К истории изучения башкирского племени Тангаур


Источник: Ф.М.Сулейманов. К истории изучения башкирского племени Тангаур // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию С.Н. Шитовой. – Уфа: Гилем, 2006. – с.68-71.

Примечание: Публикуется с разрешения автора на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

 

История древнебашкирского племени Тангаур является одной из самых слабо разработанных проблем современного башкироведения. До сих пор специально посвященного этой проблеме трудах, к сожалению, нет. В начале 1990-х гг. автор этих строк, публикуя серию статей о тангаурах и их селениях, основываясь на литературу и некоторые фольклорные и архивные материалы в страницах районный (Зилаирской) и республиканской газетах и журналах, сделал попытку поднять данный вопрос [1].

В изданной в 1995 г. книге известного этнографа Р.З.Янгузина «Башкирские племена», истории тангауров, отведены лишь три страницы, где автор сумел только в общих чертах отразить, в основном этнические проблемы, касающиеся данного башкирского племени без конкретных ссылок на источники [2]. Определенная информация о тангаурах и их селениях собрана в энциклопедии Зилаирского район [3]. Авторы-составители этого издания также попытались составить шежере тангауров. Однако следует сказать, что в энциклопедии допущены множество досадных ошибок и неточностей при определении времени основания, имен основателей тангаурских селений, написании названий деревень и личных имен. Например, Имамбетово вместо Ишимбетово, Мамынт Кашкаров вместо Кашкара Мамутова (с.118.). Ряд старинных родовых тангауровских деревень тангауров ошибочно указаны в качестве бурзянских и усерганских (например, д.Искужино (с.77), д.Староякупово – родина великого кураиста Ишмуллы Дильмухаметова (с.118), д.Юлдыбаево – одна из старинных родовых селений тангауров (с.123.) и др. При составлении шежере, помещенного в приложении издания также допущены вольности, не подкрепленные ни историческим, ни источниковым материалами. По непонятным нам причинам, в энциклопедии ни одним словом не упомянуты такие выдающиеся личности из тангауров как Кусяп батыр Султангулов – главный предводитель башкирского восстания 1737-1738 гг., Загит Казнабаев и Шамсутдин Якшигильдин – кавалеры ордена Боевого Красного Знамени, получившие эти награды в числе первых в Красной Армии. В свою очередь, во избежание ошибок в будущем, хотелось бы обратиться к составителям и редактору этого издания, что помещение исторического материала в изданиях такого уровня требует особой внимательности и привлечения историков-специалистов, а сама энциклопедия требует переработки и переиздания.

Отсутствие специальных историко-этнографических исследований по данной проблеме привело к тому, что в настоящее время определенный интерес к ней стали проявлять ученые-филологи, не всегда вооруженные методами исторических исследований, слабо представляющие себе историческую картину процессов этнообразования в период зарождения и формирования башкирского этноса, и поэтому допускающие иногда вольности в толковании исторических явлений. Данное положение вещей, конечно же, должно настораживать историков. Сюда, прежде всего, следует отнести две статьи, опубликованные в журнале «Ватандаш» за 2001 г.

Филологи А.Камалов и З.Султанов опираясь на известные небольшие части шежере тангауров, а также ссылаясь только на услышанную ими «историю» от единственного информатора и собственные наблюдения-фантазии, попытались удивить читателей, выдвигая ничем не доказанную версию о происхождении тангауров от башкирского племени Усерган, вклинивая в шежере тангауров некоего «легендарного Мутая» [4]. Следует сразу сказать о том, что имя Мутай ни в каких известных списках и редакциях шежере племени Тангаур, ни в эпических материалах не встречается. Однако новоявленный Мутай, с легкой руки А.Камалова, приписывается в шежере тангауров в качестве «сына» Тунгаура. З.Султанов в своих фантастических построениях пошел дальше предыдущего автора. Мутай, по его мыслям, не кто иной, как сам Муйтен бий (!), вот только он не согласен с тем, что он «сын» Тунгаура, потому что, в этом случае пострадает созданная им «теория» о первичности усерган (почти усерганский шовинизм) во всей башкирской истории! И он приходит к мысли о том, что должно быть, все наоборот: Мутай-Муйтен родоначальник не только усерган, но бурзянцев и тангауров, только вот тунгауры все попутали, и имя исказили... А бурзянцы его вовсе забыли?

