной экономики и национальной материальной культуры.

Во-первых, в современном мире возрастает спрос на экологически чистые продукты питания, производимые в условиях малых хозяйств. Потери от низкой производительности таких хозяйств компенсируются высокими ценами за качество и экологическую безопасность продукта. Проблема здесь заключается в том, чтобы создать эффективно функционирующий механизм сбыта и маркетинга, который являлся бы одновременно и исходным, и завершающим циклом единой замкнутой системы «маркетинг – производство – сбыт», включающий в себя различные способы продвижения товара на рынок, продуманную рекламную деятельность, регистрацию товарных знаков, сеть фирменных магазинов. Для решения данной проблемы необходимо объединение усилий, требуется кооперация средств и ресурсов многими семейными хозяйствами.

Во-вторых, разразившийся в мире экологический кризис и высокие темпы загрязнения окружающей среды поставили человечество перед выбором: либо устойчивое развитие, либо экологические катаклизмы и самоуничтожение. Важнейшим условием устойчивого развития является экологически ориентированная система хозяйствования на селе, при которой поддерживается равновесие между экономикой и природой, достигается рост сельскохозяйственного производства при сохранении биологического разнообразия и естественного состояния, природных ландшафтов. Используя аграрные технологии, небольшие семейные фермы способны оптимально использовать агроресурсы местности, развивать народные промыслы и ремесла, формировать высокопродуктивные и экологически устойчивые агросистемы и агро-ландшафты.

В-третьих, рост благосостояния населения сопровождается, как правило, неуклонным сдвигом рыночного спроса в пользу высококачественных, а нередко и эксклюзивных товаров и услуг. К числу таких услуг относятся и рекреационные услуги (туризм, курортно-профилакгическое оздоровление, гостиничное хозяйство, общественное питание) Тот факт, что большинство местностей компактного проживания башкир располагает живописным ландшафтом, памятниками природы и уникальными ресурсами санаторно-курортного и профилактического лечения (источники целебных вод и грязей, лечебные свойства климата кумысолечения и т.д.), открывает широкие возможности для интеграции традиционного семейного хозяйствования в сферу рекреационных услуг при сохранении его вековых устоев.

Проведенный нами опрос сельских жителей показал желание большинства из них развивать новые направления хозяйственной деятельности. Как нам представляется, в качестве наиболее перспективных направлений этноэкономики Республики Башкортостан могут быть выделены следующее:

1. Переработка продукции аграрного сектора, производство уникальных этнопродуктов (курут, талкан и др.).

2. Производство изделий народных промыслов и ремесел, промышленных товаров и услуг массового спроса;

3. Сбор и переработка дикорастущих растений и их плодов, в том числе лекарственных;

4. Агро-, этно-, экологический и другие виды туризма;

5. Рыбоводство и рыболовство, звероводство;

6. Пчеловодство, бортничество;

7. Коневодство и кумысоделие.

Развитие этих направлений этноэкономики должно рассматриваться во взаимосвязи с «большой» экономикой регионов, обеспечения и расширения сырьевой базы предприятий переработки, дополнительной занятости населения, роста налогооблагаемой базы и средств местных бюджетов, развития социальной инфраструктуры.

Традиционная этноэкономика является также укладом, способным воспринимать нова­ции, что очень важно для модернизации российской экономики. В ситуации перехода к рынку, ресурсы этноэкономики регионов России становятся способными не только обеспечивать социальное воспроизводство населения в период кризиса, особенно остро проявившегося в сфере корпоративной экономики, но и инвестировать развитие малого и среднего предпринимательства, добычу дополнительных сырьевых ресурсов для отраслей пищевой, легкой промышленности, строительства, а также развитие сферы услуг и торговли. Этноэкономика способна инициировать стартовый импульс, достаточный для запуска гораздо более масштабных инвестиционных процессов. К примеру, агротуризм сейчас переживает настоящий бум в Европе, уставшей от собственной урбанистической цивилизации. В некоторых регионах Северной Европы эта сфера дает от 40 до 60% работающих в местной экономике.

В настоящее время необходимо совершенствование системы федерального, регионального и местного законодательства, обеспечивающего целенаправленное, поэтапное включение институтов этноэкономики в систему рыночных отношений. Целесообразно также рассмотреть перспективы формирования локальных территориально-хозяйственных кластеров мелких товаропроизводителей, объединенных общими интересами и развивающих взаимодополняющие отрасли и подотрасли этноэкономики; усиление роли образовательных учреждений (школ, ССУЗов и ВУЗов) в возрождении старых и развитии новых знаний, навыков и умений сельского населения, кадрового потенциала села через включение в региональные компоненты образовательных программ новых учебных дисциплин, спецкурсов по отдельным направлениям этноэкономики.

Этноэкономика становится реальным и значимым элементом хозяйственной структуры современного общества и как объект экономического анализа требует органичного сочетания его традиционных методов с исследованиями смежных сторон жизнедеятельности этноса. Речь идет об интеграции в исследовательский процесс таких наук, как история, культурология, этнография, демография и др., с присущим им методологическим инструментарием.


Список литературы:

1. Визер Т.В. Экономика. Этнос. Культура / Т.В.Визер // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / ГОУ ВПО «ВятГУ», МЦНИП [Электронный ресурс]. Киров. Международный центр научно-исследовательских проектов, 2008. №3 (15). № рег. Статьи 0052. Режим доступа к журн.:  http://region.mcnip.ru.

2. Денисова Г.С., Радовелъ М.Р. Этноэкономика. Ростов-на-Дону, 2000.

3. Киселева Н.Н. Этноэкономическая составляющая системной организации юга России // Российская академия естествознания. 2007. № 11.

4. Колесников Ю.С. Многоукладность национального хозяйства этноэкономики и процессы ее модернизации // Этноэкономика Юга России: концепции, параметры, механизмы (материалы всероссийской научной конференции), п.Домбай, 2005.

5. Овчинников В.Н. Этноэкономический уклад в теоретических координатах неформальной экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Т.3. № 2.

6. Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. Этноэкономика как фактор развития // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1.

7. Тамбиев А.X. Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы регулирования: дисс. д-ра экон. наук. Ростов-на-Дону, 2000.

8. Узденова Л.X. Типологические признаки отнесения традиционных видов деятельности населения к сфере этноэкономики // Характеристика сферы этноэкономики в полиэтнических регионах. г.Учкекен, 2005.