К вопросу об особенностях и этапах социально-политической истории башкир в составе советской и постсоветской РФ


Источник: Р.М.Валиахметов. К вопросу об особенностях и этапах социально-политической истории башкир в составе советской и постсоветской Российской Федерации // Проблемы востоковедения. – 2009. – №4. – С.126 – 130.

Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

 В науке, башкирской историографии в частности, существует определенная периодизация социально-политической истории башкир. В ее основу положен принцип выделения наиболее важных исторических рубежей и событий, существенным или коренным образом изменивших дальнейшую социально-политическую и этническую эволюцию башкирского народа. Таковыми, безусловно, были следующие исторические вехи: 1) добровольное вхождение государственно-племенных объединений башкир в состав Русского государства в середине XVI в.; 2) провозглашение автономии Башкортостана в ноябре 1917 г. и подписание соответствующего Соглашения с Центральной Советской властью (март 1919 г.); 3) Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан, принятая Верховным Советом Башкирской АССР в октябре 1990 г. и подписание Федеративного договора в г.Москве (март 1992 г.). Одновременно эти исторические периоды знаменуют собой логическое триединое звено в становлении и развитии договорных традиций между русским и башкирским народами, между Башкортостаном и Россией. Между этими рубежами, несомненно, есть много других важных событий и фактов, выделяемых и анализируемых специалистами, прежде всего историками и обществоведами, в зависимости от целей и предмета исследования. Второй и третий вышеназванные периоды совпадают с советским и постсоветским этапами социально-политического развития Башкортостана в составе Российской Федерации.

Одной из особенностей этнической истории башкир явилось то, что формирование и развитие их национальной государственности не раз искусственно прерывалось. Процесс становления башкирской государственности восстанавливается и развивается далее в период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г. Стремление к созданию самостоятельного государства, наиболее рельефно проявилось в широком национальном движении за автономный Башкортостан в 1917-1919 гг., в результате которого была объявлена национально-территориальная автономия Башкортостана (ноябрь 1917 г.), а затем и признана Центральной Советской властью как первая автономная республика в составе Российской Федерации (март 1919 г.). Это был очень противоречивый и сложный период, с одной стороны, это было время возрождения и признания башкирской государственности, ряда прогрессивных и радикальных преобразований в национально-государственном строительстве; с другой – драматическое и трагическое, принесшее башкирскому народу большие страдания и лишения. Эти страницы истории башкирской нации всесторонне показаны в опубликованных работах лидеров башкирского национального движения А.З.Валидова [1] и М.Д.Муртазина [2].

Не менее драматичным по своим масштабам и последствиям был голод, вызванный небывалой засухой и неурожаем 1921 г. и унесший жизни сотен тысяч башкир. В результате Гражданской войны 1917-1922 гг., голода, холода и разрухи башкирское население уменьшилось почти в два раза: с 1 млн. 321 тыс. в 1917 г. до 714 тыс. в 1926 г. [3, с.69]. Данный период характеризуется еще одним обстоятельством, сыгравшим отрицательную роль в развитии не только башкирской, но и других автономий. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 19 мая 1920 г. были в значительной мере усечены и урезаны ранее завоеванные права Башкирской республики [4, с.487-488].

1922-1928 гг. – годы становления молодой Башкирской республики. Это время административно-территориального определения ее границ, время формирования государственных структур управления и подготовки национальных кадров. Развернувшееся в этот период движение за восстановление грамотности среди башкирского населения сопровождалось созданием широкой сети национальных школ, ремесленных училищ, техникумов и первых рабочих факультетов. Особое внимание уделялось изучению башкирского языка и реализации его общественных функций, в том числе и в делопроизводстве, стали издаваться на башкирском языке газеты и журналы. В этот период был заложен хороший фундамент для развития национальной культуры, литературы и искусства.