Итак, в этих работах допущены непозволительные вольности в толковании источников, фактов и имен, тексты характеризуются запутанностью в изложении, алогизмом в выводах. Что касается Мутая, то мы предполагаем, что речь, действительно, может идти про известного нам Муйтен бия (Мутиян в «Чингиз-наме»), перешедшего на службу монголам без сопротивления, легенды о которым, вполне могли проникнуть в среду тангауров, ближайших соседей и со временем воспринять как личность тангауров.

Указанные авторы, совершенно проигнорировали тот факт, что, существует мнение о том, что этноним Тангаур – Тунгаур, наряду с другими башкирскими этнонимами, как «кидан – катай», «тама – тамъян», «татабы – табын», был известен еще в эпоху Древнетюркского и Уйгурского каганатов в форме «тонгра», а китайских источниках – «тунло». Кроме того, в произведении «Чингиз-наме», создание которого ученые определяют временем не позднее начала XVII в., наряду с племенами Катай, Кипчак, Бурзян, Муйтен и др. есть указания на существование самостоятельных тангаурских племен под предводительством, известных нам и по шежере и эпическим произведениям их биев Тимеркутлу и Сенекля сына Кунгурат-бия, которые получили от рук Чингисхана собственные родоплеменные атрибуты, не походившие, никаким образом, на атрибуты усерган или бурзяицев [5]. Итак, исхода из вышеизложенного, следовало бы думать, что процесс происхождения племени Тангаур протекал в другое время и другом месте и в отличие от усерган может быть, отнесен к более раннему периоду.

Следует также указать и на то что, ни шежере племени Усерган, ни шежере племени Тангаур вовсе не содержат какую-либо информацию о выделении последних от первых. Естественно, этнические связи усерган с тангаурами существовали, которые происходили в связи с тем, что они входили в единый военно-политическии союз «Ете ырыу», составляющий основу башкирского этноса, но следует еще раз подчеркнуть идею о самостоятельном происхождении этих племен. По мнению академика Р.Г.Кузеева (по которому эти племена рассматриваются как самостоятельные образования), профессоров Б.Х.Юлдашбаева и А.-З.Валидова, башкирские племена Тангаур и Усерган были известны в источниках IX-X вв. под общим именем Баджгард, Баджгурд, Басджирт или Башхарт, составившие в древности вместе с племенем Бурзян ядро башкирского народа [6] .

Тангаур, как мы полагаем, древнейшее башкирское племя, этнические корни которого восходят к эпохе Уйгурского и Великого Древнетюркского каганатов. Тексты древнейшего письменного памятника, выполненные тюркским руническим письмом в честь подвигов принца и полководца Древнетюркского каганата Культегина, донесли до нас, вероятно, самое раннее сообщение об этнониме Тангаур в форме названия племени Тонгра (на китайским – Тунло) [7]. Академик Р.Г.Кузеев приводит интересные данные, о том, что тангаурские башкиры в своих преданиях происхождение их племени прямо связывают с древнетюркским принцем Культегином [8]. Следует указать и на то, что большинство родовых тамг тангауров находит аналогии с древнетюркскими рунами. [9].

В науке существует и другое мнение относительно этнических предков тангауров, согласно которому в их этногенезе определенную роль играл древнемонгольский этнический компонент рода Кунграт, который претерпел тюркизацию еще в период господства Древнетюркского каганата [10]. Все это наталкивает нас к мысли о том, что этническими предками тангауров могли выступать два разных компонента – тюркский и тюркизированный монгольский, что, по-видимому, нашло некое отражение в «Чингиз-наме», а также в более позднем делении тангауров на две самостоятельные части.

Тангауры состояли из двух самостоятельных племен – Ялан (южные) Тангаур и Урман (северные) Тангаур и занимали довольно обширные территории. По мнению многих исследователей, в древности племя Тангаур совместно с племенами Бурзян, Тамъян, Катай, Кипчак, Усерган, Юрматы обитало на северо-западе современного Башкортостана, заселяя северо-восточную часть современного Татарстана [11]. Одни ученые считают, что лишь в ХIII-XIV вв. под натиском монголо-татар эти башкиры переселились на Южный Урал и в Зауралье [12]. Р.Б.Ахмеров высказал интересную мысль о более ранней миграции башкирских племен с запада на Южный Урал и в Зауралье – «со времен великого переселения народов, т.е. примерно VI-VIII вв., если не раньше» [13].

