Вклад Русского географического общества в изучение этнографии башкирского народа


Источник: М.М.Маннапов. Вклад Русского географического общества в изучение этнографии башкирского народа // XVI Всероссийская научно-практическая конференция «Археография Южного Урала: Актуальные проблемы архивного дела в современном мире» (г.Уфа, 28 октября 2015 г.). С.145-153.

Примечание: печатается на историко-краеведческом портале Ургаза.ру с разрешения автора статьи.


В формировании и развитии научной мысли в области этнографического исследования этноса значительная роль принадлежала Императорскому Русскому географическому обществу (ИРГО). Данная организация ориентировалась на комплексное изучение культурных пространств: на исследование географии, включая тотальное картографирование, фиксацию путей сообщения (водных и сухопутных), описание биологических и гидрологических ресурсов, лингвистические и этнографические изыскания, выявление и учет древних археологических памятников. Одна из главных задач Общества, учрежденного в 1845 г., заключалась в «познании разных племен, обитающих в нынешних пределах государства, со стороны физической, нравственной, общественной и языковедения».

С середины XIX в. до 1917 г. деятельность Общества осуществлялась на местах, в его региональных отделах, в которых проводились исследования по антропологии, географии, истории, этнографии и фольклору народов, населявших дореволюционную Россию. Исследование Южного Урала и его населения стало возможным благодаря появлению в 1868 г. Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества (ООИРГО) [1]. Научно-организационная работа Оренбургского отдела РГО имела большое значение в изучении истории, этнографии и окружающей среды Южного Урала.

Огромный интерес представляет проект программы деятельности этнографического отделения Оренбургского отдела ИРГО, который состоял из нескольких разделов. Так, в разделе «По отношению к башкирам» предполагалось исследовать племенной состав башкирского народа и изменение принятого быта башкир и др. В третьей главе проекта планировалось осуществить описание характерных особенностей народного образования, перевод на русский язык правил шариата. Упоминается об обязательствах правительства, русского населения и представителей магометанского мира по изучению башкиро-казахских взаимоотношений. В указанном проекте особое внимание уделялось изучение традиций Оренбургского и Уральского казачьих войск. В заключительном разделе предлагалось описание праздников, игр, плясок, обрядов при рождении, смерти, сватовстве, гостеприимстве всех народов Оренбургского края. Здесь предполагалось осуществить подробное описание предметов потребления, пищу и способы ее приготовления, принадлежности одежды и украшений мужчин и женщин» [2].

В первые годы своего существования Оренбургский отдел ИРГО провел значительную работу по сбору башкирских, татарских и казахских обычаев, записаны с уст старожилов произведения устного народного творчества, зафиксированы сведения о хозяйстве проживаемого населения и способах добычи соли в близлежащих территориях. Члены Отдела занимались переписью населения, картографированием пастбищ, путей перекочевок и источников воды, а также были собраны материалы по археологическим памятникам и народной медицине.

В 1870 г. региональный отдел ИРГО учредил свой печатный орган, который сначала назывался «Записки Оренбургского отдела Императорского русского географического общества», а с 1893 г. получил другое наименование «Известия Оренбургского отдела Императорского русского географического общества». Из публикаций следует отметить этнографические очерки И.Алтынсарина, Н.М.Бекчурина, Р.Г.Игнатьева, В.Н.Плотникова, А.И.Добромыслова; статистические описания, исследования хозяйственной деятельности населения и проблемы предупреждения негативного воздействия природы (Л.Ф.Баллюзек, Т.К.Сейдалин, Л.Н.Плотников); естественно-научные наблюдения А.И.Оводова и Г.Розенгрена [3]. В разделе «По отделению этнографии» опубликованы материалы И.Алтынсарина по свадебной обрядности и Л.Ф.Баллюзека по обычаям казахского народа, этнографические заметки А.А.Петрова о черемисах Красноуфимского уезда Пермской губернии и др. [4]. Исследователь Тургайской области А.И.Добромыслов в своем очерке представил небольшой анализ о взаимоотношениях башкир и казахов в период восстания 1755 г. под предводительством Батырши, а также особо выделил организаторские способности наместника Оренбургского края И.И.Неплюева, которому удалось предотвратить объединение и совместное выступление этих народов против правительства [5].

