Из истории башкирского племени Усерган


Источник: Ю.А.Абсалямова. Племя усерган в составе башкир Восточного Оренбуржья // Феномен евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2009. – 288 с. – С.20 – 23.

Примечание: Публикуется с разрешения автора статьи. на историко-краеведческом портале Ургаза.ру Печатается с нумерацией ссылок, но без представления списка использованной литературы.

 

Усергане – одно из крупнейших юго-восточных 6ашкирски племен. Усерганская волость включала в себя огромную территорию, занимаемую племенем – по среднему течению Урала, рекам Сакмаре, Большому и Малому Ику, Касмарту, Таналыку, включая в себя кроме Восточного Оренбуржья территорию современных Хайбуллинского, Зианчуринского, часть Зилаирского районов РБ. По сведениям П.С.Назарова, в XIX в. площадь родовых вотчин усерган составляла около 7000 кв. верст, с башкирским населением около 4200 человек [1].

Родоплеменная структура башкир, как и многих других тюрко-монгольских народов, являлась многоступенчатой. Башкирские племена («ҡәбилә») подразделялась на рода (у юго-восточных башкир «ырыу» или «түбә»), а те в свою очередь на более мелкие родовые подразделения («ара», «туп») (от древнетюркского «топ» – группа, кучка). В ходе сбора полевого материала в Восточном Оренбуржье в 2003-2007 гг. было обнаружено, что знание племенной и родовой принадлежности башкирами почти утрачено. Лишь небольшая часть пожилого населения относит себя к какому-либо племени, как правило, к усерганам или кипчакам. Уже Д.Н.Соколов, проводивший свои исследования в конце XIX – начале XXвв., отмечал, что «усергане мало помнили названия своих тюб (родов – Ю.А.)» и «нет не только каких-либо данных о распределении тюб на территории, занимаемой племенем, но в настоящее время самые названия тюб помнят только старики, и поэтому нет возможности определить, какие деревни к какой тюбе принадлежат» [2, С.2]. Поэтому сведения о родоплеменной структуре башкир, в основном, черпались из источников и опубликованной литературы.

Наиболее ранние сведения о родовом делении племени усерган содержатся в работе П.И.Рычкова. В составленном им в первой половине XVIII в. списке башкирских племен у усерган зафиксированы следующие роды («тюбы»): ай-усергенская, жаутюба-усергенская, шишайлярская, бишайлярская, сурянская, чурашевская [3, С.42]. Исследователь второй половины XIX в. П.С.Назаров приводит в своей работе уже несколько иной состав племени: кунак, аскак, афанди, сураж, бишей, шишей, аю, куакань, сары – и отмечает, что два последних рода «считаются пришедшими после» [4, С.170]. Различия в двух списках объясняются тем, что родовое деление у башкир не было постоянным – одни роды исчезали, появлялись новые, как правило, разросшиеся из родовых подразделений. Наиболее точный и полный состав родов усерган первой половины XIX в. зафиксирован в ведомостях, составленных башкирскими и мишарскими кантонными начальниками в 1834 г. В них содержатся данные о принадлежности к определенной тюбе (роду) каждой деревни. У усерган встречаются тюбы, такие как Аксакова, Апандова, Аюва, Бишаевская, Шитаевская, Кунакова, Сарынская, Чурашевская, а также в единичном количестве – Мамбетеева, Тамъянская, Кугарчинская [5. С.262-284]. С тех пор родовое деление уже перестало играть роль в жизни башкир и, следовательно, не претерпевало больше никаких изменений. На основе перечисленных выше, а также некоторых других источников удалось установить родовой состав усерган более позднего времени, в начале XX в. оно имело в своем составе следующие роды – аскак (аçҡаҡ), апанды (абаҙы), кунак (ҡунаҡ), айыу (айыу), бишей (бишәй), шишей (шишәй), сураш (сураш), сары (һары). В связи с непостоянством родового деления в данный список вошли не все рода. В разное время у усерган существовали другие, более мелкие роды, впоследствии утратившие значение и вошедшие в состав остальных родов. Так, в списке П.И.Рычкова среди прочих называлась Жаутюбя-Усергенская тюба. В источниках род усерган с похожим названием не встречается. Между тем существование его отразилось в топонимии занимаемой усерганами территории. На территории Зианчуринского и Кувандыкского районов проходит хребет Яутюба (деревни Яныбаево Новоскамарск) Как известно, башкирские деревни часто получали названия по родам к которым они принадлежали. На территории Хайбуллинского района существовала деревня Яутюба (рядом с деревней Акзигитово), название которой предание связывает с казахскими набегами («яу» – битва, «тюба» – холм) [6. С.63]. В одной из работ историка-краеведа Р.Г.Насырова упоминается усерганская деревня Сары-кая рода яутюба, которая была сожжена карателями в ходе восстании XVIII в. [7. С.36]. Вероятно в составе усерган в XVIII в существовал род яутюба. который прекратил существование в конце XVIII – начале XIX в. Нужно отметить что в тюркских языках часто встречаются этнонимы с основой «яу», «джау», «жау» (жау кельды (узбеки), джау качкан (узбеки-локайцы)) [8. С.24]. Видимо, род яутюба усерган восходит к древнему роду или племени, который в период средневековья вошел в состав разных тюркских народов.