На территории Южного Урала северные тангауры обитали в верховьях реки Агидель и в Зауралье, южные занимали территории по Сакмаре и Яику (Уралу). В одной работе А.З.Асфандиярова приводятся архивные данные о то, что в XVII в. тангаурские вотчинные владения имелись по обоим берегам р.Яик (Урал) [14].

По материалам бургомистра Юхнева в 1730 г. тангауры проживали и в Казанской дороге по берегам реки Ик (Ыҡ), образуя там самостоятельную волость. В XVIII в. произошло переселение группы тангауров на запад, где они селились аулами по берегам р.Каралык [15]. В IX-XIII вв. в общественно-политической жизни юго-восточного Башкортостана тангауры, видимо, играли довольно существенную роль. Так, в башкирском эпосе «Кусяк-бей», в основу которого легли, по мнению, многих исследователей, реальные личности и события, происходившие в Башкортостане в домонгольской период, повествуется о предводителе союза башкирских племен Масим-хане [16]. У этого башкирского хана в государстве были объединены в союз 12 крупных племен башкирских племен, среди них племя Тангаур во главе с бием и батыром Тимеркутлу, который возле ханского трона занимал самое высокое место, указывается как одно из влиятельных, многочисленных и сильных. Кроме того, эпос сообщает нам очень интересную деталь о роде хозяйства тангауров: «Хлебопашество – их род занятий» [17]. Кстати, интересно отметить, и о том, племя Тонгра, имевшее место в истории эпох Древнетюркского и Уйгурского каганатов, по происхождению относилось к тюркоязычному племенному объединению Телес (Тоелес), которое занималось оседлом скотоводством и по антропологической характеристике относилось к европиодной расе [18]. Весьма интересным является и информация от старожилов-тангауров д.Янгазино Баймакского района, о том, что родовой рекой (водой-атрибутом) их предки указывали реку Туяляс [19].

Как было указано выше, племя Тангаур в составе башкирского народа состоял из двух самостоятельных родов – Ялан Тангаур (южные) и Урман Тангаур (северные) [20]. Как и другие башкирские племена тангауры имели собственные родовые атрибуты. Основная тамга южного рода тангаурского племени –  – полумесяц, дерево – ольха, птица – сорока, оран (боевой клич) – «кунгурат» [21]. У северных тангаурцев основная тамга – полумесяц, дерево – карагас, птица – беркут (карагуш), оран – «байгара» [22].

В русских документах Тангаурские волости впервые встречаются, начиная с XVII в. [23]. В 1725-1726 гг. бургомистр Юхнеев зафиксировал Тангаурскую волость Ногайской дороги. К сожалению, по известной нам причине данных о количестве деревень и дворов он не оставил: воинственные тангаурцы «не пустили» Юхнеева в свои владения [24]. По данным С.И.Руденко в 1730 г. на Ногайской дороге имелась Тангаурская волость, владения которой расположились по берегам рек Белая (Агидель) и Сакмара, Интересен и тот факт, что Тангаурская волость также имелась и в Казанской дороге на р.Ик [25].

Первые неполные сведения о числе дворов у тангауров мы находим у князя Урусова в 1739 г. По его данным в Урман-Тингаурской волости числились 80 дворов и 161 душа м.п. В том же году граф Панин в Тингаурской волости (вероятно в Ялан-Тангаурской, отдельной от Урман-Тангаурской волости) зафиксировал 105 дворов.

П.И.Рычков в 1762 г. в перечне башкирских волостей показал Тингауровскую волость со 80 дворами которая состояла из двух, по его не совсем верному мнению, тюб – Урман Тингауровской и Ялан-Тингауровской [26], которые, к этому времени, уже являлись самостоятельными волостями. Тангаурская волость Казанской дороги, по неизвестной нам причине, в его реестре отсутствует. Вероятно, она к этому времени слилась с какой-нибудь другой волостью или ее население переселилось в другой район, а может, и ускользнула от внимания исследователя.

На территории нынешних Зилаирского, Хайбуллинского и Баймакского районов расположили деревни ялан-тангауров (южных). Ялан-тангауры в свою очередь делились на роды и тюбы: Татлыбай Тангаур, Ситяй, Тукхары, Сабай, Нугайлар, Мышылар, Харекэй, Букат, Кара-Кипчак и Калмак [27]. Урман-тангауры, расселялись на территории нынешних Абзелиловском, Бурзянском, Белорецком, Кугарчинском районах.