Согласно журналу заседания Оренбургского отдела ИРГО от 28 октября 1868 г. помощник председателя по Отделению этнографии И.П.Покровский представил для обсуждения сборник из 200 башкирских песен на татарском шрифте. Указанное собрание приняло решение о переводе данной работы на русский язык. Для выполнения данной задачи было поручено члену-сотруднику ООИРГО и советнику Оренбургской пограничной комиссии С.А.Батыршину. Материалы заседания Отдела от 10 апреля 1869 г. отметили завершение переводческой работы с последующим принятием решения о рекомендации к публикации данного сборника в печатном органе регионального подразделения. Тем не менее, перевод рукописного материала был предоставлен для проверки действительному члену Оренбургского отдела ИРГО М.М.Бекчурину. В ходе подготовки к изданию сборника башкирских песен И.П.Покровский отметил бесспорную помощь М.М.Бекчурина и башкира 2-й Усерганской волости Оренбургской губернии Ю.Аминева. Следует отметить, что последующее заседание регионального подразделения ИРГО от 29 ноября 1868 г. приняло решение о замене татарского типографического литера на русский шрифт при публикации подлинных произведений устного творчества народов Южного Урала [6].

На заседании ООИРГО от 29 сентября 1893 г. была прослушана информация о поступлении рукописи учителя Зианчуринского училища М.Баишева «Деревня Зиянчурина Орского уезда Оренбургской губернии в этнографическом отношении». На очередном сборе членов Оренбургского отдела (26 октября 1893 г.) был заслушан доклад И.В.Будрина по указанной работе, а также было принято решение о сборе дополнительной информации для окончательного заключения. В ходе обсуждения работы М.Баишева и отзыва рецензента (7 декабря 1893 г.) поступило предложение обратиться за помощью к учителю русского класса при медресе «Гусмания» И.Ш.Еникееву для более четкого изложения рукописного материала, одобренного к публикации в печатном органе ООИРГО [7]. Здесь автором статьи хорошо освещены семейно-бытовые обычаи и обряды южных башкир, такие, как свадебные (помолвка в колыбели, приезд сватов, бегство девушки и др.), родильные (наречение имени, укладывание в колыбель, обрезание) и похоронные (охрана, погребение покойного).

130 образцов башкирских пословиц были опубликованы в печатном органе Оренбургского отдела ИРГО в 1895 г. Составителем собранного материала являлся учитель Серменевской русско-башкирской школы Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии М.А.Куватов. Пословицы были представлены не на тюркском литературном языке «тюрки», которая использовалась в дореволюционных печатных изданиях, а на башкирском. Составитель применил алфавит на основе кириллицы, при обозначении специфических башкирских звуков он осуществил изменение форм отдельных букв русского алфавита или же использовал диакритические знаки. К моменту издания данного собрания М.А.Куватов возвратился в с.Зиянчурино Орского уезда Оренбургской губернии, в которой продолжил работу над башкиро-венгерским и башкиро-русским словарями [8].

С 1870-х, а затем в 1890-х гг. сотрудники Оренбургского отдела ИРГО стали активно проводить геологические и этнографические исследования на территории южной части Урала. Например, 2 октября 1870 г. на заседании регионального подразделения ИРГО была обсуждена записка члена-сотрудника Отдела Н.А.Лебедева о причинах бедности башкирского населения. В отчете деятельности организации за 1906 г., освещается научная деятельность члена Отдела, землевладельца Д.Н.Соколова, который в указанный период, по поручению Геологического комитета, осуществлял геологические наблюдения, а также принял активное участие в работе Картографической комиссии ИРГО и представил переводный материал о географических названиях на башкирском языке, которые применялись в разговорной речи башкир племени усерган [9].