1929-1941 гг. отличаются крайней противоречивостью. Продолжается дальнейшее развитие положительных тенденций в национально-культурном строительстве и в сфере народного образования. К концу этого периода были достигнуты значительные успехи в развитии системы образования республики – число средних и высших учебных заведений достигло соответственно 58 и 7. Уже к началу 30-х гг. удельный вес башкир, обучающихся в техникумах и вузах, превысил их удельный вес в составе всего населения республики [5, с.22-23]. Примерно этому уровню соответствовало представительство башкир и в органах Советской власти [6, с.93-94]. В этот период был учрежден Институт истории, языка и литературы, открылись новые театры, музеи и другие центры культуры. Особенность и противоречивость этого периода заключается в том, что успехи и достижения в национальной сфере были практически сведены на нет в ходе массовых сталинских репрессий. Центральные партийные и государственные органы, проявив особую заботу о «выращивании» партийных, советских и хозяйственных кадров, «особенно из трудящихся коренной национальности – башкир» [7, с.162], одновременно предприняли максимум усилий для уничтожения сначала крестьян на селе (в 1929-1933 гг.), а затем и башкирской интеллигенции (в 1937-1939 гг.). По самым скромным подсчетам всего в Башкирии было репрессировано 50293 чел. [8, с.3]. Невосполнимые последствия этих процессов до сих пор продолжают сказываться на национально-культурном и этническом развитии башкирского народа в целом.

В указанный период были приняты и такие решения, осуществление которых фактически привели к разрушению национально-территориальной и национально-культурной целостности башкирского народа. К первому привело волюнтаристское Постановление Президиума ВЦИК СССР от 17 января 1934 г. о передаче Аргаяшского и Кунашакского районов БАССР с преобладающим башкирским населением в состав Челябинской области РСФСР [9, с.198]. Ко второму – непродуманная смена традиционной письменности башкир, основанной на арабской графике, на латинский в 1929 г., а затем и на русский алфавит в 1939 г. Эти беспрецедентные «эксперименты» лишили башкир богатого культурно-исторического наследия, искусственное забвение которого крайне негативно сказалось на развитии национального образования и культуры.

1941-1945 гг. для башкирского народа, как и для всех народов СССР, были годами серьезных испытаний. С честью и достоинством выдержали их все труженики и воины Башкортостана. В короткий срок промышленность и сельское хозяйство были перестроены для работы на нужды фронта. Верный традициям дружбы и взаимной помощи Башкортостан принял почти 300 тыс. человек и около 120 предприятий, эвакуированных из западных районов страны. На фронтах Великой Отечественной войны сражались более 710 тыс. сынов и дочерей республики. На ее территории были сформированы 9 дивизий, 2 бригады, 9 отдельных полков [10, с.38]. Из них 2 национальные кавалерийские дивизии (112-ая и 113-ая) и 1 отдельный башкирский артиллерийский полк имени Салавата Юлаева сформированы и укомплектованы на народные средства и на добровольных началах. Звания Героя Советского Союза были удостоены 76 воинов 112-ой башкирской  кавалерийской дивизии, такое количество героев «в одном воинском соединении – явление уникальное во всей Советской Армии» [11, c,5]; 82% личного состава этой прославленной дивизии были представителями башкирского народа [12, с.13].

Несмотря на то, что многие деятели науки и культуры ушли на фронт, башкирская наука и культура продолжали развиваться. Большой заслугой правительства Башкирии явилось повышенное внимание в это трудное время к проблемам образования. В 1944 г. на цели народного образования было выделено средств в 1,5 раза больше, чем в довоенном 1940 г.; все это время школы республики работали бесперебойно [5, с.31-32].

В 1946-1955 гг. башкирский народ активно участвует в восстановлении и дальнейшем развитии народного хозяйства страны. Башкортостан превратился за эти годы в развитый индустриально-аграрный регион. Промышленное производство, городской образ жизни оказывали все большее воздействие на социально-экономическое и культурное развитие башкир. В этот период наметилась тенденция активизации миграции башкирского населения в города и поселки городского типа. Однако развитие промышленности было однобоким, в ней преобладали нефтяная и нефтехимическая отрасли. Это обстоятельство явилось одной из главных причин экологического кризиса, охватившего впоследствии Республику Башкортостан. Особенностью этого периода является отставание темпов развития сельского хозяйства по сравнению с динамикой роста промышленности республики. В 1954 г. началось освоение целинных земель в Башкирском Зауралье (Хайбуллинский, Зилаирский и Баймакский районы), традиционные пастбищные угодья башкир были превращены в малоэффективные пахотные земли.

Последствия войны и усиления режима личной власти тяжело сказались на развитии и народного образования, науки и культуры; в этот период наметилось заметное сокращение национальных школ и педагогических техникумов. Башкирская наука и культура испытывали значительное сдерживающее влияние третьей волны государственных репрессий (конец 40-х гг.) против деятелей науки, литературы и культуры. Вместе с тем, в это время в башкирских школах еще продолжалось стабильное обучение на родном языке, издавались башкирские учебники, художественная литература и т.д. В целом, послевоенное десятилетие может быть обозначено как период восстановления физических, интеллектуальных и творческих сил народа, которые и проявились на следующем этапе этнического развития башкир.