Документальных сведений о самых первых поселениях тангауров на территории районов, времени их возникновения нам найти не удалось. Можем лишь предположить, что тангаурские аулы первоначально носили названия самого племени, рода или родоначальников. Так, в Кугарчинском районе РБ до сегодняшнего дня сохранилась деревня, название которой восходит к этнониму тунгаур: д.Тангаур Кугарчинского района РБ [28]. На территории современного Абзелиловского района в XVIII в. были известны деревни Аскар-Тангаур, Ишкул-Тангаур и т.д., в нынешним Хайбуллинском районе также имелась деревня Смак-Тангаур, в Бурзянском – Исламбай-Тангаур и т.д.

Сегодня населенные пунктов башкир-тантауров известны в семи различных районах Башкортостана, что указывает на довольно широкий ареал расселения представителей этого племени: Абзелиловский район (всего – 6): Аскар, Ишкул, Кирдас, Тепян, Абзелил, Ахмет.

Баймакский район (всего – 7): Абдулкарим, Алгазы, Бурзян-Елга, Куват, Янгазы, Ишбирде, Ишмухамет (Карамалы).

Белорецкий район (всего – 1): Исмакай.

Бурзянский район (всего – 8): Аскар, Байназар, Большой Бретяк, Малый Бретяк, Исламбай, Магадей Наби, Яуымбай.

Зилаирский район (всего – 18): Балапан, Верхнесалимово, Кашкар, Искужа, Ишбулды, Максют Матрай, Юлдыбай, Сынташ (Малоюлдыбаево), Ямансаз, Япарсаз, Старый Якуп, Новый Якуп, Султантимер, Суртан-Узяк, Камыш-Узяк, Сидровка, Юмагужа.

Кугарчинский район (всего – 1): Дунгаур (Тангаур)

Хайбуллинский район (всего – 14): Валит, Макан, 1-я Мурза, 2-я Мурза, Рафик, Нижний Смак, Нижние Исянгильды, Абдулнасир, Адель, Алибай, Султангужа (Таштугай), Новопетровское, Подольск, Безводный (Петропавловское).

Немало интересных материалов по истории племени и образованных их представителями населенных пунктов (к сожалению, только касательно территории Зилаирского района – автор.) можно извлечь из имеющегося в нашем распоряжении варианта шежере ялан-тангауров [29]. Данное родословное дерево тангауров в основном содержит имена представителей рода, живших с древнейших времен по XIX в. Рассмотрим ту часть шежере, где перечисляются люди, имена которых совпадают с названиями тангаурских родов и первых их аулов на территории Зилаирского района.

В качестве первопредка указано имя Тунгаур, (Тангаур, Дунгаур, Кунгурат, Тимер). Далее следуют его сыновья и внуки: Хакколай (второе имя Каратюльке), от него – Иламан, Мулькаман и Юламан. От Иламана родился Кустэнэ, от него 6 сыновей: Булансы, Хатыусал, Тукхары, Тукбай, Мулькаман, Янбарак.

От Мулькамана – Шикаман,

От Шикамана – Калкаман, Кубуш, Кутлуюл. От Кутлуюла родились Бикбау, Яналы, Балапан.

От Балапана – Яналы и Ибикан.

От Хатыусала родились 6 сыновей: Кулбай, Динис, Исекай, Ситяй, Татлыбай, Харекэй.

От Харекэя – Айтап и Хаккул.

От Хаккула – Кусюк, от которого 5 сыновей: Кансура, Юлыш, Мухамет, Муртаза, Аскар.

От Аскара – Мусят, Ишемгул, Бурансы, Буканбай, Максют.

От Бурансы – Таймас, от Максюта родились Джиянбай, Джиянгул, Исламгул, Янгильде.

От Янгильде – Салимьян, Сулейман и Шарип.

У Джиянбая было 2-е сыновей – Ишкужа и Ишмулла.

От Ишкужы – Рахмангул, Мухаметвали, Абделвагап, Ишмухамет

От Ишмухамета – Абкабир.

От Ишмуллы – Абдулмукмин

От Джиянгула – Абдулла и Якуп.

Сыновья Якупа – Даут и Аитбай.

Итак, в шежере мы обнаруживаем имена многих людей, которых без сомнения можно принять за основателей тангаурских селений Зилаирского района, нашедших отражение и в архивных документах.