В 1896 г. была организована командировка в составе лесничего Оренбургского лесничества Ф.П.Симона, его помощника И.Заневского, землевладельца Д.Н.Соколова и Ф.Б.Стебельского с целью научного исследования территории, которая находилась между рр.Белой и Малый Ик. В протоколе осмотра Каповой пещеры, которая расположена вблизи башкирской деревни Шульганово (Адильгиреево) 3-й Бурзянской волости Орского уезда Оренбургской губернии, представлено геологическое и морфометрическое описание известной карстовой полости. Полученная информация была подвергнута анализу участниками экспедиции путем сопоставления с опубликованным описанием географа П.И.Рычкова (1760 г.) и было принято заключение о соответствии с данными известного исследователя XVIII в. о состоянии пещеры [10]. В статье Ф.П.Симона «Каповая пещера» представлено подробное описание входа в пещеру, отражены личные впечатления автора о природной красоте вблизи башкирских деревень Кутаново, Максютово и Юмагузино, изложены краткие повествования башкирского населения о происхождении названий Антониевой пещеры и местности «Баишкины копны», освещено краткое описание населенных пунктов Куватово (Якшигул), Суюшево и Усманово (Татегас). В другой заметке Ф.П.Симона «Уголок Белой (ниже Каповой пещеры)» представлено географическое описание башкирской деревни Максютово. Работа снабжена рисунком этого населенного пункта, изготовленного в литографии Мякинькова с картины художника А.А.Шостаченко [11].

Очень интересный материал изложен в докладе Ф.П.Симона по итогам проведенных общественных работ в Оренбургском и Орском уездах Оренбургской губернии в 1899 г. Здесь предлагается краткое изложение внешнего вида башкир, об употреблении ими кумысного напитка, о фиксации фактов использования одного того же вида одежды, как в повседневной жизни, так и в период их привлечения на общественные работы. В районе Вознесенского бора, жилищные постройки башкир, предназначенные для проживания, построены с отсутствием верхних закрывающих конструкций (крыши). На оконных проемах башкирских жилищ натянуты бычьи пузыри, а в домах отсутствуют печи, недостаток которых скрывает только наличие глинобитных шувал, описанные в свое время исследователем П.С.Палласом. Лесничий Ф.П.Симон отметил причины сохранения кабальной зависимости бедных башкир со стороны богатых жителей деревни, а также зафиксировал повышенный интерес местных обывателей к ремесленной деятельности. Автор доклада, в ходе наблюдений, подметил особую характерную черту местных башкир, которая, по его мнению, выражалась в отсутствии предприимчивости и апатии в связи с их религиозной покорностью к своей судьбе. Говоря о работоспособности башкирского населения в ходе общественных работ, было подмечено о частом использовании ими перерывов на отдых в рабочее время. Также отмечается тот факт, что работоспособность башкир и русских, которым было предложено стать участниками артелей из числа одной национальности, замедляется, в результате которого наблюдается снижение качественного результата работы. Лесничий Ф.П.Симон проследил судьбу некоторых сильных башкирских команд, которые привлекались на общественные работы. Он пришел к выводу о том, что все участники указанных мероприятий по окончанию работ осуществляли изменения в составе своих групп и продолжали работать в других местах. В окончательном результате все участники подобных команд, получив опыт работы, охотно принимались в работники к частным лицам. И к моменту нового призыва к общественным работам, каждый из членов рабочих групп, в ходе их поиска, уже работали самостоятельно по одиночке. По мнению Ф.П.Симона, результаты общественных работ в указанных уездах Оренбургской губернии, познакомили население этого края с приемами указанной трудовой деятельности, а также с активным участием башкирского населения в подобных мероприятиях. Данная активность башкир показала, что они имеют огромный потенциал работоспособности, что тезис об их неспособности к труду не имеет почвы для обсуждений, в т.ч. и основания для выводов о скорейшем вымирании представителей башкирской национальности [12].