Вторая половина 50-х – первая половина 60-х гг. характеризуется некоторым «потеплением» общественно-политической жизни страны, духовным и культурным подъемом. Это время профессионального становления нового поколения башкирских ученых, писателей, деятелей культуры и искусства. Это период значительной заботы о народном образовании, национальных кадрах и расширении сети высших учебных заведений. На эти годы приходится наибольшее число книг, изданных на башкирском языке. Вместе с тем в эти годы наметилась серьезная тенденция к унификации национальной и культурной жизни – постепенно вытеснялось преподавание башкирского языка в среднеспециальных учебных заведениях, училищах и вузах, значительно сузилось применение башкирского языка и в делопроизводстве. В целом, десятилетие между серединой 50-х и 60-х гг. – период противоборства двух тенденций, в котором верх взяла консервативная из них и привела к так называемому «застою», в том числе и в национальной сфере.

Середина 60-х и – середина 80-х гг. – период внешне устойчивого, но внутренне «больного» и кризисного состояния общества. Это период утраты многих положительных приобретений в этническом развитии, особенно ощутимы потери в функционировании родного языка, национальной культуре и народных традиций. Значительное сужение сферы применения родного языка, искусственное забвение истории народа стали объективной основой национального нигилизма и деформации национального самосознания. Потери в духовной и национально-культурной областях вели к латентным их проявлениям в политической, социальной и экономической сферах. К целому спектру этих проблем следует добавить и демографическую. В эти два десятилетия усилилась тенденция прогрессирующего убывания коренного населения Республики Башкортостан, в основном за счет выезда в другие республики и области Российской Федерации. Причины этого явления проанализированы достаточно полно, в общей совокупности они свидетельствуют о значительном кризисе в национальном развитии башкир, об ограниченных возможностях их самореализации в пределах своей исторической родины. Такие высокие темпы миграции отрицательно сказались на этническом развитии башкир в самом Башкортостане и, одновременно, создали проблему удовлетворения их национально-культурных потребностей за пределами республики.

Вторая половина 80-х гг. – конец ХХ в. (рубеж тысячелетий) – это период постепенного пробуждения национального самосознания башкирского народа, организационного оформления башкирского национального движения и провозглашения государственного суверенитета Республики Башкортостан; одновременно это период укрепления государственности башкирского народа и поиска оптимальных моделей взаимоотношений, первоначально с Союзным государством, а затем и с Российской Федерацией. Анализируемый период явился самым продуктивным и эффективным с точки зрения создания условий и возможностей для этнического и национально-государственного развития башкирского народа. Особенностью этого периода является и то, что в это время (1991 г.) прекратило свое существование СССР, в рамках которого на протяжении всех предшествующих десятилетий проходила этническая эволюция башкирского народа.

В этот период в основном завершился процесс организационного оформления башкирского национального движения. Его основные этапы: создание национально-культурных клубов в г. Уфе («Ак тирмэ») и других городах, районах республики, на базе «Ак тирмэ» Башкирского народного центра (БНЦ) «Урал», Союза башкирской молодежи (СБМ), Союза башкирских женщин и т.д. Идейным организатором башкирского движения стал БНЦ «Урал», возродивший впоследствии созывы башкирских курултаев (съездов) для обсуждения наиболее важных вопросов социально-политического и духовного развития башкирского народа. Надо отметить, что в этот период заметно возросло влияние общественных организаций башкир на решение этнокультурных и общественно-политических проблем. О роли, значении и особенностях этого этапа одним из первых в башкирской историографии написал книгу известный ученый, и участник этих событий [13].

Основным содержанием этого периода является борьба за суверенитет и равные права с бывшими союзными республиками. Результатом этого всенародного движения стало событие 11 октября 1990 г., в этот день, как известно, Верховный Совет Башкирской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Башкортостан. Существенным моментом, ускорившим этот процесс, стало провозглашение государственного суверенитета Российской Федерации 12 июня 1990 г. Важным рубежом в развитии федеративных отношений явилось подписание в марте 1992 г. в г.Москве руководством Российской Федерации и Республики Башкортостан Федеративного договора и Приложения к нему от Республики Башкортостан. В 1993 г. были приняты Конституция Российской Федерации и Конституция  Республики Башкортостан, а в 1994 г. подписан Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» [14, с.17]. Все эти основополагающие документы явились правовой базой развития не только федеративных отношений, но и национального развития башкир, как титульного и коренного народа республики. Был принят закон «О языках народов Республики Башкортостан» (1999 г.), в котором статус башкирского языка, наравне с русским определен как государственный. Принятие и реализация данного Закона имеет принципиально важное значение для сохранения этничности и развития преемственности в сферах образования, культуры и политики.