Таким образом, древнебашкирское племя Тангаур имеет богатую и самобытную историю, которая требует детального специального изучения.

 

Использованная литература: 

1. Сулейманов Ф.М. Тангаурские башкиры // Агидель. – 1994. – №6. – с.185-190. (на башк. яз.); Сулейманов Ф.М. Мы – тангауры // Башкортостан. – 1993. – №129 и др.

2. Янгузин Р.З. Башкирские племена. – Уфа, 1995. – с.53-56.

3. Зилаирский район. Энциклопедия / под общ. ред У.Г.Саитова. –Уфа, 2000.

4. Камалов А. Ете юл сатындагы ауыл // Ватандаш. – 2001. – №4. – с.120-125; Султанов З. Taнгаур – из рода усерган // Ватандаш. – 2001. – №4. – с.179-187.

5. Чингиз-наме // Агидель. – 1994. – №6.

6. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. – М., 1974; Юддашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. – Уфа, 1972. – с.26.; Валидов А.-З. Среди бурзянских башкир (на баш. яз.) // Агидель. – 1992. – №10.

7. Дастан о Культегине // Ватандаш. – 1997. – №4. – с.87; Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – М.: Айрис-пресс, 2002. – с.288.

8. Кузеев Р.Г. Указ. соч. – с.68.

9. См. Кузеев Р.Г. Указ. соч.; Ахмеров Р.Б. Наскальные знаки и этнонимы башкир. – Уфа, 1994; Щербак A.M. Тюркская руника. Происхождение древнейшей письменности тюрок, границы ее распространения и особенности использования. – СПб., 2001.

10. Кузеев Р.Г. Указ. соч.; Янгузин Р.З. Башкирские племена (на башк языке). – Уфа, 1995. – с.53.

11. Мрясов С. Историческое прошлое башкир. Краеведческий сборник, №3-4. – Уфа, 1930. – с.74.; Кузеев Р.Г. Указ. соч.; Камалов А.А. Данные гидронимии к проблемам этногенеза башкир // АЭБ. – Т.4. – Уфа, 1971. – с.289.; Ахмеров Р.Б. Указ. соч., – с.15. Янгузин Р.З. Указ. соч., – с.55.

12. Кузеев Р.Г. Указ. соч., Янгузин Р.З. Указ. соч., – с.55.

13. Ахмеров Р.Б. Указ. соч., – с.15-16.

14. Асфандияров А.З. Семья и брак башкир в XVIII – первой половине ХIХ вв. – Уфа, 1989. – с.56.

15. Кузеев Р.Г. Указ. соч.

16. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. – Уфа, 1994. – с.209.

17. БНТ. – Уфа, 1999. (на баш. яз.). – с.319-335.

18. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Указ. соч., – с.288.

19. Информатор Тимербулатов М.И. (1929 г.р.).

20. О самостоятельности тангауровских родов указывают, во-первых, упоминание в «Чингиз-наме» двух биев, как предводителей отдельных родов – Тимеркутлу и Снекле сын Кунгурата, которых есть основание рассматривать в качестве лидеров тангаурских родов (совпадают имена биев Тимеркутлу и Кунгурат, которые нашли отражение в шежере тангауров и эпосе «Мясим-хан», их тамги, птица, боевой клич и т.д.); во-вторых, поныне не обнаружено единое шежере для южных и северных тангауров.

21. Сулейманов Ф.М. Тангаурские башкиры // Агидель. – 1994. – №6. – с.185 – 190. (на баш. яз.).

22. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. – Уфа, 1997. – с.19.

23. Асфандияров А.З. Семья и брак башкир в XVIII  первой половине XIX в. – Уфа, 1989. – с.59.

24. Материалы по истории БАССР. – М.,-Л., 1936. – Ч.1. – с.137.

25. Руденко С.И. Башкиры. – М.,-Л., 1955.

26. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. – Уфа, 1999. – с.56.

27. ЦГИА РБ. Ф.138. ОП.2. Д.431.

28. Усманова М.Г. Имя отчей земли. Историко-лингвистическое исследование топонимии бассейна реки Сакмар. – Уфа, 1994. – с.272.

29. Данный вариант шежере ялан-тангаурского племени до сих пор не опубликовано, здесь использована ксерокопия оригинала, которая хранится в личном архиве автора.