П.С.Назаров отмечает, что род куакан наряду с родом сары появился в составе усерган позже остальных. Кыуакан – крупное племенное объединение на северо-востоке Башкирии, в верховьях реки Белой, мигрировавшее на Южный Урал в составе табынского объединения в период средневековья. Части его вошли в состав различных башкирских племен в качестве родов и родовых подразделений. Видимо, у усерган к(ы)уакан был довольно крупным родовым подразделением, но самостоятельным родом так и не стал. К(ы)уакан встречается в названиях родовых подразделении оренбургских башкир. Возможно, в более раннее время к(ы)уаканы кочевали вместе с усерганами, так как в одном из усерганских преданий говорится о том, что «верховоец» Муйтен-бий был направлен к Чингисхану от Куаканскогои Усерганского родов [9. C.170].

Более древними в составе усерган являются роды сураш, айыу, кунак, что было отмечено Р.Г.Кузеевым [10. С.110], позднее образовались бишей, шишей, аксак и aбазы. П.С.Назаров считает бишей и шишей дочерними родами, отделившимися от сураш [11. С.43]. Косвенное подтверждение этому имеется и в одном из шежере усерган, где Бишей является сыном Сураша, а Сураш – сыном Усергана [12. С.14]. Этнонимы бишей, кара бишей в тюрко-монгольском мире достаточно широко распространены и фиксируются у других башкирских племен, а также у узбеков и киргизов [13. С.143]. Род бишей усерган расселялся на территории Зианчуринского района РБ, частично – Кувандыкского района Оренбургской области, где имеются две деревни – Акбулатово и Тлявгулово, неофициальным названием которых является Бишей. В другом шежере говорится, что у Усергана, основателя племени, было три сына – Ябыгуэр (Ябығүәр), Ялпак (Ялпаk), Суйельгужа (Сөйәлғужа). Потомки Ябыгуэра образовали роды айыу и бишей, Ялпака – сураш, ҡунаҡ, аҡһаҡ, Суйельгужи – шишей и абазы [14. С.175]. Потомки Ялпака, в основном, расселялись в Восточном Оренбуржье, Суйельгужи – Хайбуллинском районе, Ябыгуэра – Зианчуринском районе.

Деревни рода шишей большей частью расположены на территории Хайбуллинского района РБ. Принадлежащие к этому роду деревни Восточного Оренбуржья – Яльчибаево, Нарбулатово, Ишкильдино – образовались как выселки деревень Хайбуллинского района. Род сары в составе усерган считается дочерним  родом, или родовым подразделением рода шишей, что вполне согласуется с расселением этих родов [15. С.170; 16. С.62]. Род шишей занимал территорию по рекам Крепостной Зилаир, Баракал, Бузавлык, Таналык (от впадения в него Бузавлыка), Ташла, Сухая Губерля [17. С.175]. А род сары в Оренбургской области заселял смежную с ним территорию – восточную часть Гайского района по реке Сухая Губерля. По сведениям местных жителей, ранее род сары занимал междуречье Куруила и Касмарта [18. С.64]. Согласно шежере, родоначальником родов сары и абазы считается человек Сары [19. C.176]. Сары – неофициальное название деревнь Ишкинино, Янтюрино и Янтышево. Так называются и два населённых пункта в Кувандыкском районе – поселок Сара и станция Сара, расположенные недалеко друг от друга. Народная этимология объясняет их названия наличием желтой глины (һары – башк. «желтый») в местности, но, скорее всего, оно связано с расселением некогда рода сары на этой территории. Этноним сары широко распространен у тюркских народов – киргизов (саруу), туркмен (сары, эрсары), каракалпаков (сары, арсары, бессары), узбеков (сарыш), казахов (сары-кыпчак, сары-аргынь, сары-усунь, сегиз-сары) [20. С.219; 21. С.466-467]. Он встречается и во многих башкирских родоплеменных группах. Название рода, видимо, связано с некогда крупным племенным объединением средневековых кипчаков – сары-кыпчак. Народ шары упоминается в составе кимакских племен, исследователи идентифицируют его с кипчаками [22. С.125]. Существует мнение, что название «сары», которое с тюркских языков переводится как «желтый», наряду с тождественными «половцы», «хардеш» отражало их европеоидность, рыжеволосость [23. С.82-83]. Наличие кипчакского по происхождению рода у усерган свидетельствует о тесных контактах между ними и кипчаками, расселившимися на Южном Урале намного позже.

Название рода абазы дореволюционными русскими историками было искажено, как апанды и в таком виде вошло во всю последующую литературу. Этноним также имеет параллели в тюркском мире, он распространен у соседних с башкирами народов: у ногайцев (абыз), у казахов племени табын (абыз), каракалпаков племени муйтен (родовые подразделения абыз (роды Муйтен арыса Коңырат) абыс (роды Мыйтан, Уйшун), абас (роды, Кыят, Тараклы арыса Коңырат; роды Кенегес, Араншы арыса Он торт уруу)) [24. С.54]. Сураш – также широко распространенный этноним на территории Башкирии. А в формах чураш, чурас он встречается у узбекского рода тогузогуз племени кыпчак, имеются параллели и у каракалпаков, киргизов [25. С.136].