В 1898 г. была организована экспедиция с целью барометрического нивелирования южной части Уральского хребта. Руководителем экспедиционного отряда был назначен член ООИРГО, преподаватель Уфимской гимназии, член-корреспондент Главной физической обсерватории Н.А.Бравин, участниками выезда были учитель Златоустовского ремесленного училища Н.И.Быков, лесничий Оренбургского лесничества Ф.П.Симон и учитель А.Г.Баталов. Маршрут экспедиции пролегал через поселения отряда Спасский (на р.Урал), завода Кагинский (на р.Белой), станицы Янгельская (на р.Урал), д.Ахметово (на р.Сакмар) и Вознесенский бор. Руководитель экспедиции Н.А.Бравин в ходе подготовки отчета о результатах барометрического нивелирования включил богатый материал по истории и этнографии башкир, проживающих на данной территории. При предоставлении общего описания башкирских деревень Алишево (Абдулмамбетово 1-я), Ахметово, Ишкулово, Махмутово, Равилево и Тяпаново было отмечено однотипность и неприглядный вид планировки сельских поселений. В отчете отмечается, что указанные населенные пункты представляют с собой поселения из нескольких рядов жалких строений (лачуг) с 2-3-мя маленькими окнами, плоскими крышами или зафиксированы с отсутствием подобных конструкций. В отчете указано, что башкиры вышеперечисленных деревень в летний период выставляют оконные рамы. В отчетном докладе Н.А.Бравина говорится о башкирских дворах, загороженных жердями и наличие хозяйственных построек. В опубликованном материале также освещается о религиозной жизни башкир и наличии культовых сооружений в населенных пунктах.

В отчете Н.А.Бравина предлагается описание усадьбы богатого жителя башкирской деревни Ахметово. Так, было отмечено, что дом богатого башкира является большим, с разукрашенной крышей, с крыльцом и воротами. На ставнях и дверях представлена орнаментная стилизация в виде дерева в форме языков пламени с голубыми и красными плодами. Внутреннее убранство дома богатого жителя деревни, по мнению исследователя, является однотипным для сельской местности, но отличается тем, что очаг представляет с собой что-то среднее между камином и голландской печью, а нары сделаны широкими и покрыты цветными половинками. Автор отчета также отметил целые горы пуховых подушек, на стене установлены карманные часы и компас. Признаком набожности хозяина дома, по мнению Н.А.Бравина, являются изображение Мекки и наличие белой чалмы. Далее, в отчете по барометрическому нивелированию, предлагается краткое антропологическое описание башкира-возчика (жителя д.Ахметово).

Так же в свой отчет Н.А.Бравин включил сведения о предпринимательской жилке башкира, но тут же отмечает, что подобная характеристика встречается и у представителей других этносов Южного Урала. Руководитель экспедиционного отряда в своем донесении также подробно остановился на принципе работы башкирской мельницы, которая функционировала вблизи д.Билялово, а также предоставил описание башкирской кочевки вблизи д.Ахметово. Н.А.Бравин при описании религиозной ситуации д.Темясово свое внимание обратил на толерантное поведение башкир в связи с тем, что в указанном населенном пункте проживали и представители других национальностей и вероисповеданий [13].

Заключая данную статью, следует подчеркнуть важную научную роль Оренбургского отдела ИРГО в деле продвижения этнографического изучения региона. Проведенные сотрудниками отдела исследования имели огромное значение для познания истории и этнографии народов Южного Урала. Многие работы сотрудников Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества не потеряли своего научного значения и до настоящего времени.


Использованная литература:

 Работа выполнена при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда, проект 14-01-00442 «От описания племени к познанию этноса: этнография в Императорском Русском географическом обществе (1845-1917 гг.)».

1. Псянчин А.В. Учреждение Оренбургского отдела РГО и проблемы этнографического изучения региона // Урал-Алтай: через века в будущее: материалы IV Всероссийской научной конференции, посвященной III Всемирному курултаю башкир. Уфа, 2010, С.209; Псянчин А.В. Этнография башкир в Русском географическом обществе (1845-1925 гг.). Уфа, 2009. С.5; Псянчин А.В. Этнография башкир в центральных и региональных научных обществах (вторая половина XVIII – начало XX века) // Этногенез. История. Культура: I Юсуповские чтения. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти Р.М. Юсупова. Уфа, 2011. С.229-230; Шагисултанов Ф.А. Из истории открытия Оренбургского отдела Русского географического общества (к деятельности научных обществ на Южном Урале) // Вестник Башкирского государственного университета. 2006. №4. С.63; Шагисултанов Ф.А. История изучения природы Южного Урала во второй половине XIX – начале XX вв. (по материалам региональных научных обществ). Автореф. дисс. … к. географ. н. М., 2007. С.12; Записки ООИРГО. Вып.1. Казань, 1870. С.32; Сафонов Д.А. Формирование источниковой базы для социально-экономической и демографической характеристики Оренбургского края (1734-1917) // Труды Оренбургского филиала РГО. Оренбург, 1994. С.17.

