Башкирские народные игры в жизни современных детей Бурзянского района (по материалам экспедиции 2009 г.)


Источник: Г.Р.Хусаинова. Башкирские народные игры в жизни современных детей (по материалам экспедиции 2009 г.) // Городские башкиры: проблемы языка и демографии: Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной III Всемирному курултаю башкир (г.Октябрьский, 15 апреля 2010 г) – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2010. – 356 с. – С.295 – 297.

Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

Мир современных детей занимает телевизор, компьютер и другие технические средства. Это бесспорно. Но в этом вина наша, взрослых. Любой ребенок, мальчик или девочка, городской или деревенский, любит играть, это часть его младенчества, детства, подростковой жизни. Если мы не находим времени общаться, играть с нашими детьми, направлять их, они будут удовлетворять потребность в игре за компьютером или у телевизора. В настоящее время на городских детских площадках часто можно видеть такую картину: дети играют в песочнице, а мамы смотрят за ними со стороны и разговаривают между собой. Им даже на ум не приходит, что с детьми можно поиграть в какую-нибудь игру. Ведь и сами росли так же. В городе не принято было играть в народные игры, как в деревне. Правда, в летнее время девочки 6-10 лет могут еще поиграть в мяч, классы или со скакалкой.

Жизнь в деревне существенно отличается от городской. Здесь не принято, чтобы родители выходили с детьми на прогулку – некогда. В деревне дети всех возрастов собираются вместе. Дети постарше играют, а совсем маленькие сидят в сторонке, наблюдают, как старшие играют. Позже, когда подрастут, они тоже присоединятся к играющим. В деревне это традиция, закономерность.

К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время и в деревнях дети играют меньше, чем раньше.

В прошлом году в деревне Кулгана, во время экспедиции в Бурзянский район, я была приятно удивлена, увидев детей, играющих в школьном дворе в одну из древних башкирских игр «Мәскәй-әбей». Рядом с детьми не было ни учителей, ни воспитателей. Они играли самостоятельно, по своему желанию. Когда я подошла, они смутились и остановили свою игру. Но когда я их похвалила, попросила играть дальше стала фотографировать, они продолжили игру. Игра называлась «Водяной». Дети встают в круг. В середине круга стоит один игрок с завязанными глазами. Дети в кругу хором проговаривают:

 

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой.

Выйди на чуток,

На одну минуточку.

 

После этих слов игрок подходит к любому участнику, стоящему в кругу, трогает его за руки, проводя руками по голове, старается узнать его. Если он правильно называет имя, они меняются местами, если же ошибается, идет на свое место и игра продолжается. Затем я попросила детей повторить игру «Мәскәй-әбей». Дети встали, держась за талию предыдущего игрока. Самой первой стояла «Мать-птица», чуть поодаль от них села «Мәскәй-әбей» и стала ковырять землю. Между «Матерью-птицей» и «Мәскәй-әбей» начался диалог:

 

Мәскәй-әбей, нимә каҙаһың?                  Мэскэй-эби, что делаешь?

Соҡор ҡаҙам.                                               Яму копаю.

Соҡорҙо нишләтәң?                                   Для чего тебе яма?

Энә әзләйем.                                               Иголку ищу.

Энәне нишләтәң?                                      Зачем тебе иголка?

Тоҡ тегәм.                                                   Мешок буду шить.

Тоҡто нишләтәң?                                       Для чего тебе мешок?

Таш тултырам.                                           Камни положить.

Ташты нимәшләтәң?                                 Камни для чего?

Балаларын бaҡcaғa төшкән,                      Твои дети в сад зашли,

Аяҡтарын һындыра hyғам.                       Ноги их переломать.

 

«Мать-птица» спрашивает у своих детей: «Заходили в сад?» Дети отвечают: «Нет». «Мәскәй» говорит: «Вон на небе игрушка висит» (пытается отвлечь внимание детей от себя), вскакивает и начинает по одному ловить детей. Те, кто ей попался, выходят из игры. Так до последнего игрока. «Мать-птица» обеими руками прикрывает детей и старается их не отдавать «Мәскәй».

Я спросила, еще в какие башкирские игры играют дети. Они перечислили такие игры, как «Йәшенмәк» (Прятки), «Бастырышмаҡ» (Догонялки), «Ун таяҡ» (Десять палок) и др. Я попросила показать мне давно известный и один из любимых игр башкир «Йәшерәм яулыҡ» (Спрячу платок).

Потом дети играли в игру «Шишки-орешки». Они парами встали в круг. Одна пара вышла и стала играть в догонялки по кругу. Когда убегающий устал, встал перед одной парой, а стоящий позади игрок побежал, догоняющий теперь бежал за ним. Если он догонял убегающего, то вставал в круг, а догонять начинал тот, кого он поймал. Дети не смогли объяснить, почему игра называется «Шишки-орешки». Ведь эта игра, теперь почему-то с русским названием, тоже была одной из любимых игр башкирской молодежи, а современные дети только называют ее по-другому.

Все же я не удержалась, спросила у одной женщины, которая вышла из школы и тоже стала наблюдать за игрой детей, знакома ли ей эта игра. И вот что она мне ответила: «Когда мы были молодые, эта игра называлась «Ҡайыш» («Ремень»). У догоняющего на руках был ремень. Кто-нибудь из любой пары резко менял свое место, в это время игрок с ремнем должен был успеть ударить или хотя бы задеть ремнем игрока, меняющего место. Если догоняющему удалось задеть ремнем, игрок отдавал фантик и выполнял какое-нибудь наказание» [Записано автором в 2009 г. в деревне Кулгана (Кулгунино) Бурзянского района от Шагалиной Тансулпан Ахмаевны]. Дети играли еще в одну русскую игру под названием «Шел король по лесу». На вопрос, откуда знают эту игру, одна девочка сказала, что была в лагере «Орленок» и там они играли и в эту игру. А теперь и своих сверстников научила [Записано автором от Якуповой Нурании].

Все вышесказанное говорит о том, что игры, в частности народные, нужны детям, им нравится играть в них. Только нужно их научить играть в них, то есть нужна помощь взрослых. При желании можно возродить и народные игры. Для начала можно было бы объявить республиканский конкурс на лучшую народную игру. Мне кажется, очень много малоизвестных или забытых башкирских и других народных игр всплыло бы в памяти людей. Есть же конкурсы по разным жанрам народного творчества, почему бы не организовать и конкурс на лучшие народные игры. Практика также показывает, что детям интересны игры не только своего народа, но и других народов. Но дети не могут перенять игры по их описаниям в книгах, журналах, чтобы определенная игра вошла в обиход, она должна быть несколько раз показана наглядно. Возможно, по ТВ можно организовать передачу «Давайте, поиграем» с повторами при необходимости. В любом случае, пора обратить внимание и на прекрасные народные игры, возродить их и передавать будущим поколениям.