Состоялись I (1995) и II (2002) Всемирные курултаи (съезды) башкир, сыгравшие исключительно большую роль в консолидации и дальнейшем этническом их развитии. К началу работы I Всемирного курултая башкир был разработан проект государственной программы РБ «Возрождение и развитие башкирского народа» [15], ставший теоретической и научно-практической основой деятельности как башкирских общественных организаций, так и государственных органов власти республики по удовлетворению национально-культурных и этнических потребностей башкирского населения. В этот же период была разработана и принята государственная программа РБ «Народы Башкортостана» [16].

Следующий этап в социально-политическом и этническом развитии башкирского народа может быть условно обозначен с 2002 г. по настоящее время. Это время характеризуется позитивными процессами в национально-культурном развитии башкирского и других народов республики, дальнейшим удовлетворением духовных потребностей, совершенствованием законодательной практики решения этнических и межэтнических проблем. Больше внимания уделяется решению проблем национально-культурного развития башкир, проживающих за пределами Башкортостана и России. В этот период была разработана и утверждена государственная программа РБ «Башкиры Российской Федерации» [17].

Вместе с тем, следует особо указать на наличие целого спектра противоречивых негативных тенденций, проявившихся в последние годы в национальной политике Российской Федерации. Они отрицательно сказываются на этническом и социально-политическом развитии как башкирского, так и других народов России. Речь идет о постепенном свертывании основополагающих идей и положений не только Конституции Республики Башкортостан и других республик, но и о попытках пересмотра Конституции Российской Федерации, об игнорировании подписанного Федеративного договора и т.д. Заявления о «губернизации» России, ликвидации национальных республик и других национально-территориальных образований Российской Федерации сопровождаются мерами по объединению некоторых субъектов федерации, что противоречит интересам этносов России, особенно коренных и  малочисленных народов. Дальнейшее расширение и углубление этой тенденции представляет реальную угрозу развитию федерализма в Российской Федерации. В этих условиях защита основ Конституции Российской Федерации и Федеративного Договора, конституций и государственности республик, входящих в состав России, правового статуса других национально-территориальных образований остается сегодня крайне актуальной. Последовательное отстаивание принципов демократии и федерализма, как испытанных форм и институтов сохранения и развития народов и их территорий (республик, автономных округов, областей и т.д.), является важнейшим принципиальным условием полноценного этнического развития башкирского и других народов России.


Литература:

1. Заки Валиди Тоган. Воспоминания: Кн.1. – Уфа, 1994.

2. Муртазин М.Л. Башкирия и башкирские войска в Гражданскую войну – М., 2007.

3. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. – Уфа, 1972.

4. Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. Сборник документов и материалов. – Уфа, 1959.

5. Мустафина Ф.Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. – Уфа, 1968.

6. К проблеме наций и национальных отношений. – Уфа, 1984.

7. Коллективизация сельского хозяйства Башкирской АССР (1927-1937гг.): Сборник материалов и документов. – Уфа, 1980.

8. Возвращенные имена / Сост. Г.Д.Иргалин, Е.П.Асабин. – Уфа, 1991.

9. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. – Уфа, 1989.

10. Башкирия в годы Великой Отечественной войны. – М., 1986.

11. Гордость и слава 16-й кавдивизии. – Уфа, 1990.

12. Белов Г.А. Путь мужества и славы. – Уфа, 1978.

13. Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Из истории борьбы башкирского народа за самоопределение. – Уфа, 1994.

14. Проблемы становления и развития государственности Республики Башкортостан. – Уфа, 2000.

15. Ураксин З.Г., Валиахметов Р.М. Проект государственной программы РБ «Возрождение и развитие башкирского народа». – Уфа, 1995.

16. Проект государственной программы РБ «Народы Башкортостана» / Под. ред. Р.Г.Кузеева. – Уфа, 1999.

17. Государственная программа РБ «Башкиры Российской Федерации». – Уфа, 2007.