2. Амелин В.В. Этнографическая наука в Оренбуржье: история, современное состояние // Историко-культурное наследие народов Южного Урала: опыт исследований и практика сохранения: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Оренбург, 2010. С.9-10; Масанов Э.А. Очерк истории этнографического изучения казахского народа в СССР. Алма-Ата, 1966. С.172.

3. Базылева Е.А. Русское географическое общество и книга: очерк истории издательской, библиотечной и библиографической работы в XIX – начале XX в. Новосибирск, 2008. С.119-120; Сафонов Д.А. Историческая тема в изданиях Оренбургского отдела императорского русского географического общества // Оренбургский край. Альманах. Оренбургский краеведческий музей. 1994. №1-2; Тугай Т.И. Представители Оренбургской администрации и краеведческих обществ в изучении Казахстана и Средней Азии (вторая половина XIX – начало ХХ в.) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №5. С.177.

4. Алтынсарин И. Очерк обычаев при сватовстве и свадьбах у киргизов Оренбургского ведомства // Записки ООИРГО. Вып.1. Казань, 1870. С.101-122; Баллюзек Л. Народные обычаи, имевшие, а отчасти и ныне имеющиеся в Малой киргизской орде силу закона // Записки ООИРГО. Вып.2. Казань, 1871; Петров А.А. Заметки по этнографии черемис Красноуфимского уезда // Известия ООИРГО. Вып.6. Оренбург, 1895. С.23-31.

5. Добромыслов А.И. Тургайская область: исторический очерк // Известия ООИРГО. Вып.15. Оренбург, 1900. С.77-201; Добромыслов А.И. Указ. соч. // Известия ООИРГО. Вып.16. Оренбург, 1901. С.123-272; Добромыслов А.И. Указ. соч. // Известия ООИРГО. Вып.17. Тверь, 1902. С.257-524.

6. Записки ООИРГО. Вып.1. Казань, 1870. С.52, 61, 82, 151-229; Известия ООИРГО. Вып.5. Оренбург, 1894. С.18.

7. Известия ООИРГО. Вып.6. Оренбург, 1895. С.5, 7, 9-10; Баишев М. Деревня Зиянчурина Орского уезда Оренбургской губернии // Известия ООИРГО. Вып.7. Оренбург, 1895. С.1-38.

8. Куватов М. Башкирские пословицы // Известия ООИРГО. Вып.6. Оренбург, 1895. С.5; Куватов Д.М. Путешествие в прошлое. Уфа, 2012. С.152-153.

9. Записки ООИРГО. Вып.2. Казань, 1871. С.15; Известия ООИРГО. Вып.21. Оренбург, 1909. С.5.

10. Соколов Д.Н. Протокол осмотра и измерения Каповой пещеры на р.Белой в Орском уезде Оренбургской губернии, близ деревни Шульганивой (Адильгиреевой) 3-й Бурзянской волости // Известия ООИРГО. Вып.10. Оренбург, 1897. С.74-79; Базылева Е.А. Фрагменты истории изучения Урала на страницах изданий Императорского Русского географического общества // Известия Алтайского государственного университета. №3-4. 2010. С.15.

11. Симон Ф.П. Капова пещера // Известия ООИРГО. Вып.10. Оренбург, 1897. С.80-85: Он же. Уголок Белой (ниже Каповой пещеры) // Известия ООИРГО. Вып.10. Оренбург, 1897. С.86-92.

12. Симон Ф.П. Общественные работы, производившиеся в Оренбургском и Орском уездах в 1899 году, и значение их для этих местностей // Известия ООИРГО. Вып.14. Оренбург, 1900. С.90-93, 98-103.

13. Отчет экспедиции Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества для произведения барометрического нивелирования южной части Уральского хребта в 1898 г. // Известия ООИРГО. Вып.14. Оренбург, 1900. С.210-211, 215-222, 232.