Айыу (башк. «медведь») – этноним, связанный, вероятно, с древними тотемными воззрениями башкир [26. С.215]. Он встречается у других башкирских племен, а также у узбеков (аю, аючи) и киргизов (аюу). По мнению К.Ш.Шаниязова, племена, имеющие в названии основу «аю», генетически связаны и относились к кипчакскому объединению [27. С.135]. У оренбургских башкир есть только две деревни рода айыу – деревня Райманово Саракташского района (неофициальное название Айыу) и деревня Аскарово Кувандыкского района.

Усергане рода аскак возводят свою родословную к Ильбак-батыру, которого называли также Аkһаk (башк. «хромой»). В настоящее время среди них часто фамилии Ильбаков, Ильбактин [28. С.63]. А род кунак шежере возводит к Кунак-тархану [29. С.62]. Таким образом, названия этих родов, по-видимому, являются антропонимами.

Усерган рода кунак (башк. «гость») иногда отождествляют с родом бүре (башк. «волк»). Однако вероятнее что буре лишь крупное родовое подразделение в его составе. К нему относились три деревни, в неофициальных названиях которых присутствует основа «буре» – Верхненазаргулово (Башбүре, Бүреяр), Аксура (Урта Бүре, Катралы бүpehe), Сакмар-Назаргулово (Һakмap бүреhе) (последняя в Хайбуллинском районе). Во всех этих деревнях зафиксировано родовое подразделение бүреләр. Известно, что волк являлся распространенным тотемным животным как у башкир, так и у других тюркских народов. Роды бурибай и бури зафиксированы в составе узбеков и киргизов [30. С.129]. Культ волка отразился и в легенде усерган, согласно которой волк стал их проводником при переселении на Южный Урал. Другая легенда, записанная в деревне Верхненазаргулово, связывает происхождение рода буре с волчицей: парень из племени усерган женился на волчице, обернувшейся девушкой, но соплеменники не приняли их, и молодая семья стала жить отдельно. Их потомки образовали впоследствии род бүре [31. С.82].

Ниже приводится родовой состав усерганских деревень в Восточном Оренбуржье XIX в., восстановленный на основе полевых материалов автора и сведений из работ П.И.Рычкова, П.С.Назарова, А.З.Асфандиярова, А.А.Камалова и Ф.У.Камаловой, P.С.Рахимова, Р.Г.Насырова. Наибольшее число деревень относилось к роду аксак – Старо-Халилово, Мало-Халилово, Чураево, Мало-Чураево, Акчура, Ибрагимово, Абубакирово*, Мамбетеево*, Верхнеутягулово*, Бикташ*, Канчерово, Бикбердино*. Затем в порядке убывания следуют роды: кунак – Узенбаево, Ишберда, Юмагузино 1-е, Юмагузино 2-е, Юмагузино 3-е, Верхненазаргулово, Кунак*, Байназарово*, Алчинбаево*; абазы – Ялнаир, Бурангулово, Барангулово, Каипово, Юлгутлино, Султанбаево; сураш – Рысаево, Сарбаево, Зианчурино, Кидриясово, Миртирек*, Среднеаскарово, Нижнеаскарово; бишей – Гумерово, Тлявгулово, Акбулатово; шишей – Яльчибаево*, Нарбулатово, Ишкильдино*; сары – Ишкинино, Янтюрино*; айыу – Аскарово, Райманово.

Усергане в XVI – XVIII вв. сохраняли формально общеплеменную собственность на землю. В то же время территория племени делилась между родами, причем каждый род имел определенное место зимнего и летнего расселения. В XIX в. разделение территории между усерганскими родами, зафиксированное в «Земельном шежере» усерган, выглядело таким образом: шишей считали своей родовой землей территорию от рек Зилаир и Сакмар, по реке Яик и до Уртазымской крепости; бишей и аскак – от рек Зилаир и Касмарт до реки Яика и Орловской и Таналыкской крепостей; кунак и абазы – от рек Касмарт и Сакмары до реки Яик, Таналыкской и Тереклинской крепостей; сураш и кыдрас – от рек Сурень и Касмарт до реки Яик, Орской крепости и Ипецкой защиты [32. С.47-48]. Таким образом, получается следующая картина расселения усерганских родов: бишей и шишей занимали в основном восточные и северо-восточные пределы племенной территории (Хайбуллинский район РБ), аскак – южную часть (Гайская, восточная часть Кувандыкского района), сураш – западную (Зианчуринский район РБ, Кувандык. район), кыдрас и айыу располагались на северо-западе (Зианчуринский район РБ, Саракташский район) (Деревня Илячево-Турат рода айыу в Хайбуллинском районе РБ, по преданию, основана выходцами с берегов р.Сурень современного Зианчуринского района).

Примечание: Знаком * обозначены деревни, прекратившие существование.


Дополнительно: историко-краеведческий портал «Оренбургские башкиры. История. Культура. Этнография».